Рыночный расклад , Черноземье ,  
0 

Куда текут молочные реки Черноземья в пандемию

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com
COVID-19 больно ударил по всем направлениям экономики, однако производство и переработка молока и молочных продуктов в России продолжают демонстрировать стабильные показатели

Как вирус повлиял на рынок

Одна из самых заметных тенденций на потребительском рынке во время пандемии – рост популярности товаров повседневного спроса, который продолжался до мая 2020 года. По данным холдинга «Ромир», в июле россияне стали экономить активнее: свободные деньги среднестатистической семьи составили 23 тыс. рублей (по сравнению с июлем 2019 года их объем вырос на 7,2%). В отчете Национального союза производителей молока отмечается всплеск спроса в марте-апреле 2020 года, связанный с началом периода самоизоляции. За первые пять месяцев потребление традиционной продукции восстановилось по отношению к 2019 году: цельномолочная продукция (+3%), в частности, питьевое молоко (+2%), сметана (+7%), сливки (+20%), в том числе для сегмента b2b.

Также аналитики обращают внимание на растущий тренд здорового питания, потребление молочной продукции без ЗМЖ: спрос на сырные продукты продолжил сокращаться (-23%), на сыры – расти (+10%).

«Пандемия и скачки курса валют спровоцировали серьезные турбулентности в экономике. Люди стали меньше потреблять молока из-за закрытия соцсферы и HoReCa. Несмотря на рост производства, снижался рубль и увеличивался импорт молока», – рассказал РБК Черноземье финансовый консультант для молочного животноводства Ольга Петухова.

Экономический кризис, вызванный пандемией, привел к тому, что внутреннее индивидуальное потребление молока выросло, считает вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.

«Молочная продукция – базовый товар в продуктовой линейке наравне с хлебом, крупами и мясом. Во время финансовой нестабильности россияне покупают молоко, кефир, сметану, творог, при этом сокращается объем продаж производных и более дорогих продуктов», – подчеркнул вице-президент.

Ко второму полугодию потребление и производство молока относительно сравнялось. Ольга Петухова подчеркивает, что в 2020 году сезонное летнее снижение закупочной цены молока у производителей было меньше. Это облегчило процесс производства в дальнейшем. Летом участники рынка сообщили о значительном снижении спроса на фоне падения реальных располагаемых доходов населения.

Специфика Центрального Черноземья

«Отличие Центрально-Черноземного региона от остальных заключается в развитом производстве молока-сырья и его переработке. Макрорегион благоприятен для молочного животноводства, поэтому новые инструменты находят там наиболее эффективное применение. Технологии животноводства современного типа начали развиваться более 15 лет назад именно в ЦЧР. Ключевым преимуществом территории является земля, а также хорошие климатические условия для развития растениеводства и животноводства, высокая урожайность кормовых культур и качество кормов, которые влияют на продуктивность молочного стада. Не менее важна близость к крупнейшим рынкам сбыта», – рассказала РБК Черноземье заместитель председателя Комитета МТПП по развитию предпринимательства в АПК и генерального директора Petrova 5 Consulting Марина Петрова.

Девальвация рубля и рост себестоимости производства не помешали отдельным регионам Черноземья планомерно наращивать объемы сырого молока. Согласно отчету «Союзмолока», выделилась Воронежская область, заняв пятое место по объемам производства молока в первом квартале 2020 года – регион дал 234,8 тыс. тонн сырого молока с приростом в 7% к уровню прошлого года.

В категории товарного молока воронежские аграрии тоже в лидерах: в 2019 году региону удалось возглавить рейтинг субъектов РФ по абсолютному приросту производства товарного молока КРС с приростом в 106,5 тыс. Белгородская область также вошла в топ-10 с показателем в 52,3 тыс. тонн, заняв уверенное шестое место. Снижение продемонстрировала Тамбовская область, сократив продукцию на 1,4 тыс. тонн.

Действительно, в некоторых регионах можно заметить уменьшение производства по отношению к предыдущему аналогичному периоду. Это может быть связано с проблемами логистики вследствие закрытых границ, ограничениями на условия работы производительных площадок, а также пониманием трудностей сбыта сырья и ожиданием сезона «большого молока».

Минсельхоз в августе уже сообщил о снижении цены сырого молока: сокращение на 3,6% по отношению к августу прошлого года. Динамика цен, по оценкам экспертов, зависит от курса рубля, карантинных ограничений, спроса и объемов импорта.

Законотворчество в молочной отрасли

Восстановление от коронавирусного шока совпало с другим, достаточно значимым и резонансным для молочной отрасли решением – Минпромторг определил сроки маркировки молочной продукции. Так, с 20 января обязательно начнут маркироваться не сгущенные молоко и сливки со сроком хранения от 28 суток.

Павел Сигал напомнил, что маркировку готовой молочной продукции планировалось ввести с июня текущего года, однако из-за пандемии эти сроки были перенесены, так как не все заводы успели приобрети оборудование и отладить технологию. В Центре развития перспективных технологий вложения отрасли в маркировку оценили в 4 млрд рублей: объем индивидуальных инвестиций зависит от размера компании, количества производственных линий и объема производства.

«В связи с последними событиями потребители стали тревожнее. Сомнения вызывают происхождение, вкус, качество, аргументы добавленной стоимости и то, как обращается с продуктом товаропроводящая сеть, – считает эксперт в области цифровизации промышленных предприятий, член президиума Национальной Ассоциации «Росмаркировка» Равиль Гимадиев. Расходы на пилотные проекты по маркировке берут на себя разработчики решений и оператор. Позже они лягут на молочные предприятия. Чтобы к 20 января 2021 молочная отрасль подошла без серьезных финансовых потерь, нужно в корне менять понимание бизнесом сути маркировки. Маркировка – лишь небольшая часть пласта новых информационных технологий Track&Trace (система для обмена данными по бизнес-процессам между всеми контрагентами на жизненном пути продукта, – прим. ред.)».

Эксперт подчеркнул, что построение такой системы внутри каждого предприятия максимум через пару лет станет musthave на уровне внедрения ERP (системы по управлению предприятием, – прим. ред.) в конце 90-х годов. На рынке уже есть решения как для небольших предприятий стоимостью до 100 тыс. рублей «под ключ», так и для среднепроизводительной линии стоимостью до 2 млн рублей.

Марина Петрова и Ольга Петухова утверждают, что в итоге затраты на маркировку лягут на плечи покупателей. По оценкам аналитиков, нововведение может стоить отрасли до 30 млрд только в 2021 году. Тяжелее всего придется хозяйствам и фермерам, чьи мощности производства меньше 100 тонн в сутки, сумма инвестиций для таких КФХ может стать неподъемной.

«Цифру» никто не отменял

Помимо маркировки в отрасли обозначились и прочие тренды на цифровизацию: модернизация оборудования, внедрение автоматизации и компьютерное сопровождение.

В ключе развития дистрибуции, Мариной Петровой отмечено усиление e-commerce за время карантина: рост спроса на быструю доставку продуктов питания способствовал развитию этого направления в ритейле («ВкусВилл», Х5, «Утконос», «Самокат») и через онлайн-агрегаторы («ДеливериКлаб»). Сейчас у потребителей становятся все более востребованы безлактозные, низкожирные продукты, которые по вкусовым качествам не уступают высокожирным. Рыночное преимущество получат те производители, которые смогут соблюсти этот баланс.

«Представьте себе «умную» ферму – один человек управляет стадом коров, которых доят с помощью специальных роботов. Им приносят еду автоматические системы кормления, а навоз полностью утилизируется с помощью автоматизированного трактора, управляемого со спутника. Это уже рядом, и кто быстрее внедрит, тот получит огромные преимущества перед конкурентами», – поделилась Ольга Петухова.

Не стоит забывать о системе бережливого производства и командообразования: грамотные специалисты всегда должны стоять на первом месте, добавил эксперт. В ближайшие пять лет молочное животноводство ожидает внедрение роботизированного доения и, как следствие, снижения количества сотрудников ферм, что станет проблемой для сельской местности.

Для 2020 года, кажется, уже хватило экспериментов: теперь молочным компаниям предстоит не просто выйти из экономического кризиса, но и оценить готовность площадок соответствовать стандартам качества продукции, которые диктует маркировка.

Решения Артем Белов: «У молочной отрасли есть прекрасные перспективы развития»
Содержание
Закрыть