Маркировка преткновения: оценка реальной стоимости системы в «молочке»
Материалы выпуска
Куда текут молочные реки Черноземья в пандемию Рынок Артем Белов: «У молочной отрасли есть прекрасные перспективы развития» Решения Маркировка преткновения: оценка реальной стоимости системы в «молочке» Решения Как влияет пандемия на лидеров молочной отрасли Решения Василий Редин: «Помимо экспорта нужно увеличить внутреннее потребление» Инструменты Станислав Шаламков: «Успех ждет компании, нацеленные на b2b рынки» Инструменты Штефан Дюрр: «Важно производить натуральный продукт по разумным ценам» Инструменты Андрей Ли: «Мы выбираем лучшее сырье, и наш приоритет — это безопасность» Инструменты Сергей Глушков: «Перед молочной отраслью сейчас стоит множество проблем» Инструменты
Решения Черноземье
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Маркировка преткновения: оценка реальной стоимости системы в «молочке»

Во сколько де-факто обойдется маркировочная система крупному и малому бизнесу — разбирался РБК Черноземье
Фото: depositphotos.com

Маркировка товаров — процесс, позволяющий проследить путь товара от производителя до покупателя. Обязательные ее стандарты в России уже действуют для табачной продукции, парфюма, на очереди — молоко. Минпромторгом в августе были озвучены планируемые сроки: с 20 января следующего года запускается молоко, сливки (со сроком хранения более 28 дней) и мороженое, с 1 июля 2021 года — молоко и сливки (со сроком хранения менее 28 дней), сыр, масло, творог и безалкогольные напитки с молочным жиром. Пахту, йогурт, кефир, сгущенное молоко начнут маркировать с 1 октября 2021 года, ожидается, что к системе также подключатся фермерские хозяйства, самостоятельно осуществляющие розничную продажу собственной молочной продукции с 1 октября 2022 года.

Для легальных товаропроизводителей и продавцов система несет очевидные плюсы: дает гарантии необходимого качества и соответствия принятым стандартам, повышает управляемость бизнеса и лояльность потребителей. Профессионалы ИТ-рынка советуют видеть в маркировке не очередное обременение со стороны государства, использовать ее как повод для цифровой трансформации компании, оптимизации бизнес-процессов, углубления бережливого производства и усиления позиций на рынке.

Все большее распространение среди производителей молочной отрасли получает тезис о том, что ввод маркировки повлечет только увеличение расходов. Финансовый директор Original Group Юлия Соловьева отмечает, что для небольших предприятий стоимость решения для маркировки «под ключ» не превысит 100 тыс. рублей. Набор для маленьких фермерских хозяйств включает программное обеспечение по подписке, принтер, ТСД (терминал сбор данных), а также интеграция 1С.

На линию для небольшого предприятия, производящего до 120 тыс. упаковок в месяц, предусмотрены сметы на 600 тыс. — 1,1 млн. рублей. Для крупной компании, загрузка на линии которой превышает 1 млн. упаковок в месяц, эта услуга будет стоить порядка 1,5 — 2,2 млн. руб. При горизонте планирования 3 года затраты производителей в пересчете на единицу продукции составят всего 5-10 копеек, что некритично даже для недорогой продукции.

«Система маркировки — это во многом бытовое название ИТ-решения, которое на самом деле требуется бизнесу. На самом деле, при грамотном подходе к таким проектам имеется в виду нечто большее. Речь идет о внедрение информационных систем класса Track&Trace, это тренд ближайших пяти лет в России. Если участники рынка поймут, что маркировка — это, в первую очередь, многофункциональное программное обеспечение и его правильная настройка (а не принтеры, камеры и прочее), процесс ее внедрения запустит цепь позитивных преобразования для бизнеса», — сообщила Соловьева Юлия.

Важно, что сегодня каждая компания или хозяйство могут поучаствовать в пилотных проектах бесплатно.

Эксперт добавила, что текущая ситуация с пандемией, перепроизводством, падением спроса и кризисом является поводом для грамотных целевых вложений в технологии. Промышленные системы нового класса Track&Trace — это не только и не столько про обязательства перед государством, это также инструмент управления ассортиментом, маркетингом и продажами. Она повлечет экономию на операционных расходах, рост репутации продукта в глазах потребителя.

Специалисты подчеркивают, что в обязательной маркировке на качественно новом уровне должны быть заинтересованы в равной степени как регулятор, так и бизнес. Молочные производители знают, что цифровизация не приводит к молниеносному росту эффективности, что тормозит и «оттягивает» процесс модернизации. Понимание, как именно извлечь пользу из маркировки, сегодня есть у немногих молочных предприятий.

«Мы начинаем поэтапно подготавливать почву для ввода маркировочной системы, чтобы амортизировать финансовые расходы сельскохозяйственных компаний и переработчиков. Например, разобрались с вопросами экономичной печати. Совместно с типографией завершен переход на чернила с UV-отверждением в литровых емкостях, а уже в начале сентября завершатся финальные испытания, цель которых — запуск пьезоэлектрической UV-печати на штатной скорости 300 метров в минуту. Опять же ради снижения стоимости. Ведь стоимость 42 мл чернил в картридже — около $100, а сольвентные чернила в литровых емкостях, которые мы используем стоят $80 за 1 литр», — подытожила финансовый директор.

Цифры стоимости оснащения линии всегда привлекают внимание отрасли, кто-то говорит о миллиардах, кто-то о ста тысячах рублей. Очевидно, что масштаб производства будет определять затраты не только на комплекс обозначений для товара в молочной отрасли, но и полную модернизацию производственных процессов. Государственные ведомства и операторы обращают внимание, что возможность поучаствовать в пилотных проектах уникальна в своем роде, и дает возможность в числе первых внедрить инновационную систему и получить конкурентное преимущество.