Инструменты , Черноземье ,  
0 

Алексей Бондарев: «Мы не стали ждать пока кто-то сделает хорошо»

Реклама:
Алексей Бондарев (Фото: пресс-служба компании «Декаст»)
Алексей Бондарев (Фото: пресс-служба компании «Декаст»)
Генеральный директор компании «Декаст» – о трудностях внедрения умных приборов учета, о законодательной части в сфере цифровизации ЖКХ и планах на 2021 год

— Алексей, ваша компания занимается производством инновационных счетчиков воды и тепла. Расскажите подробнее о том, что такое умные приборы учета, как они работают, какие преимущества и недостатки у таких устройств?

— Приборы учета служат для того, чтобы учитывать потребленные пользователями ресурсы: электричество, вода, тепло и газ. В первую очередь они производятся для обеспечения финансовых расчетов между предприятиями, генерирующими и распределяющими ресурсы, и потребителями. По мере эксплуатации приборов учета выявлен их существенный недостаток – невозможность автоматической передачи показаний. Обязанность по передаче этой информации возложена на владельцев или пользователей помещений, в которых установлены приборы учета. Иногда ответственные люди забывают это сделать, а иногда искажают данные намеренно. В погоне за экономией в нарушение требований законодательства нечестные граждане останавливают счетчики неодимовыми магнитами. Оперативно узнать и отреагировать об этом невозможно.

В сфере приборостроения сейчас происходит движение в сторону производства приборов, способных самостоятельно передавать показания ресурсоснабжающим организациям. Первыми, кто успешно взял такие приборы на вооружение, стали электроснабжающие организации. В соответствии с последними изменениями в законодательстве с 1 июля 2020 года ответственность за приборы учета электроэнергии переходит от потребителей к энергетическим компаниям.

С 1 января 2022 года вступят в силу требования, предусматривающие установку интеллектуальных приборов учета, которые станут ключевым элементом интеллектуальных систем учета энергии. Рядовым потребителям умные приборы учета позволяют онлайн следить за показаниями, при этом их можно проверить и на самом приборе учета. Также данные в автоматическом режиме передаются в энергоснабжающие компании.

С другими энергоресурсами ситуация пока неизменна. Ответственность за приборы учета таких ресурсов лежит на потребителях. Многие энергоснабжающие организации заинтересованы в наших продуктах, но законодательные рычаги, благодаря которым было бы возможно заставить прибрести и установить пользователя ресурсов умные приборы учета, на данный момент отсутствуют.

Как я уже сказал, есть закон в области электроснабжения, где организации взяли полностью под свой контроль установку приборов учета и сбор данных. Но здесь тоже не все гладко. Закон не предусматривает дальнейший план действий. Не прописано, как и с какой периодичностью эти приборы должны передавать данные. Это должно быть зафиксировано на бумаге, так как если это не будет реализовано, то «умный» счетчик установят, но возможность дистанционной передачи показаний не реализуют.

— Когда началась цифровизация ЖКХ? Какие были трудности с внедрением «умных» приборов учета? И как успешно состоялись первые внедрения?

— Цифровизация ЖКХ началась очень давно. Москва стала первой. На старте было принято решение устанавливать приборы учета воды с импульсным выходом, которые характеризуются наличием герконового датчика и провода, выходящего из счетчика. Для передачи показаний этот провод должен подключаться к счетчику импульсов, который подключается к системе диспетчеризации, но, как правило, это нигде не реализовано. Также, в связи с тем, что провода необходимо протягивать, а в старых домах это осуществить затруднительно, и плюс ко всему это дорого в обслуживании, мы начали разрабатывать умные приборы с передачей показаний по радиоканалу. Разработки в этом направлении ведутся нами на протяжении нескольких лет. Передавать данные вышеупомянутые приборы учета могут как в закрытом, так и в открытом диапазоне.

Если вы работаете, например, с сетью NBIot, то здесь взимается обязательная абонентская плата с владельцев счетчиков. Сеть удобна тем, что может быть развернута как на оборудовании сотовых сетей LTE, так и отдельно, в том числе поверх GSM.

Но мы начинали свои разработки c использованием сети LoRaWAN. На данный момент у нас большинство продуктов работают именно на этом протоколе. LoRaWAN – это технология, которая тоже работает по радио, но в открытом диапазоне. Сейчас она ГОСТирована, то есть входит в перечень протоколов для передачи данных, которые признаны нашей страной. Технология LoRaWAN легка в установке. В некоторых странах и городах уже растянуты сети, которыми можно пользоваться также, как и сетью МТС. Также можно использовать свои базовые станции. Базовые станции российских производителей недороги. Плюсом таких станций является то, что они охватывают сразу все счетчики: электроэнергии, воды, газа и тепла.

Всю эту систему можно разложить на уровни. Первый, или аппаратный, уровень – это сами приборы учета. Все данные собираются и передаются по радиоканалу пакетами в облачные хранилища. Счетчики могут быть разных производителей, также, как и базовые станции. Второй уровень – сетевой сервер. Он управляет базовыми станциями. Верхний уровень нужно написать. Мы не стали ждать пока кто-то сделает хорошо, а написали его сами с сетевым сервером. Все это мы назвали Декаст-сервисом. Далее мы предоставляем эту услугу в рамках поставки приборов учета. Арендную плату не взимаем, хотя стоит это больших денег. Сама платформа снабжена и мобильным приложением, и авторизацией через Госуслуги. У такой системы есть сертификат, что свидетельствует о том, что все данные, которые собираются и передаются благодаря этой системе – точные. Реализована интеграция с цифровыми системами страны. Мы запускаем пилот, люди подключаются к этой системе, смотрят, если им нравится и подходит такой способ учета и передачи данных, они переходят на постоянное пользование. Переход от старой системы к новой не требует специалистов, трудности переподключения минимизированы.

— Какие меры принимаете по популяризации инновационных приборов учетов? Может быть проводите какие-то мероприятия?

— Для освещения темы в прошлом году посещал и участвовал в разных выставках, конференциях, конгрессах. Их посещают представители водоканалов, застройщиков, ТСЖ, местных властей. Мы начинаем популяризацию сначала через эти каналы. Рядовые граждане не совсем понимают, зачем им нужны «умные приборы». Многим не сложно заглянуть в шкафчик и переписать данные один раз в месяц. А другая сторона проблемы их не касается. Они об этом не волнуются.

Нам нужна поддержка со стороны законодательства. Пока не будет зафиксировано, что жильцы обязаны установить инновационный счетчик, они не будут их устанавливать. Со старыми приборами учета можно обманывать, платить меньше. С нашими уже так не получится. Если владелец помещения решил приложить магнит к «умному» счетчику, он это зафиксирует, и с этими данными ресурсоснабжающая организация может обратиться в суд.

Также на примере первопроходцев – энергоснабжающих организаций, считаю должен быть независимый ученый совет, который поможет в правильной формулировке закона. Так как на примере мы видим, что закон есть в сфере электроснабжения, а результат искажен, он не такой, какой мы ожидали.

— Что мешает компании развиваться и внедрять созданные решения в текущих условиях?

— Поскольку пандемия затронула каждый регион нашей страны, мы почувствовали это на себе. Объемы продаж, а в следствии чего и объемы производства компании упали, потому что, во-первых, был мораторий на перепроверку счетчиков на год, то есть людям не нужно было менять приборы учета в течение года. В связи с этим сдвинулся определенный пласт продаж, который мог бы быть в это время. И в принципе ухудшилась экономическая ситуация в стране: многие не работали, доходы сократились, понизилась платежеспособность граждан.

— Расскажите о своих первостепенных задачах и планах компании на 2021 год.

— Наша стратегия, она же и главная задача – это реализовывать товар и внедрять наши труды. Это основное. Также перед нами стоит непростая цель – популяризация наших продуктов среди юридических лиц. В качестве разработки мы выбираем диверсификацию каналов передачи. LoRaWAN – это то, с чего мы начали. Это самый удобный, самый понятный протокол. 

Содержание
Закрыть