В 2021 году Воронеж оказался на предпоследнем месте в рейтинге развития велоинфраструктуры 15 городов-миллионников России, составленном КБ «Стрелка». Авторы исследования обращают внимание — велоинфраструктура в большинстве городов располагается не там, где это нужно всем участникам движения, а появление велосипедистов на трассах стало предвестником аварийной ситуации.
Несмотря на активную позицию властей, проблема велосипедной инфраструктуры появилась в воронежской повестке недавно. Однако, к ее решению стараются подойти системно. Так, в этом году велодорожка с отдельной зоной для пешеходов появилась в микрорайоне Шилово — от улицы Теплоэнергетиков до поворота на плотину водохранилища она простирается на расстояние порядка 3,5 км. Кроме того, недавно закольцевали веломаршрут в микрорайоне Олимпийский, а также предусмотрели 900-метровое «кольцо» по периметру парка Дельфин. Сегодня продолжается строительство еще одного участка протяженностью около 4 км на улицах Краснознаменной и Острогожской.
Мэрия и парламентарии города предлагают реализацию масштабного кольцевого маршрута — подразумевается, что на мостах через водохранилище функцию велосипедных дорожек должны заменить выделенные полосы, а единое кольцо появится после реконструкции Петровской набережной и появления Левобережной набережной (которую планируют благоустроить до 2025 года).
Без внимания не остался другой транспорт, набирающий популярность среди активных воронежцев — самокат. В планах городских властей появление карты, на которой будут обозначены места аренды самоката и участки, где пользоваться данным видом транспорта запрещено. Схему разместят на ресурсах операторов. «Конечно, мы не идем в ногу со временем — сначала надо было делать самокатные дорожки, а потом появляться самокаты. Но раз уж так получилось, то задача и администрации города и нас депутатов, чтобы выделялись дорожки, чтобы это было комфортно и в первую очередь безопасно для наших жителей», — считает депутат Воронежской городской Думы Дмитрий Крутских.
По правилам самокат должен быть оснащен звонком или другим устройством, подающим сигнал, тормозом, передним и задним фонариками, складывающейся подножкой. Предельная скорость не должна превышать 25 км в час, а услугами кикшеринга можно пользоваться только после 16 лет.
«Мое личное мнение, самокат — это хорошо, но пугает то, что происходит на улицах. Я поддерживаю жесткие требования, которые должны быть разработаны на законодательном уровне правила и инженерные решения — огни, сигналы, так как нет ничего, — поделился парламентарий Олег Черкасов. — Пока что дело ограничилось заключением в июле соглашения между администрацией города и операторами, предоставляющими услуги по аренде самокатов. Согласно ему, самокатчикам запрещено выезжать на проезжую часть, кататься на самокате сразу нескольким людям».
Несмотря на то, что в законодательстве не прописаны ограничения для самокатов, в Воронеже правила движения по выделенным зонам внесут во внутренние правила посещения парков — в Центральном парке специальные зоны для самокатчиков должны появиться уже весной 2022 года.