— Владимир, что означает для Державинского участие в «Приоритете-2030»?
— В ходе отбора Минобрнауки поддержало программу развития вуза до 2030 года, которую мы сформулировали. Теперь эта программа получит финансирование. Важно и то, что нашу программу одобрили в содержательном плане: мы смогли показать, и Министерство признало это, что стратегия и тактика Державинского синхронизированы с общенациональными задачами и трендами.
— Конкурс был жестким?
— Конечно, да. Ведь для большинства вузов (прежде всего, региональных) это была борьба за гарантированное будущее. Из 191 заявки поддержано 106. В Центральном Черноземье только три победителя — Державинский университет и два белгородских вуза.
— Вы упомянули «гарантированное будущее».
— По существу, приз в этом конкурсе — не просто деньги, а статус. Участие того или иного вуза в этой госпрограмме — маркер того, что государство делает ставку на этот вуз. Такие университеты должны не только выжить, но и стать драйверами регионального или отраслевого развития. Государство постоянно сортирует вузы: создает наиболее благоприятные условия для лидеров.
— А для проигравших?
— А для проигравших — возможность проявить себя. «В борьбе отстоишь ты право свое». Несколько лет назад Минобрнауки практиковало присвоение университетам статуса «региональных опорных». Сейчас вместо программы опорных вузов и ряда других программ запущен «Приоритет-2030». Можно сказать, что впервые в Тамбовской области появился опорный вуз.
— Можете в двух словах описать факторы победы?
— У любой успешной заявки два слагаемых. Во-первых, правильно сформированный целевой образ и, во-вторых, задел — то есть наши нынешние достижения, которые показывают, на что мы способны. Державинский — это современный университет с широчайшим спектром социально и экономически значимых специальностей. У нас учатся более 50% очных студентов региона.
— Это тот случай, когда размер имеет значение?
— Размер — условие необходимое, но не решающее. Назову лишь несколько цифр. Доля иностранцев среди наших студентов — 27%. Почти треть! Доля внебюджетных доходов — 58% в среднем за последние пять лет. Это очень много для любого вуза. Сомневаюсь, что в России наберется хотя бы десяток региональных вузов с такими поразительными показателями эффективности.
— Может ли вуз быть одновременно финансово благополучным и социально ответственным?
— Должен быть. Ведь в противном случае его ликвидирует либо рынок, либо государство. Финансовая устойчивость – основа любых программ развития и предмет наших постоянных забот. Но искусство состоит в том, чтобы быть лидерами на рынке образовательных услуг, не продав за это душу.
— И получается?
— Мы не занимаемся хищническим демпингом и имитацией образования ради повышения доходности. Мы вообще не мыслим себя фирмой на диком рынке: Державинский это социальный институт, ключевой механизм воспроизводства человеческого капитала.
— Итак, победа — всего лишь стартовый выстрел для реализации программы развития.
— Да. Державинский кардинально меняется: и по форме, и по содержанию.
— Хотелось бы представить масштаб изменений?
— Приведу некоторые целевые показатели 2030 года. Количество очных студентов увеличится с 8,1 тыс. до 11 тыс. человек. Доля иностранных студентов достигнет 41%, а иногородних — 25%. Фактически, университет станет и международным, и межрегиональным. Внебюджетные доходы увеличатся до 67% от общего бюджета, а объем НИОКР возрастет с 177 млн до 759 млн рублей.
— Это весьма серьезные цифры.
— Причем, все это не просто благие пожелания, а индикаторы, за выполнением которых будет следить Минобрнауки.
— Есть рецепты выполнения таких амбициозных задач?
— Во-первых, концентрация ресурсов. Социальное расслоение и хозяйственная стагнация — это результаты разного рода дефицитов. Гении рождаются и без денег, но развиваются лишь в насыщенной среде. Победа в «Приоритете-2030» помогает нам такую среду развивать. Путь к ресурсам — грантам, инвестициям — открывает лидерство. Идет ли речь о каких-то областях науки, инноваций или образования. Во-вторых, важна способность привлекать внешние ресурсы: коммуницировать, создавать коллаборации.
— Что движет людьми, которые должны все это сделать?
— Дерзкие идеи, которые меняют жизнь всего университета и каждого отдельного человека. Сознательная ответственность: формируем новое поколение. Взаимное уважение и понимание общности интересов.
— А деньги?
— Любовь нельзя купить. Деньги хорошо работают, только если приложены к правильным — разумным и вдохновляющим идеям.
— Какие выгоды из этой программы извлечет Тамбовская область?
— Программа развития вуза полностью ориентирована на удовлетворение потребностей региона. Прошло то время, когда регионы для вузов были всего лишь территорией, на которой стояли университетские корпуса. Минобрнауки продвигает другую философию: лидирующий региональный университет должен быть механизмом трансфера научных разработок для базовых отраслей региональной экономики и, что не менее важно, локомотивом социальных трансформаций.
— О каких разработках идет речь?
— В рамках «Приоритета-2030» сфокусировались на нескольких проектах: «Клеточные и тканевые биотехнологии», «Цифровизация в АПК и природопользовании», «Специальная и строительная химия». Выстраиваем (совместно с научными и промышленными партнерами) цепочки внедрения наших прикладных разработок — вплоть до серийного производства.
— Почему именно эти разработки? Университет силен в этих сферах?
— Силен. Но не только поэтому. АПК и химическая промышленность составляют около трети валового регионального продукта Тамбовской области. Значит, здесь есть интересы бизнеса, интересы области. Хочу подчеркнуть: упомянутыми проектами наши возможности и планы не ограничиваются.
— Есть ли в наборе ваших приоритетов социальные проекты?
— Упомяну о демографической проблеме, которая мне представляется весьма острой. В Тамбовской области заметное отрицательное сальдо миграции в возрастной группе 17-25 лет. Мы видим свою задачу в том, чтобы умерить отток молодежи, предложив ей здесь — на малой родине — современное многопрофильное образование. Для этого нужно трансформировать образовательную среду.
— Как трансформировать?
— Наши ключевые ставки — гибкое и чувствительное к запросам времени содержание, расширение дополнительного образования, освоение студентами навыков жизни и работы в цифровом мире и, конечно, предоставление студенту, без преувеличения, мировых образовательных возможностей. Университет должен быть точкой входа в глобальное научно-образовательное пространство.
— Каким же будет студент будущего?
— Конкурентным, практико-ориентированным, способным развивать свои квалификации, мыслящим научно, широко и смело. Образовательный процесс должен обеспечивать, во-первых, фундамент для личностного роста, а, во-вторых, очень быстрый и точный ответ на запросы рынка труда.
— Можете ли привести хотя бы несколько примеров, что конкретно изменится для студентов к 2030 году?
— Практически все будут получать в бакалавриате две специальности — основную и дополнительную. 90% учебных программ будут иметь программу-близнеца: «Прикладная информатика в сфере…». Сетевое обучение займет около 30% времени — в основном это будут курсы университетов-партнеров и известных ученых из России и из-за рубежа. Вместо дипломных работ будут практические проекты по заказу работодателей или настоящие научные исследования. Все это и многое другое, на самом деле, будет не к 2030 году, а намного раньше.
— Говоря в целом о программе развития, не слишком ли масштабные задачи для вуза в немноголюдном регионе?
— Разве крупные университеты могут быть только в мегаполисах? Уже много десятилетий назад мобильность и глобализация отменили это правило. Есть Утрехт, Сиена, Тарту, Томск. Но главное: почему не здесь? Мы же живем здесь. Почему хороший большой университет должен быть где-то в другом месте?
— На чем основывается ваша личная уверенность в успехе?
— Во-первых, на рефлексии. Мы перед конкурсом внимательно оценили свои возможности. Во-вторых, мы сформировали вполне конкретный целеполагающий образ вуза. Надо уметь видеть себя завтра. Наконец, в-третьих, мы не включили в программу такие цели, алгоритм достижения которых не был конкретен и понятен. Цели должны быть дерзкими, а механизмы их достижения — доступными.