Kartina.TV отмечает в этом году 14-летие выхода на телевизионный рынок Европы. Отмечает, как и полагается клиенто-ориентированному оператору, усовершенствованиями и выходом на новые рынки. Подробнее о них рассказал создатель и бессменный руководитель Андрей Рейх.
— Андрей, для начала расскажите, пожалуйста, о создании платформы и пути, который пришлось пройти — с чего все начиналось, и как выглядит сейчас? Кто она, ваша целевая аудитория?
— Как это часто бывает, все началось со спроса, который родил предложение. К середине нулевых в Европе уже проживало несколько миллионов выходцев из СССР, которым очень хотелось получать новости с родины. Однажды маленькая компания решила «собрать на коленке» решение, которое позволило бы смотреть доступные на тот момент русскоязычные телеканалы. Немедленно сработало сарафанное радио — идея оказалась настолько востребованной, что нам пришлось в срочном порядке регистрировать компанию. Среди нас был технический специалист, который придумал, как все это сделать, — и он до сих пор возглавляет техническое направление в «Картине».
Что касалось развития — оно проходило параллельно со всем мировым рынком платного ТВ: расширялся список телеканалов (их уже больше двухсот), вводились всевозможные фишки, например, постановки видео на паузу, записи архива, добавления онлайн-кинотеатров. Территория покрытия расширялась — Германия, Великобритания, США, Израиль, мы работаем везде, где есть русскоязычные диаспоры. И пакет каналов стал совсем интернациональным — в него вошли каналы из всех бывших республик и даже Израиля, где наших абонентов тоже очень много.
Огромная совокупная видеотека в пакете Kartina.TV — мы интегрировали рекордное число онлайн-кинотеатров. Я знаю, многие операторы пока только задумываются об этом, самые продвинутые уже внедрили по паре-тройке, а у нас их уже девять!
— По вашим оценкам, как за последние годы изменилось медиапотребление пользователей Kartina.TV?
— Примерно так же, как оно изменилось во всем мире. Людям уже недостаточно просто сидеть перед телевизором и смотреть, что он покажет — они хотят формировать свою личную повестку, персонифицированную программу передач. Поэтому сейчас топ айтишных разработок — персонализация услуг под личные предпочтения на основе пользовательского опыта. И, соответственно, современный оператор уже превращается в такой мощный развлекательный хаб, в котором есть все — кино, кулинарные рецепты, мультики, книги, новости и спорт с музыкой, любой контент. Главное — это «умный» хаб, который буквально «предчувствует», что сегодня предложить именно этому человеку.
Если же говорить о некой сводной аналитике, сейчас в топе новости, по понятным причинам.
— Насколько высок интерес к отечественному контенту за рубежом? В целом, анализируете ли вы предпочтения аудитории при выстраивании программной политики?
— Интерес среди наших абонентов очень стабилен — это же и понятно, у нас довольно узкая целевая аудитория, в которую мы очень хорошо попадаем. Я бы скорее говорил об интересе к различного типа новому контенту. Скажем, добавление каждого нового онлайн-кинотеатра сопровождалось всплеском включений в него.
И анализ — да, конечно, это обязательный этап для любой новой услуги, любого контента. Каждый телеканал, который мы добавляем в пакет, сначала тестируем, проверяем его востребованность у нашей аудитории — это такой маркетинговый must-have для каждого оператора. Случается, что широко разрекламированный и дорогой телеканал оказывается не интересен аудитории, а что-то узко тематическое «заходит» и пользуется стабильным интересом.
— Если говорить о производстве контента, какие тренды сегодня влияют на его развитие и почему? На ваш взгляд, каким будет рынок контента в ближайшее время?
— Мне кажется, сейчас время тектонических изменений всего рынка — превращение простой операторской услуги в целую развлекательную вселенную, помещенную в одну маленькую коробочку. Об этом очень хорошо говорят, например, темпы развития платформы Roku — американского производителя таких «коробочек». Это один из самых быстроразвивающихся видеосервисов, который уже вышел и на европейский рынок — там, кстати, есть и наш сервис Kartina.TV.
Контентная вселенная тоже активно развивается, но, в отличие от технологий, где развитие идет волнами, здесь это постоянный процесс: вещатели и производители контента постоянно ищут, пытаются нащупать, куда дальше двинется интерес аудитории. Скажем, сегодня в мире очень популярна экологическая повестка. Какой-то период кинематографисты играли с пользовательским контентом — снимали «как бы любительские» фильмы, целые сериалы на телефон.
— По оценкам аналитического агентства «ТМТ Консалтинг», в 2021 году рост рынка платного ТВ в России оказался рекордно низким — всего на 1,5% по отношению к предыдущему году. Как обстоят дела в Европе, и как, по вашим прогнозам, будет развиваться телерынок в 2022 году?
— Это, конечно, два совершенно разных рынка, и, на мой взгляд, прогнозы по российскому рынку строить сейчас рано: мы видим масштабные изменения на этом рынке, уход ряда мейджоров, оставшиеся операторы жалуются на усложнение работы с правообладателями контента. Но при этом платное телевидение и телеком — одна из самых стабильных отраслей, поскольку телевидение сейчас невероятно востребовано у населения. Более того, в любые кризисные периоды телесмотрение повышается, поскольку на нем сказывается и повышенный интерес к новостям, и снижение доходов: как следствие, люди вынуждены заменять различные развлечение самым дешевым из них — телевидением.
Европы и мира, где работает Kartina.TV, все эти изменения практически не коснутся, разве что слегка. Но главная отраслевая тенденция остается актуальной и для России, и для мира — превращение оператора в большой развлекательный хаб. Судя по отчетам, в этой трансформации преуспели и российские операторы, и мировые — такие как мы.