Инновации , Черноземье ,  
0 

Рустам Хафизов: «Генетика и селекция — ключевой приоритет развития АПК»

Рустам Хафизов (Фото: пресс-служба  Группы «Черкизово»)
Рустам Хафизов (Фото: пресс-служба Группы «Черкизово»)
Руководитель инновационного аналитического центра Группы «Черкизово» Рустам Хафизов — какие перспективы развития технологической независимости АПК сейчас существуют, и как компания планирует участвовать в этом процессе

— Как оцениваете предварительные итоги развития агропромышленного комплекса в 2022 году в целом и в секторах, в которых работает «Черкизово»?

— В целом динамика развития отечественного АПК положительная, несмотря на все вызовы и объективные трудности, с которыми отрасль столкнулась в текущем году. Это проблемы с логистикой — цепочки поставок нарушились еще в ковидный период, а на фоне санкций ситуация усугубилась. Дополнительно возникли сложности с поставками импортного оборудования и техники. Много было вопросов, требующих оперативного решения. Осенью мы столкнулись с неблагоприятными погодными условиями. Затяжные дожди осложнили уборку урожая. Но отрасль справилась с этими вызовами. Поэтому мы оцениваем итоги развития отрасли и компании положительно.

Рустам Хафизов: «Генетика и селекция — ключевой приоритет развития АПК»

— Какие основные приоритеты развития важно определить на 2023 год и ближайшие годы?

— Один из важнейших приоритетов отрасли не только на 2023 год, но и на ближайшие годы станет сохранение доступности продукции для потребителей. В связи с этим мы видим острую необходимость в технологическом развитии — это цифровая трансформация всех бизнес-процессов. В числе основных направлений деятельности на следующий год — логистика. Сегодня это один из важнейших элементов развития, который в принципе определяет устойчивость отрасли и себестоимость производства. Оптимизация логистики, поиск альтернативных каналов поставок и поставщиков— те вопросы, над которыми необходимо будет работать.

В числе основных приоритетов также можно выделить генетику и селекцию, данная сфера напрямую связана с импортозамещением. В решении этих задач группа «Черкизово» сегодня принимает активное участие.

— В последние годы компания предпринимает активные усилия для увеличения экспортных рынков. В текущих условиях ощутили ли вы влияние скрытых ограничений по экспорту? Какими вы видите дальнейшие перспективы экспортного направления? В чем здесь могут быть основные риски?

— Вопрос экспорта в контексте выхода на новые рынки остается чрезвычайно чувствительным сразу к нескольким факторам, которые определяют его стабильность и динамику дальнейшего развития. В первую очередь — это логистика. Сегодня обеспечение поставок товаров в ту или иную страну, прежде всего, определяется возможностью их транспортировки. Как вы знаете, в этом году на рынке морских перевозок ряд операторов либо ограничили сотрудничество с российскими портами и компаниями, либо прекратили свою работу на территории РФ. В связи с этим резко выросли ставки фрахта по разным направлениям. Именно эти два фактора — финансовый и логистический — определяют экспортный потенциал.

Рынки, на которых компания сегодня активно присутствует, — страны СНГ, Китай, Монголия. Мы видим и новые перспективные направления, но здесь важно понимать, что экспорт —многогранный процесс, в основе которого лежит коммерческая целесообразность. Так, например, Африканский континент с точки зрения экспортного рынка нам очень интересен. Однако экспортировать туда можно только продукцию с невысокой маржинальностью. А соответственно те издержки, о которых я сказал ранее, должны быть нивелированы для того, чтобы экспортер мог эффективно поставить свой товар и реализовать его.

Также сегодня достаточно перспективны рынки Малайзии, Индии, Камбоджи, Лаоса, других стран Юго-Восточной Азии. Однако здесь тоже встает вопрос коммерческой выгоды. Поэтому в текущих условиях для эффективного экспорта агропродукции необходимо увеличить объем доступных контейнеров для морских перевозок, формировать новые транспортные коридоры, расширять меры поддержки экспортной деятельности. На зарубежных рынках отечественным сельхозпроизводителям приходится конкурировать с мировыми лидерами, такими как США и Бразилия. А когда издержки при производстве и логистике возрастают, делать им это гораздо сложнее.

— Ранее в интервью нашему изданию вы говорили, что отечественное АПК продолжает сохранять зависимость от импортной техники и оборудования. По вашему мнению, что сегодня необходимо для обеспечения технологического суверенитета в сельском хозяйстве, и в чем он должен выражаться? Каковы там сегодня ключевые точки роста?

— Достижение технологического суверенитета АПК — один из важнейших приоритетов работы на ближайшие пять-семь лет. Чтобы снизить зависимость от импорта, сегодня нужно развивать отечественную селекцию и генетику. Это очень сложная задача, которую не решить в одночасье. Минсельхоз РФ и бизнес сейчас уделяют очень серьезное внимание этому направлению. Однако его развитие во многом связано с системной работой науки и аграрного образования. Мы можем построить лабораторию, закупить исследовательское оборудование, но встает вопрос, кто там будет работать? А кадры за один год мы не подготовим.

Другим важным направлением технологического суверенитета является импортозамещение оборудования и сельскохозяйственной техники. Здесь также необходимо выстраивать системную работу, систему государственной поддержки НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, — прим. ред.). Такие проекты достаточно капиталоемкие, требуют различных компетенций и один производитель с этим не справится.

Институты развития и государство сейчас выступают координаторами данной работы. Мы видим, что активно формируются меры господдержки, со своей стороны бизнес также вовлекается в эти процессы. Снижение импортозависимости в будущем позволит обеспечить продовольственную безопасность в части производства. Это очень важный момент, который также непосредственно перекликается с развитием экспортного потенциала АПК. Повторюсь, на международных рынках сельхозпроизводителям приходится конкурировать с мировыми лидерами не только по качеству продукции, но и по цене. Если у тебя высокая себестоимость продукции, либо сырья, то ты уже неконкурентоспособен. Поэтому обеспечение технологического суверенитета агросектора, с одной стороны, позволит снизать зависимость от импорта, с другой — повысит экспортные возможности АПК.

— Вы неоднократно озвучивали идею о том, что сегодня необходимо перестраивать кадровую подготовку специалистов для АПК, есть ли результаты, о которых можно говорить?

— Мы не только публично говорим о том, что сегодня необходима трансформация системы агрообразования, но и активно участвуем в этом процессе — реализуем программы дуального образования, проводим стажировки для студентов и преподавателей вузов и т.д.

На самом деле лед тронулся. В этом году начало реализовываться большое количество образовательных инициатив, причем, в связке бизнеса и образовательных учреждений. Это студенческие конструкторские бюро, передовые инженерные школы, студенческие стартапы, в том числе изменение вектора образовательных программ. Произошла и серьезная перезагрузка аграрных университетов в части усиления практической составляющей и научной деятельности.

Безусловно, масштабная работа только началась, и ожидать больших результатов в 2023 году еще не приходится. Однако, отмечу, что положительная динамика, которая сегодня есть — количество вовлеченных людей в процесс, внимание со стороны профильных министерств — это очень хороший тренд.

Группа «Черкизово» принимает непосредственное участие в изменении образовательных программ, активно поддерживает новые проекты, которые появляются. Считаем, что только совместная синхронная работа позволит достичь хороших результатов.

Также отмечу, что, когда речь идет об аграрном образовании, нельзя забывать и про школы. Поскольку именно за будущих абитуриентов сейчас идет основная битва. Если мы хотим, чтобы в АПК приходили молодые, талантливые и замотивированные кадры, необходимо заниматься профориентационной работой с детьми. Сегодня очень важно показывать школьникам, насколько сельское хозяйство может быть интересным и технологичным. В этом году группа «Черкизово» выступила партнером первого всероссийского конкурса по агрогенетике для старшеклассников «Иннагрика». Проект направлен на популяризацию генетики и селекции. Участниками проекта в этом году стали учащиеся старших классов из 24 регионов России. В следующем году мы также будем его поддерживать.

— Недавно группа «Черкизово» приобрела селекционно-генетический центр «Вишневский» в Оренбургской области. С чем связано решение о начале работы в этом направлении, и что оно даст агрохолдингу?

— Как мы уже неоднократно говорили, генетика и селекция сейчас являются важнейшим направлением развития отечественного АПК. Думаю, что в ближайшие годы мы увидим именно качественное развитие сельского хозяйства. Как одна из ведущих вертикально-интегрированных компаний, группа «Черкизово» делает ставку на снижение импортозависимости российского агросектора. Приобретение селекционно-генетического центра «Вишневский» — это не просто усиление вертикальной интеграции для компании, но также возможность прямого участия в развитии российского племенного свиноводства, снижении зависимость отрасли от импортного материала.

Помимо центра «Вишневский», в производственный комплекс также входят комбикормовый завод, убойный цех, племенные репродукторы. По сравнению с другими производственными площадками компании, свиноводческий актив в Оренбургской области не такой крупный — его суммарная мощность 250 тысяч голов в год. Но здесь основной фокус будем делать непосредственно на развитии генетики и селекции.

— Как в 2022 году изменились объемы вложений вашей компании в новые инвестиционные проекты? Каков план на 2023 год?

— Скажу без преувеличения, что в этом году произошло событие, важное для всей отрасли — запуск маслоэкстракционного завода группы «Черкизово» в Липецкой области. Это крупнейшее предприятие по переработке высокопротеиновых масличных культур, преимущественно сои.

Весной этого года компания приобрела бизнес быстрого питания «Сибилла Рус», занимающийся продажами готовых решений для реализации хот-догов, бургеров, тортилий и других блюд. Сегодня этот бизнес называется «ВкусON». Продукция в основном поставляется на АЗС — на данный момент более 4,6 тыс. точек, расположенных как в России, так и в странах СНГ. Мы планируем и дальше активно развивать данный канал продаж.

Кроме того, в декабре компания купила крупный актив в Республике Башкортостан. Это предприятие по производству и переработке мяса птицы с объемом выпуска около 65 тыс. тонн в год.

Что касается планов на следующий год, то в первом квартале 2023 года компания планирует запустить в Ефремове Тульской области новый комплекс по производству полуфабрикатов — наггетсов, стрипсов, куриных котлет — для известных ресторанов быстрого питания. Все ранее заявленные планы компании по развитию крупнейшего в России мясоперерабатывающего кластера в Тульской области продолжают реализовываться. Планируем, что в рамках этого кластера первое предприятие будет уже построено в конце 2023 — начале 2024 года. Также в следующем году продолжим реализацию инвестиционных проектов по технологической модернизации новых и текущих активов.

Практика Павел Царев: «2022 г. стал рекордным для АО «АгроГард» по сбору зерновых»
Скачать Содержание
Закрыть