— Расскажите, с какими итогами отрасль обращения с твердыми коммунальными отходами подходит к окончанию года?
— У нас есть два основных показателя, по которым мы оцениваем результаты реформы — это уровень сортировки и переработки отходов. В настоящее время в России уже сортируется более 19 млн тонн из 60 млн тонн, образовавшихся за год. Перерабатываем почти 5,5 млн тонн отходов. Таких показателей, начиная с 2019 года, удалось достичь благодаря созданию объектов по сортировке и утилизации ТКО. В этом году введены в эксплуатацию 32 предприятия, в том числе шесть комплексных. До конца декабря планируется ввести еще девять, из которых два — комплексных. На сегодня ввод этих объектов позволил привлечь в отрасль порядка 28 млрд рублей, в том числе около 22 млрд рублей внебюджетных средств.
— Одним из главных трендов уходящего года стало государственно-частное партнерство. Сколько регионов заключили концессии в этом году? Где самая крупная?
— Мы благодарны правительству РФ за поддержку наших инициатив о новых мерах поддержки отрасли. У нас появилось два новых финансовых инструмента, которые, как показала практика, в этом году стали наиболее востребованными со стороны инвесторов и регионов. Это «зеленые» облигации и концессии. Сейчас мы заключили 20 концессионных соглашений в 10 регионах на общую сумму порядка 42,4 млрд рублей. Самая крупная из них — в Дагестане. Здесь построят сразу три объекта обращения с отходами общей мощностью 950 тыс. тонн в год за 12,8 млрд рублей. А самую крупнейшую концессию в сфере ТКО заключили в Иркутской области — мусороперерабатывающий комплекс мощностью 405 тыс. тонн. Сумма инвестиций — 3,5 млрд рублей.
— Весь год мы говорили об облигациях РЭО, эту меру поддержки правительство одобрило еще в прошлом году. Когда мы сможем увидеть ценные бумаги на бирже?
— Данный финансовый инструмент в России фактически работает уже больше года. Сейчас у нас находятся заявки на финансирование проектов от 72 субъектов на общую сумму в почти 200 млрд рублей. Это уже превышает лимит в 100 млрд рублей, который был одобрен нам правительством РФ. Исходя из этого, будем ранжировать регионы с учетом готовности их заявок к финансированию. Как я уже сказал, концессионная форма и финансирование через «зеленые» облигации являются наиболее удобным инструментом как для регионов и инвесторов, так и для финансовых институтов.
Первый выпуск «зеленых» облигаций планируем разместить до конца этого года на Мосбирже. За счет эмиссии ценных бумаг мы профинансируем инвестиционный проект по строительству мусорного завода мощностью 300 тыс. тонн в год в Тульской области. Привлечем почти 1,6 млрд рублей. Купить облигации сможет широкий круг инвесторов, в том числе физические лица, то есть те, у кого есть брокерский счет. Предполагаем, что это позволит вовлекать в процесс инвестирования большое количество как профильных, так непрофильных финансовых игроков.
«Зеленый» облигации в России имеют достаточно интересные перспективы. Сегодня они включены в верификационный список по зеленным инвестициям ВЭБ.РФ. Мы рассчитываем на то, что это позволит инвестировать в «зеленые» облигации средства Пенсионного фонда.
— C 2022 года также стартовал новый федеральный проект «Экономика замкнутого цикла». Расскажите, какие отраслевые программы уже утверждены?
— Федеральный проект «Экономика замкнутого цикла» разработан под руководством отраслевого премьер-министра Виктории Абрамченко — одна из 42 стратегических инициатив правительства России. Он стал логическим продолжение федеральной программы по созданию системы обращения с твердыми коммунальными отходами. Основная суть проекта «Экономика замкнутого цикла» — максимальное вовлечение во вторичный экономический оборот промышленных и иных видов отходов, получении из них вторсырья, из которого мы сможем производить новые виды продукции. Таким образом, это позволит снизить объемы захоронения отходов и уменьшить негативное антропогенное воздействие на окружающую среду.
Чтобы достичь этого, мы с апреля вместе с Минстроем, Минпромторгом и Минсельхозом создаем отраслевые программы применения вторсырья. В настоящее время правительство утвердило нам две программы: по промышленности и по стройке. Еще две должны быть приняты до конца текущего года. В результате к 2024 году доля использования вторсырья в сельском хозяйстве должна достичь 25%, в строительстве — 20%, в промышленности — 15%.
— А есть ли в стране необходимые мощности, чтобы достичь этих показателей и чтобы производить такие продукты из вторсырья?
— Для того чтобы достичь этих показателей в рамках федпроекта правительство России предусмотрело возможность создания восьми экопромышленных парков в федеральных округах. Они появятся в Краснодарском, Приморском и Ставропольском краях, а также Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новосибирской и Челябинской областях. Мы предполагаем, что эти площадки станут основой для создания предприятий по глубокой переработке отходов во вторсырье и по производству из него готовых видов продукции. На создание инфраструктуры экотехнопарков правительство РФ выделило 9,5 млрд рублей, а сами мощности по переработке будут строить резиденты. Инвесторы достаточно активно откликнулись на этот проект. В настоящий момент мы нашли более 30 компаний-резидентов, готовых вложить более 26 млрд рублей в развитие таких производств.
При этом предприятия дадут мощный социальный эффект. В регионах до конца 2024 года появится около 2,1 тыс. новых рабочих мест, а до конца 2030 года — более 11 тыс. Плюс, экономическое развитие — до конца 2024 года благодаря работе экотехнопарков в бюджеты регионов поступит до 500 млн рублей налоговых отчислений.
— В этом году вы анонсировали облет полигонов дронами. Звучит как киберпанк. Для чего это было нужно, и какие результаты у проекта?
— Сегодня в России, по официальным данным, действуют порядка 1,1 тыс. полигонов. Чтобы оценить корректность их эксплуатации, остаточную вместимость, в том числе возможность продления сроков службы требовалось провести технический аудит. Поэтому мы запустили большой цифровой проект по воздушному лазерному сканированию полигонов, а проще говоря — облету дронами. Это позволяет строить 3D-модели — цифровой двойник полигона помогает определить его реальную вместимость. В настоящий момент мы облетели дронами уже 495 полигонов и составили их цифровые модели. Работа проведена действительно масштабная — фактически в каждом субъекте РФ.
По итогам выявлены 18 нарушений функционирования полигонов. По каждому из них мы передали информацию в Росприроднадзор для того, чтобы коллеги могли принять соответствующие меры реагирования.
Теперь мы можем оценить дефицит мощностей размещения отходов в регионах, скорректировать тарифы регоператоров и применить результаты для первичной оценки объемов рекультивации отходов. Сейчас готовы показать систему с полученными результатами Минприроды России. Планируем проводить такой мониторинг всех полигонов один раз в год.
— РЭО очень много внимания уделяет цифровизации отрасли. Какие еще проекты удалось запустить в 2022 году?
— Действительно, сейчас мы реализуем несколько проектов, связанных с государственными информационными системами. Один из ключевых проектов, который запустили в этом году рамках инициатив по экономике замкнутого цикла — Биржа вторичных материальных ресурсов. Это универсальная площадка, с помощью которой теперь могут находить друг друга производители и импортеры, заготовители, утилизаторы вторсырья, а затем совершать сделки купли-продажи и другие сопутствующие операции.
На сегодня к бирже присоединились уже больше 500 компаний, размещено порядка 150 заявок на сумму 350 млн рублей. Надеемся, что в дальнейшем площадка станет не просто универсальной базой, а полноценным информационным ресурсом для каждого участника отрасли.
— Еще один масштабный проект, над которым работает РЭО, это система экомониторинга. Расскажите, на какой стадии сейчас находится разработка системы?
— Это наш пилотный проект. Он направлен на выявление степени антропогенного воздействия на окружающую среду — землю, воздух и воду. В рамках пилота мы оцениваем воздух по взвешенным (пыль Рм 10 и Рм 2.5) и загрязняющим веществам (в том числе диоксид серы, диоксид азота, оксид азота, озон, сероводород). Полученную информацию будем визуализировать, строить на их основе рейтинги регионов за сутки, неделю, год. Для предприятий-загрязнителей будут применяться санкции вплоть до приостановки деятельности.
Сейчас участниками проекта являются более 20 регионов — 422 автоматические станции мониторинга предоставляют информацию в нашу систему. В их числе крупнейшие компании России — Росгидромет, Норникель, Газпромнефть, Омский НПЗ, РЖД и другие. Первые результаты ожидаем уже в следующем году.
— Сегодня все чаще на федеральном уровне поднимается вопрос о необходимости формирования экологической грамотности среди населения. Как работает РЭО в этом направлении?
— Мы ведем масштабную работу по просвещению как через традиционные каналы массовой коммуникации, и через новые медиа. У нас разработан целый образовательный блок для детей дошкольного и школьного возраста. Для каждой возрастной группы подготовили тематические видеоуроки, которые в доступной и увлекательной форме рассказывают о том, как и для чего требуется сортировать мусор, что можно отправить на переработку, какие отходы могут представлять опасность.
Также активно взаимодействуем с общественными организациями, которые отвечают за воспитание молодежи. Среди них — Росмолодежь и АНО «Россия — страна возможностей». Совместно с ними реализуем несколько масштабных просветительских проектов для школьников и студентов. Организовывали мастерские переработки, проводили лекции, устраивали соревнования, квесты — активно вовлекали молодежь в экоповестку.
В текущем году вместе с волонтерами-экологами движения «Делай!» провели более чем в 60 российских регионах экосубботники. Это достаточно масштабная акция по благоустройству территорий. В среднем в каждом регионе в ней приняли участие от 100 до несколько сот человек. Мы планируем продолжить сотрудничество и в последующие годы.
— Насколько, по вашему мнению, сегодня россияне готовы к раздельному сбору мусора?
— Сейчас мы наблюдаем, что потребность в раздельном сборе мусора в обществе растет. Она связана, в первую очередь, с интересом к тому, как правильно разделять, какие виды отходов существуют, в какой условно бак их можно выбросить, как они перерабатываются.
Положительный отклик от населения получила наша инициатива по проведению экотуров на предприятия, которые занимаются переработкой. Сейчас такие экскурсии активно проводятся в Татарстане, Московской и Нижегородской областях.
Однако если говорить про раздельный мусор, основой здесь, прежде всего, является наличие соответствующей инфраструктуры. Помимо специальных контейнеров для раздельного сбора твердых коммунальных отходов, в каждом регионе должны создаваться комплексы по обработке и утилизации. Поэтому создание инфраструктуры является критически важным условиям для успешной работы в этом направлении.
— Если говорить о регионах Черноземья, как здесь продвигается мусорная реформа?
— В целом в регионах Черноземье наблюдается положительная динамика по реализации реформы. Хорошие темпы сегодня демонстрирует Липецкая область. До конца года в регионе будет подписано концессионное соглашение о создании комплекса по обращению с твердыми коммунальными отходами мощностью 300 тыс. тонн в год.
Также активная работа по созданию инфраструктуры ведется в Курской и Воронежской областях. Думаю, с учетом заданных темпов регионы в сроки достигнут показателей, которые были поставлены правительством РФ.
Что касается остальных регионов, нам бы хотелось увидеть более интенсивную работу в этом направлении. Вместе с тем хочу отметить, что практически все регионы Черноземья активно участвуют во всех наших акциях — эковолонтерство, субботники, просветительские проекты и другое.