Компетенция , Черноземье ,  
0 

«Основные проблемы в развитии инклюзивного туризма возникают «на земле»

Андрей Иголкин (Фото: из личного архива)
Андрей Иголкин (Фото: из личного архива)
Депутат Липецкого городского Совета Андрей Иголкин рассказал РБК Черноземье о том, что сегодня мешает развитию инклюзивного туризма в России, и как сделать отдых для путешественников с особенностями здоровья доступным

— Вы входите в экспертную рабочую группу по социальной политике и инклюзивному туризму при профильном комитете Госдумы РФ. Насколько, по вашему мнению, сегодня в России развит туризм для людей с ограниченными возможностями?

— В первую очередь хотел бы отметить, экспертная рабочая группа по социальной политике и инклюзивному туризму (далее — ЭРГ) при комитете Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов начала действовать с начала этого года, но за это небольшое время ее участники уже показали хорошие результаты.

Первым стартовым мероприятием стало выступление на международной выставке Интурмаркет, где все лично познакомились, смогли выступить со своими докладами, обсудить волнующие вопросы с коллегами и журналистами. Это событие послужило триггером для активации совместной работы всего коллектива. Безусловно, все участники ЭРГ осознают, что развитие инклюзивного туризма в России, очень проблематичная тема, как в силу своей социальной остроты, так и в силу отсутствия нормальной регулирующей правовой базы. Например, нет четкого понимания, в чьем ведении должен находиться данный вопрос: медицина и социальная помощь. Сюда также накладываются вопросы логистики, бюджетов, технических регламентов и т.д. Существует и социальное проблема — это «неготовность» нашего общества видеть рядом с собой таких «особенных» туристов.

— Сейчас это направление перспективно и востребовано?

— В настоящее время в России насчитывается около 11 млн людей с ограниченными возможностями. Для всех них должна быть создана доступная среда для свободного перемещения не только в пределах своего городах, но и для путешествий по стране.

Понятное дело, что «для всех мил не будешь» и местные бюджеты, к сожалению, имеют ограничения. Но когда мы развиваем что-то одно, нельзя забывать и о других проблемах и потребностях нашего общества. Здесь встает вопрос: как сдвинуть дело с мертвой точки? Сейчас общественное самосознание развивается, повышается уровень претензий общества к уровню комфорта жизни, труда, отдыха и т.д. Люди стали более требовательны к государству и отдельным его структурам, особенно в части защиты своих прав и реализации своих базовых потребностей.

Если вопрос звучит в значимости и актуальности — он крайне острый. Тем более в сегодняшних условиях, когда идет СВО и ее участникам — защитникам Родины — необходимо помогать. «Встраивать» в живое полотно активной жизни нашей страны: работа, бизнес, семья, отдых, саморазвитие, туризм (не в узком смысле — поиск новых впечатлений, а именно — как элемент адаптации).

В нашу группу входит большое число специалистов в социальной и реабилитационной сфере, педагоги вузов (отвечающих за подготовку профессиональных кадров по данному профилю), а также транспортно-логистических направлений. Логистическая составляющая также крайне значима и, пожалуй, самая проблемная из всех остальных аспектов. К примеру, доступная окружающая среда, готовность объектов дорожной и туристической инфраструктуры принимать инклюзивного туриста, средства для их передвижения, адаптированные транспортные средства (общественные и индивидуальные). По факту — это самый масштабный и ресурсозатратный участок в нашей программе. По мере работы группы, мы понимаем всю глубину и неготовность ни общества, ни экономики, ни инфраструктуры для развития туризма такого формата. Поэтому мы считаем эту проблему крайне важной.

Фото: Андрей Иголкин
Фото: Андрей Иголкин

— Если говорить об организации туров для людей с инвалидностью в России, есть для этого достаточный опыт, успешные практики?

— Данный вопрос я бы разделил на две категории: организованные туры и самостоятельные путешествия. Это абсолютно диаметрально разные направления, поскольку, что вполне достаточно для организованного тура не всегда подходит для индивидуального туриста. Так, например, группу везут на специальном транспорте, в оборудованную гостиницу, там могут быть специально обученные гиды и работники, а также экскурсии адаптированы под «особого» туриста. Но это охватывает чрезвычайно малое количество потенциальных путешественников. Потому что в эту категорию можно отнести не только инвалидов с различными заболеваниями, но и маломобильных пожилых граждан, семьи с маленькими детьми и т.д. Подавляющему количеству таких реальных путешественников, для кого даже один выезд в год за пределы привычной зоны проживания — это уже важное событие, для них организованные туры не подходят в принципе. Как правило, в силу различных обстоятельств: психологический дискомфорт, особые условия организации своей жизнедеятельности и т.п. Для них удобны личные, индивидуальные поездки. Однако именно этот аспект туризма у нас сейчас очень сильно хромает.

— Готова ли к приему инвалидов отечественная туристическая отрасль, в частности инфраструктура регионов?

— Как показала практика, основные проблемы в этой сфере возникают именно «на земле». Российские регионы крайне мало приспособлены к приему таких путешественников. В лучшем случае только крупнейшие города. Говорить о серьезной готовности и системном подходе в этом направлении пока не приходится. Я говорю это не для критики, а констатирую факты для того, чтобы обозначить «начальную точку», с которой дальше необходимо двигаться. Мы понимаем, чтобы начать любое лечение, нужно поставить диагноз. И чем он будет больше отражать реальную действительность, тем точнее и эффективнее будет «лечение». Поэтому лучше говорить в открытую: ни инфраструктура, ни нормативное поле, ни общество пока не готовы к широкому развитию инклюзивного туризма, особенно в регионах.

Все же стоит отметить, что на сегодня в России уже много делается в рамках реализации нацпроектов, таких как «комфортная городская среда», по доступному транспорту, городские проекты «безбарьерная среда» и т.д. Вместе с тем, если сравнивать с масштабами предстоящих преобразований, то мы еще пока находимся только в самом начале пути. Но это хорошо: первый шаг — половина дела. Впереди у нас еще много работы, по всем аспектам этой проблемы.

Фото: Андрей Иголкин
Фото: Андрей Иголкин

— Что самое важное в создании доступной среды для такой категории путешественников?

— Здесь, прежде всего, нужно обозначить основные барьеры, которые останавливают «особого» путешественника. Их достаточно много. Но можно эти проблемы сгруппировать в общие категории. Во-первых, это психологический дискомфорт. Общество — сотрудники сферы туризма, соседи по отелю, просто попутчики — иногда не готовы уделять больше времени и внимания для такого туриста. Это чувствуется и ощущается, человек испытывает дискомфорт, который не так просто преодолеть.

Во-вторых, неготовность инфраструктуры: ступеньки, лифты, входные группы, номера, санузлы, пункты оплаты и приема пищи и т.д. Это все имеет малую доступность для данной категории граждан. Точечно местами, конечно, это есть. Но в целом ситуация пока в самом начале своего развития.

В-третьих, отсутствие информации по местам, которые готовы принять, например колясочника, или семью с ребенком-аутистом, или группу с нарушениями слуха или зрения и т.д. Куда ехать такому человеку, семье, ждут ли его там, не будет ли разочарования от ожидания и реальности.

В-четвертых, отсутствие реальной материальной поддержки развития инклюзивного туризма. Соответственно, такой турист (плюс его сопровождающий) получают ценник гораздо больше, нежели условно «обычный» гражданин. А это не всегда по бюджету. Большинство инвалидов не могут пополнять бюджет своей семьи, а также требуются дополнительные расходы на сопровождающего его родственника. Конечно, в этом случае чрезвычайно сложно найти достаточно средств для полноценного или хоть какого-то путешествия.

— По вашему мнению, что могли бы сделать государство и региональные власти для более активного развития инклюзивного туризма?

— У меня нет задачи, расписать проблему во всей ее «красе». Наоборот, как депутат рассматриваю ее с разных сторон, стараюсь видеть первопричины и пути решения, а не просто констатировать что «все плохо». Проблема есть, но она не меньше и не больше других социальных проблем. К ее решению нужно подходить сбалансированно и разумно. Бюджет — «не резиновый» и все вопросы одним разом не закрыть. Нормативная база тоже процесс не быстрый. Поэтому одну из краеугольных задач нашей ЭРГ вижу именно в грамотном и поэтапном рассмотрении проблемы по составным элементам, их анализе, сопоставление с другими факторами и аспектами, проработанных инициативах через призму правоприменения в направлении улучшения ситуации в стране по рассматриваемому вопросу. Потихоньку, шаг за шагом, необходимо дорабатывать нормативную базу, работать над существующими законами в данной сфере. Активнее, возможно, подключать молодежные и волонтерские организации, формировать позитивную информационную повестку, положительный образ как самого такого туриста, так и сопровождающих лиц, а также волонтеров.

Например, продуктом совместной деятельности нашей ЭРГ стало внесение в Госдуму на рассмотрение инициативы по предоставлению туристического кешбэка для инклюзивного туриста. Плюс, сейчас на федеральном уровне формируется широкий опросник, для особой группы граждан — потенциальных инклюзивных туристов. Потом, совместно с Всероссийским обществом инвалидов и другими причастными к этому структурами будет проведено широкое исследование ожиданий и желаний граждан в этой сфере. Это необходимо для того, чтобы максимально точно сформулировать потребности, а затем наиболее правильно и здраво формировать повестку изменений, которые нам всем, совместно с общественностью и органами власти всех уровней, предстоит сделать на этом нелегком, но благородном пути.

Практика Группа «Черкизово» и фонд Unity вместе помогают детям с онкозаболеваниями
Материалы выпуска
Инструменты Должны ли участвовать в обсуждении общественных пространств горожане
Инструменты Как «Белгородэнерго» обеспечило электроэнергией 39 объектов водоснабжения
Практика Что посмотреть в театре имени Моссовета
Компетенция Сколько средств направят на реализацию госпрограмм в Воронеже
Компетенция «Основные проблемы в развитии инклюзивного туризма возникают «на земле»
Практика Группа «Черкизово» и фонд Unity вместе помогают детям с онкозаболеваниями
Компетенция В Воронеже депутаты разрабатывают программу капремонта школ и детсадов
Компетенция Доходы Белгородчины на 2023 год выросли на ₽17,8 млрд — спикер облдумы
Инструменты «Белгородэнерго» направит ₽120 млн на инфраструктуру для жителей региона
Компетенция Кто стал лидером по обработке ТКО в России: данные РЭО
Компетенция Спикер облдумы прокомментировал отчет губернатора Белгородской области
От первого лица Какие брюки будут в тренде в этом сезоне: советы от дизайнера одежды
Компетенция Названы регионы-лидеры по продаже вторсырья в УФО
Компетенция В Липецке реконструируют очистные сооружения за 5,5 млрд рублей
Компетенция В ГД внесли законопроект об утилизации товаров и упаковки производителями
Содержание
Закрыть