От первого лица , Черноземье ,  
0 

«Мы устойчивы в своем развитии и выполняем три государственные задачи»

Виктор Лазаренко (Фото: пресс-служба КГМУ)
Виктор Лазаренко (Фото: пресс-служба КГМУ)
Ректор КГМУ Виктор Лазаренко рассказал о работе вуза в режиме санкционного давления, уникальных проектах в сфере образования, подготовке кадров и помощи бойцам СВО

— Сегодня во многих отраслях остро стоит вопрос обеспечения высококвалифицированными кадрами, в том числе и в медицинском сегменте. Для решения этой проблемы многие компании, главы регионов заключают соглашения о сотрудничестве с вузами. Пользуетесь ли вы такой практикой? Если да, то с кем вы сотрудничаете, и в чем это сотрудничество заключается?

— Да, действительно, тренд в распределении и приеме выпускников изменился. Именно поэтому все вузы страны, и мы в том числе, сотрудничают с работодателями. В первую очередь это, конечно, администрации Курской и близлежащих областей: Белгородской, Орловской, Брянской. Это и федеральное медико-биологическое агентство России (ФМБА), Курское, Белгородское и Орловское отделения Роспотребнадзора. Значительную часть выпускников факультета биотехнологии и химической технологии заказывают фармацевтические заводы.

— Расскажите об уникальности преподавания в вашем вузе: чем ваши выпускники отличаются от других?

— Медицинский вуз всегда был специфическим. Сегодня изменилась структура подготовки кадров. Появились серьезные симуляционные центры, где студенты на фантомах, медицинском оборудовании и устройствах могут многократно повторять различные манипуляции и практиковаться: проводить операции, выполнять реанимационные действия и даже принимать роды. Но для меня, а также коллег в других медицинских вузах нашей страны, важным остается одно требование: без пациента «выучить» тот же острый аппендицит или инфаркт миокарда невозможно! Поэтому при любом практическом занятии должно быть его присутствие.

Второе, на что хотел бы обратить внимание, это практическая подготовка студентов. Начиная с первого курса, студент в больнице проходит практику сначала помощника младшего медицинского персонала, затем идет сестринская практика и далее помощника врача. То есть, это по-настоящему практико-ориентированная подготовка.

— Вы упомянули про симуляционный центр. Расскажите подробнее о нем.

— Это уникальный проект нашего вуза. Несколько лет назад было принято на национальном уровне решение об участии симуляторов и фантомов в учебном процессе. Мы гордимся, что нашему центру также присвоили статус «федеральный». Это значит, что не только будущий, но уже и состоявшийся любой российский врач может приехать к нам, пройти тестирование и получить аккредитацию по той специальности, которую он выбирает или по которой работал.

На наших устройствах можно смоделировать любой сценарий, в том числе реанимацию «пациента» или летальный исход, и многократно его повторить. К тому же, в симуляционном центре вуз учит специалистов работать в команде, что мне тоже очень нравится.

Виктор Лазаренко: «Мы устойчивы в своем развитии и выполняем три государственные задачи»

— Еще один уникальный объект вуза — анатомический театр. Что это такое?

— Медицинские вузы нашей страны еще со времен царской России всегда имели анатомические театры. К сожалению, сегодня ситуация складывается так, что их осталось мало. Убежден, что театр с его насыщенностью анатомическими препаратами является неким местом формирования и воспитания будущего врача. При виде всего этого он проникается чувством сострадания к пациентам, что является основой для постановки верного диагноза и назначения правильного лечения.

Помимо насыщенности препаратами в театре есть аудитория на 150 человек, где исторически должно проводиться публичное вскрытие, как это было в древней Италии – родине анатомических театров. У нас, конечно, такого не происходит, и аудитория предназначена для проведения занятий и лекций для морфологов по анатомии, патологической анатомии, судебной медицине и другим предметам. Даже имеется специальный стол, на который выкладывают «наглядный материал».

Я выступил инициатором создания анатомического театра. При нем находится постоянно действующая выставка естественных и искусственных анатомических экспонатов, которые накапливались в течение 85 лет, с момента основания в вузе кафедры анатомии человека. Экспозиция театра представлена более 500 разнообразными анатомическими препаратами, картинами, литографиями, мумиями, скелетами, эмбрионами, демонстрирующими различные отклонения внутриутробного развития. Экспозиция музея также содержит три полноразмерных трупа, более 40 фрагментов тела, конечностей и внутренних органов.

— Как отразились санкции на научно-исследовательском секторе вуза?

— К счастью, мы устойчивы в своем развитии. Что я имею в виду? Мы выполняем три государственные задачи — гемостатические губки, гели для гемостаза и профилактики спаечной болезни, и в рамках этих направлений мы полностью продолжили исследования. Данные о результатах мы излагаем в научных публикациях.

Также не остановились и многолетние исследования на всех кафедрах вуза. Частично прекратились совместные с европейскими странами исследования, но мы сохранили сотрудничество и образовательные связи с Китаем, Шри-Ланкой, Индией, Малайзией, Таиландом.

Также появилась проблема с поставкой медицинского оборудования. Мы полностью потеряли европейский и американский рынки. Но здесь радуют наши московские и самарские коллеги, которые предоставляют отличные фантомы, цифровые анатомические столы.

— Что происходит с экспортом медицинских услуг?

— Президент РФ поставил задачу несколько лет назад, что в нашей стране должно быть более одного миллиона иностранных студентов. Перед ковидом у нас были серьезные темпы — порядка 350 тысяч студентов из зарубежных стран. Сегодня эта цифра меньше — 200 тысяч. Но наш вуз всегда отличался серьезным уровнем экспорта медицинского образования. Мы первые в стране, кто начал преподавать на английском языке в 1993 году. Мы гордимся, что подготовили более шести тысяч специалистов для 82 стран мира.

Мы не только даем качественное медицинское образование иностранным студентам, но и обеспечиваем достойный уровень безопасности.

— Цифровизация в медицине. Как оцениваете этот шаг на пути к развитию отрасли?

— Оцениваю цифровизацию как сегмент в развитии здравоохранения и медицинского образования. Нельзя надеяться только на цифровизацию: она не изменит ситуацию в диспансеризации, постановке диагноза, лечении. Но она поможет сохранить информацию о пациенте, что тоже немаловажно.

— Какие достижения своих студентов хотели бы отметить?

— Я горжусь нашими студентами. При вручении дипломов всегда говорю, что они — лицо нашего вуза. Не так давно прошел очередной — уже восьмой — Всероссийский конкурс по практической подготовке, который называется «МедСкилл». На этом конкурсе наша команда заняла второе место среди российских медицинских вузов! Думаю, неплохой результат.

Сегодня наши студенты активно помогают участникам СВО. Каждую неделю группа в 15-20 человек заготавливает дрова для отправки бойцам. Также вуз принял участие в сборе гуманитарной помощи. Мы собрали более двух миллионов рублей на приобретение медикаментов для комплектации индивидуальных аптечек, ремонт автомобиля медицинской службы для одной из частей, лекарственные и гигиенические средства и так далее.

Если обернуться немного назад, то порядка полутора тысяч студентов сами вызывались работать в больницы в период пандемии коронавируса. Причем, 750 из этого числа работали в красной зоне.

Реклама. Рекламодатель: ФГБОУ ВО «КГМУ» Минздрава России, kurskmed.com

Инновации БелГУ переходит на практико-ориентированную модель подготовки медиков
Содержание
Закрыть