— Уже не первый год многие говорят о дефиците кадров в системе здравоохранения. Расскажите, насколько критичен кадровый голод в сфере медицины, и какие шаги по его устранению вы предпринимаете?
— Если говорить о кадровом дефиците, то стоит отметить, что это общемировая проблема. По данным Всемирной организации здравоохранения, сегодня в разных странах, в том числе и развитых европейских странах, не хватает порядка 18 млн специалистов медицинской сферы. Поскольку сегодня медицина развивающаяся отрасль, появляются новые направления, новые специальности. И для них тоже нужны соответствующие специалисты.
Что касается Воронежской области и других регионов страны, то здесь также наблюдается проблема с кадровым голодом. Сегодня, по данным министерства здравоохранения, каждый врач работает примерно на 1,2 ставки, чтобы этот кадровый дефицит каким-то образом сократить. И, конечно, сейчас предпринимаются, прежде всего, меры экстенсивного плана, например, увеличивается прием абитуриентов в медицинские вузы. В течение последних лет мы ежегодно увеличиваем количество мест на бюджетное направление в ВГМУ на 3-4%. Не забываем и про абитуриентов, поступающих в университет на договорной основе, то есть, на внебюджетные места.
Помимо этого, мы взаимодействуем с территориями, которые близки к Воронежу — это Липецкая, Белгородская, Тамбовская, Орловская, Брянская, Калужская области. ВГМУ принимает абитуриентов из этих регионов по договорам о целевой подготовке. Соответственно, по условиям договора, после завершения обучения они должны вернуться на места своей будущей работы именно в те регионы, откуда они получили направление. Также стараемся учесть в образовательном процессе особенности регионального здравоохранения, стремимся дать те необходимые знания нашим студентам, которые пригодятся для оказания медицинской помощи в том или ином регионе. Потому что у регионального здравоохранения есть своя специфика.
— Игорь Эдуардович, а какие тренды в научных исследованиях вы можете отметить?
— Медицинская наука многообразна. И, конечно, она, прежде всего, строится на основе тех запросов практического здравоохранения, которые есть. Это увеличение продолжительности жизни, снижение смертности населения, снижение младенческой смертности и многие другие показатели. В каждой медицинской отрасли есть свои проблемы, которые требуют решения. Мы стараемся подойти к решению многообразных проблем медицинской науки через фундаментальные знания.
Так, в нашем вузе работает научно-исследовательский институт экспериментальной биологии и медицины. Он заточен на решение морфологические проблем, решение вопросов, связанных с клеточной структурой, с формированием зависимости в организации различных клеточных патологий, которые, естественно, объясняют развитие любого заболевания. Ну и, конечно, мы исходим из тех новаций, которые сегодня нам дает экспериментальная медицина. Также у нас есть свои лаборатории. В частности, действует хирургическая лаборатория, есть и в стоматологической поликлинике свои направления работы и научных исследований. Но, отмечу, что все наши исследовательские работы связаны, прежде всего, с практическим здравоохранением и с внедрением этих результатов в практическую медицину. Имеются интересные наработки в области стоматологии, акушерства, пульмонологии, гинекологии, неврологии и многих других дисциплин.
— А какие современные технологии помогают в образовательном процессе?
— Конечно, за последнее время образовательное поле претерпело ряд изменений, но мы не отходим от того главного принципа нашего вуза — обучение студентов у постели больного. Однако, сегодня есть и тренды, которые были апробированы, и показали свою результативность, особенно в условиях ковидной инфекции, когда использовались дистанционные формы преподавания. Еще одно из новых направлений — это симуляционное обучение. Для него у нас построен и оснащен центр, где студенты и практикующие врачи отрабатывают диагностические и лечебные методики не на живом пациенте, а на манекене или фантоме. При этом используются специальные цифровые программы, которые позволяют виртуально воссоздать ту или иную патологию и провести соответствующее оперативное вмешательство. То есть, сегодня студенты подходят к постели больного уже вооруженными начальными умениями и знаниями о том, как проводить какие-либо лечебные манипуляции. Занятия в симуляционном центре внедрены в наш учебный план и учебные программы, естественно, этот опыт дает положительный эффект в обучении студентов и их дальнейшей профессиональной деятельности.
— Вы занимаетесь не только обучением студентов, также еще у вас есть и свои медицинские учреждения. Расскажите, как вы развиваете здравоохранение в Воронежской области?
— Как я уже сказал, учить студентов и готовить будущих врачей невозможно без погружения в клиническую практику, в практику работы лечебных организаций. Поэтому сотрудничество с медицинскими учреждениями — это уже традиция, которая исходит из давних времен. Большинство наших клинических кафедр находятся на базе лечебных учреждений города и области, что, естественно, позволяет сотрудникам кафедры не только вместе работать, но и преподавать студентам, активно участвовать в клинической деятельности того или иного лечебного учреждения.
Помимо этого, ВГМУ располагает и своими лечебными учреждениями. Это, прежде всего, Воронежская детская больница ВГМУ им. Бурденко и Стоматологическая клиника, расположенная на проспекте Революции. Эти два лечебных учреждения имеют свою базу и штат сотрудников. Здесь не только обучаются и проходят практику наши студенты, но и ведется полноценная лечебная работа. Если говорить о детской клинической больнице, то располагая небольшим количеством коек, их чуть больше 100, там оказывается специализированная и высокотехнологичная медицинская помощь. Специалисты этой больницы используют новые и нестандартные формы лечения и диагностики. Также мы имеем хорошие связи с Национальным медицинским исследовательским центром эндокринологии в Москве, что тоже помогает в работе. Многие новации этого центра успешно реализуются и апробируются на базе нашей детской клинической больницы.
— Давайте поговорим о государственно-частном партнерстве в медицине. Отличным примером может послужить открытие Профессорской клиники ВГМУ им. Н.Н. Бурденко на базе центра семейной медицины «Олимп Здоровья». Расскажите об этом проекте и об удачных примерах такого взаимовыгодного сотрудничества.
— Мы должны понимать, что сегодня медицина представлена не только государственным сектором, сфера здравоохранения развивается в различных частных медицинских центрах. Сотрудничество вузов с частными учреждениями — это возможность использовать эти центры для образовательной деятельности, а также внедрять наших сотрудников в практическую медицину для того, чтобы они могли посмотреть и поучаствовать в оказании медицинской помощи населению через ту материально-техническую базу, которой располагают соответствующие медицинские центры.
Поэтому, конечно, нам очень импонирует та работа, которую мы проводим вместе с «Олимпом Здоровья» на базе их центра. Отмечу, что центр прекрасно оснащен и многофункционален. В 2020 году совместными усилиями была создана Профессорская клиника, где наши ученые и преподаватели имеют возможность не только оказывать медицинскую помощь, но и знакомить наших ординаторов и старшекурсников с особенностями и возможностями деятельности этого центра. И такой пример не единственный. Также мы активно участвуем в деятельности Центра клинической офтальмологии «Мединвест», с которым подписали соглашение. Есть примеры, когда наши сотрудники работают в подобных центрах и успешно защищают диссертации, готовят статьи, научные работы. То есть, благодаря такому взаимовыгодному сотрудничеству практика и теория объединяются и дают хороший результат. И все это способствует улучшению оказания медицинской помощи населению Воронежской области.
— Обмен опытом важен для каждого вуза. Расскажите, пожалуйста, как сегодня выстраивается международное сотрудничество, есть ли какие-то программы, которые реализуете совместно с иностранными университетами?
— Мы продолжаем сотрудничать с иностранными коллегами. До 2022 года у нас было более 50 программ и проектов с ведущими вузами не только из стран СНГ, но и дальнего зарубежья. Сейчас, в силу определенных причин, эти договоры не все выполняются, но мы продолжаем работать с лечебными учреждениями, с высшими учебными заведениями ближнего зарубежья. В нашем спектре взаимодействий медицинские университеты из Белоруссии, Узбекистана, Киргизии, Казахстана. Продолжаем развивать тесные партнерские отношения с Китайской Народной Республикой. Но это не значит, что все мы не поддерживаем друг друга на расстоянии. Также участвуем и проводим дистанционные конференции, симпозиумы, совещания. Мы обмениваемся научными результатами работы, публикуем их и в зарубежных источниках. Эти научные результаты в печати, в том числе и зарубежной печати.
Полноценное сотрудничество выстроено с китайскими партнерами. В Харбинском университете продолжают обучаться наши аспиранты. Недавно мы получили приглашение в несколько китайских вузов, там как раз сняли ограничения, продиктованные пандемией коронавирусной инфекции. Уже в августе этого года студенты ВГМУ отправятся в Китай, чтобы представить научные результаты своих работ, обменяться опытом.
Также развитыми центрами международного взаимодействиями являются наши кафедры. Например, в области международного партнерства хорошую активность проявляют кафедры офтальмологии, терапии и стоматологии. То есть, сотрудничество с иностранными коллегами не прекратилось. Хотя, конечно, снижение активности есть.
— Уже подходит период сдачи ЕГЭ, вступительных экзаменов и поступлений. Расскажите о приемной кампании 2023 года. И замечаете ли вы рост интереса у молодых людей к медицинским профессиям?
— На протяжении последних лет мы активно влияем на приемную кампанию. Три года назад был создан Воронежский медицинский предуниверсарий, заключили договоры и открыли в ряде школ медицинские классы. Помимо этого, проводим не только большую профориентационную работу, но и научную работу. В декабре прошлого года мы провели первую научную академическую сессию среди школьников города Воронежа и Воронежской области на предмет их творческих и научных работ, которые они представили жюри нашего конкурса. Также ведется работа и с медицинскими классами по разным программам. Так что, мы формируем пул молодежи, проявляющую интерес к медицине, которая готова посвятить себя профессии врача.
Оптимистично настроены на приемную кампанию. Рассчитываем, что помимо бюджетных мест, также наберем абитуриентов, которые будут у нас обучаться на коммерческой основе. Правила приема особенно не поменялись. Естественно, прием будет вестись по результатам ЕГЭ. Отмечу, что нам приятно второй год принимать абитуриентов, выдавая им свои баллы за участие в медицинском предуниверсарии, за участие в наших внутренних вузовских олимпиадах. Конечно, будем учитывать и те индивидуальные достижения, которые каждый ребенок приносит вместе со своими баллами ЕГЭ. Напомню, что у нас имеются договоры о целевой подготовке с рядом областей Российской Федерации. Так что, я думаю, мы сумеем набрать достойное пополнение в ряды нашего студенчества.
Реклама. Рекламодатель: ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н. Н. Бурденко Минздрава России, www.vrngmu.ru