Решение , Черноземье ,  
0 

На пороге перемен: как будет работать новая система высшего образования

Фото: ru.freepik.com
Фото: ru.freepik.com
Эксперты поделились своим видением того, что будет с высшим образованием в России после реформы, каких последствий стоит ждать, и насколько новая система обучения адаптирована к современным реалиям

В мае президент РФ Владимир Путин подписал указ о запуске пилотного проекта по переходу на трехступенчатую систему высшего образования. Теперь вместо бакалавриата и магистратуры можно будет получить базовое высшее (4–6 лет) и специализированное (1–3 года для магистратуры, также ординатура и ассистентура-стажировка). Помимо этого, предусмотрен уровень профессионального образования — аспирантура.

Уже в новом учебном году пилотный проект апробируют в шести вузах: Московский авиационный институт (МАИ), университет науки и технологий МИСиС, Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Санкт-Петербургский горный университет (СПГУ), Балтийский федеральный университет (БФУ) им. Иммануила Канта и Национальный исследовательский Томский государственный университет (ТГУ).

Участники пилота должны будут разработать и утвердить образовательные стандарты и требования по уровням образования, а также соответствующие образовательные программы. Тестировать его будут три года — с 2023-го по 2026-й, а затем на новую систему перейдут все российские университеты и институты.

Как заявил министр науки и высшего образования Валерий Фальков, новая система станет более практико-ориентированной, при этом главное — она должна обеспечить традиционную для России базовую подготовку специалистов высшего образования для удовлетворения потребностей в экономике.

Внедрение новой системы образования — давно назревшая необходимость, считает кандидат политических наук, заместитель директора Воронежского филиала РАНХиГС Игорь Свертков. По его словам, болонская система фактически в России так и не была внедрена, а переход на бакалавриат и магистратуру не вызвал ожидаемого включения страны в единое образовательное пространство Европы.

«Как показала практика, многие элементы Болонской системы не прижились в нашей стране, так как не учитывали ни особенностей нашего менталитета, ни потребностей абитуриентов и работодателей. При этом многократное изменение федеральных государственных стандартов в ходе продолжавшегося процесса адаптации России к болонской системе в течение последних десяти лет скорее вносило сумятицу и неразбериху в образовательный процесс, нежели способствовало его развитию», — отмечает эксперт. При этом одним из ключевых ожидаемых плюсов новой реформы Свертков называет возможность создания альтернативной западным аналогам модели образования с учетом российской специфики. Это даст возможность вузовским преподавателям сосредоточить свои усилия на главном своем предназначении — качественная подготовка высококвалифицированных кадров.

Новая система высшего образования в России позволяет учитывать и наработки последних лет, отмечает профессор, завкафедрой «Ипотечное жилищное кредитование и финансовые инструменты рынка недвижимости» Финансового университета при правительстве России Александр Цыганов.

«Ступенчатость сохраняется. Базовое высшее образование будет более понятно для многих, чем так и не ставший привычным бакалавриат, при этом специализированное высшее звучит не хуже, чем степень магистра менеджмента или права, — говорит эксперт. — Увеличение срока обучения по базовым программам вполне отвечает запросу на возврат к привычному советскому специалитету. В свою очередь, работодатели, особенно в регионах поймут, что этой базы реально хватает для старта карьеры молодого выпускника».

Руководитель стратегического маркетинга автохолдинг «Барс», старший преподаватель ОмГУ им ФМ Достоевского Александра Веретено считает, что реформа позволит повысить качество образовательных программ, сместить вектор на практико-ориентированный подход, а также исключить одновременную реализацию одних и тех же образовательных стандартов в бакалавриате и специалитете.

«Однако все зависит от реализации. Если по прежнему университеты не повернутся «лицом» к практикам, не будут давать возможность (помогать) молодым специалистам, особенно тем, кто работает и апробирует на практике результаты своих исследований, «идти в науку», защищать диссертации, ничего не получится», — уверена эксперт.

Фото: ru.freepik.com
Фото: ru.freepik.com

Три ступени знаний: станет ли образование более профильным

Трехступенчатая система будет являться переходной и позволит со временем вернуться к полноценному специалитету. При Болонской системе на бакалавриате студенты изучали общие основы профессии, а в магистратуре происходило уже более глубокое ее освоение. Хотя бакалавриат считается законченной формой высшего образования, его программы не хватает, чтобы полностью охватить специальность, рассуждает ассистент Финансового университета при правительстве РФ Елена Невская. «Новая трехступенчатая система, где будет увеличено количество часов, а также специалисты теперь смогут поступать в магистратуру, постепенно должна будет выровнять все перегибы. Планируется вернуть и расширить программы специалитета, параллельно с этим останутся бакалавриат и магистратура. Также, если согласно Болонской системе, студент мог кардинально поменять специальность в магистратуре, теперь специальность можно будет поменять только на схожую».

Важной особенностью новой системы образования является учет особенностей каждой отдельной профессии или специальности, считает Игорь Свертков. Так, срок обучения по программам высшего образования (от четырех до шести лет базовое, от одного до трех лет специализированное) будет зависеть от требований работодателей, условий и специфики будущей профессии. При этом логичным решением должно стать создание единой системы требований к реализации образовательных программ, конкретное наполнение содержанием которой должно быть прерогативой профессионального и академического сообществ, исходя исключительно из соображений качества подготовки будущих кадров, убежден эксперт.

«Ожидаемым является изменение по срокам реализации и содержанию образовательных программ, по которым ведется подготовка кадров для ключевых отраслей социальной сферы жизни общества. Речь о врачах и учителях. Именно им нести ответственность за жизнь и здоровье граждан, гармоничное развитие личности. Выбор между скоростью и качеством подготовки этих специалистов должен быть сделан в пользу последнего, — поясняет Свертков. — Также возможно рассмотрение вопроса по увеличению до возможного максимума сроков подготовки кадров в фундаментальных отраслях науки. Математики, физики, генетики должны стремиться не к скорейшему выпуску специалистов, а к глубокой проработке и изучению преподаваемых дисциплин».

Риски в условиях трансформации высшей школы

Пока новая система образования вызывает больше вопросов, чем ответов, считает профессор института образования ВШЭ, кандидат экономических наук Ирина Абанкина. «Реформа образования, ее соответствие быстро меняющимся потребностям рынка труда, санкционные вызовы, которые стоят перед нашей системой, и в то же время насыщение экономики современными инициативными кадрами — это очень важные задачи. При этом есть реальные риски обойтись, что называется, переименованиями. Вместо бакалавриата и магистратуры назвать базовое и специализированное высшее образование. То есть, содержательного изменения самих программ, партнерства с работодателями, со стратегиями развития регионов и России в целом не будет увязано, никаких механизмов такого взаимодействия не будет предусмотрено», — говорит она.

Второе, по мнению эксперта, — масштабировать стандарты лучших университетов, которые, в том числе, сейчас вошли в пилотный проект, на всю страну будет достаточно сложно. Здесь риски кроются уже для самих вузов: все ли уровни образования они смогут реализовывать, или для них будут поставлены барьеры. В том числе, не скажутся ли эти изменения на снижении качества образования, когда у вуза нет перспектив в реализации всех трех уровней образования, в том числе, в развитии и становление научных школ.

«Еще один риск — законодательное регулирование, — продолжает Абанкина. — Правовое регулирование будет отставать от тех запланированных реформ, которые есть. Содержание образования будет отодвинуто на второй план за всеми этими переименованиями и правовыми регулированиями, а без качественного изменения самих образовательных программ, вряд ли мы можем радикально изменить нашу систему высшего образования».

Еще один важный момент: в России учатся иностранные студенты, а российские могут выбирать совместные программы с иностранными вузами, программы включенного образования или просто решить получить диплом в Китае, Сингапуре или Чили. В этом случае даже изменение названия может стать критичным для признания полученных знаний и компетенций, нострификации полученных дипломов, убежден профессор, завкафедрой «Ипотечное жилищное кредитование и финансовых инструментов рынка недвижимости» Финансового университета при правительстве России Александр Цыганов.

«В целом реформа отражает изменения в обществе и запрос от его части на возврат к привычным форматам. При этом нужно учесть и потребности, связанные с международной кооперацией, продвижением российского высшего образования в странах Африки, Азии и Латинской Америки, что должно сохранить хотя бы в части случаев бакалавриат, магистратуру или их упоминание в учебных планах и дипломах как подстрочника к новым названиям уровней профессионального образования», — говорит эксперт. В числе недостатков он также назвал увеличение сроков обучения: сейчас студенты магистратуры в большинстве случаев работают, что говорит о трудоустройстве через четыре года после окончания школы.

«В случае увеличения срока обучения на базовых программах на 1-2 года соразмерно увеличится и время выхода на рынок труда, который сейчас испытывает дефицит в кадрах. Механистическое увеличение сроков обучения не исправит и структуру получаемых специальностей от общественных к инженерным, потребность в которых в России достигла максимума. Но эта проблема много глубже, чем только изменение уровней профессионального образования», — заключил Цыганов.

Новая траектория образования и рынок труда

Изменение позволит повысить качество подготовки кадров, востребованных на рынке труда, заявил РБК Черноземье кандидат политических наук, заместитель директора Воронежского филиала РАНХиГС Игорь Свертков. По его словам, заложенная в новой образовательной системе возможность учета особенностей реализации различных образовательных программ вполне естественным образом может способствовать их адаптации современным требованиям экономики.

«Одним из ожидаемых эффектов такого подхода может стать и более осознанный выбор со стороны абитуриентов при определении направлений подготовки для поступления, — полагает эксперт. — При разнице в сроках и сложности освоения различных образовательных продуктов необходимо будет скрупулезно подходить к выбору траектории собственного развития. Как результат имеется возможность увеличения выпускников, идущих работать по профессии и имеющих качественную подготовку».

Такого мнения придерживается и Елена Невская, ассистент Финансового университета при правительстве РФ. Она отметила, что выпускники с квалификацией «бакалавр на рынке труда» очень часто оцениваются как специалисты с неоконченным высшим. «Несмотря на то, что бакалавриат является высшим законченным образованием, многие работодатели до сих пор относятся к нему как к «неполному высшему» и стараются брать на работу специалистов после магистратуры. Появление новой системы позволит лучше овладеть профессией, а работодатели смогут нанимать на работу специалистов. Кроме того, обучающимся и выпускникам станет легче повышать свою квалификацию», — резюмировала эксперт.

От первого лица Игорь Есауленко: «Мы формируем свой контингент еще со школьной скамьи»
Содержание
Закрыть