— Михаил Николаевич, сегодня одна из главных целей, которая стоит перед системой высшего образования — достижение технологического и кадрового суверенитета страны. Это как-то отразилось на образовательном процессе?
— 2023 год для Тамбовского государственного технического университета юбилейный — 65 лет вузу и в целом высшему инженерному образованию в регионе. К настоящему времени мы стали практически полностью закрывать потребность предприятий Тамбовской области в инженерных кадрах. Многие наши выпускники также работают на самых разных позициях далеко за пределами региона. Сегодня мы готовим кадры не только по направлению химического машиностроения, как это было при создании вуза, но и в сфере информационных технологий, энергетики, теплоэнергетики, электроэнергетики, радиоэлектроники, строительства и транспортного обслуживания.
Помимо подготовки кадров в соответствии с потребностями реального сектора экономики приоритетным направлением для ТГТУ является научно-исследовательская деятельность в сотрудничестве с индустриальными партнерами. Считаю, что качественная подготовка высококвалифицированных кадров возможна только при условии вовлечения студентов в научные исследования. Это одна из сильнейших сторон нашего университета, которая позволяет нам сегодня решать задачи, поставленные президентом РФ в плане достижения инженерно-технического суверенитета нашей страны.
Подготовка высококвалифицированных инженерных кадров, создание передовой инфраструктуры и научно-производственная интеграция — это три ключевые составляющие, которые обеспечивают сегодня развитие приоритетных проектов в области инновационных технологий. Благодаря такому подходу только за последние 10 лет в университете создан целый ряд перспективных разработок в области цифровизации АПК, робототехники, виртуальной и дополненной реальности, новых материалов, медицинских технологий, альтернативной энергетики и другие. По показателю «Инновации» ТГТУ занимает 53 место среди вузов России по версии ежегодного национального рейтинга Интерфакс.
— Вы затронули тему «научной части», про нее бы хотелось уточнить. Очевидно, что в условиях санкционного давления научная деятельность имеет огромное значение для технологического суверенитета страны. Расскажите, пожалуйста, о наиболее знаковых разработках ТГТУ последнего времени. Насколько они сегодня востребованы в реальном секторе экономики?
— В России на протяжении нескольких десятилетий целый ряд промышленных предприятий были ориентированы на приобретение коробочных технологий — полностью готового решения. Поэтому складывалось общее мнение не в пользу отечественных научных исследований. Несмотря на это, мы всегда старались совместно с местными предприятиями не только изучить эти технологии, но и адаптировать их к специфике российского производства. Естественно, параллельно с этим наши ученые вели собственные научные исследования по ключевым для университета направлениям.
Сегодня ситуация кардинально поменялась, и многие предприятия нацелены на кооперацию с университетами в части создания собственных технологий. Еще несколько лет назад при поддержке Минобрнауки России и нашего стратегического партнера ОАО «Корпорация «Росхимзащита» мы создали инжиниринговый центр «Новые материалы и технологии двойного и гражданского назначения». На его базе развиваются и продвигаются как новые, так и созданные в предыдущие периоды научно-исследовательские разработки.
Один из таких проектов, который был реализован буквально в прошлом году, — система очистки воздуха для горнотранспортной техники. Разработка осуществлялась по заказу компании «АЛРОСА». Такая система устанавливается на технику, которая используются при добыче полезных ископаемых в карьерах.
Большой блок знаковых разработок в университете проводится в области переработки сельскохозяйственных отходов — солома, лузга подсолнечника, отходы кукурузы, крупяного производства — в топливные пеллеты. Проекты реализуются совместно с крупными индустриальными партнерами ОАО «ПРОДМАШ» (Ростов-на-Дону) и ООО «СМНУ «Воскресенское» (Московская область). Кроме того, наш вуз разработал технологию переработки отходов птицефабрик — птичьего помета — в экологически чистое органическое удобрение. Это очень важное направление, потому что с помощью переработки можно снизить негативное воздействие сельскохозяйственных отходов на экологию, а также получать новое сырье.
Ряд проектов мы также реализуем в области робототехники по применению систем технического зрения для сортировки овощей и фруктов. Одно из крупных направлений — это создание новых функциональных материалов на основе углеродных наноструктур, применимых в разных сферах, в том числе для автономной энергетики и электроники.
— А как в университете построен процесс взаимодействия с индустриальными партнерами в части отработки практических навыков студентов на производстве?
— Все образовательные программы мы выстраиваем так, чтобы студенты осваивали практические навыки будущей специальности непосредственно на производстве. В настоящее время наш университет сотрудничает с сотнями промышленных предприятий как Тамбовской области, так и других регионов. Практически с первого курса студенты проходят производственную практику на реальном производстве, где приобретают навыки работы на том оборудовании, с которым они столкнутся на предприятии после окончания вуза.
В числе наших индустриальных партнеров крупнейшие предприятия оборонно-промышленной, химической, машиностроительной отраслей, энергетики, сферы телекоммуникаций и связи, пищевой промышленности. В их числе заводы «ЗАВКОМ», «Пигмент», «Октябрь», «Электроприбор», группа компаний «АСБ», «Русагро», «Сбер», «Россети Центр», «Газпром», «Ростелеком», МТС, «ТАКФ», «ОРБИТА», а также IT- компании — TNGroup, BlackBears, «Прикладное программное обеспечение» и многие другие.
— Многие эксперты отмечают, что сейчас наблюдается довольно большой отток молодых специалистов, получивших техническую специальность, в крупные промышленные центры. Какой процент ваших выпускников остается работать на предприятиях региона? Кто охотнее берет ваших молодых специалистов?
— Вы совершенно правильно озвучили проблему. Естественно, любой человек ищет, где лучше. Мы говорили с вами о системе выстраивания карьеры «вуз-производство». Наша задача и состоит в том, чтобы помочь выпускнику реализоваться в своем родном регионе.
Если говорить про Тамбовскую область, то здесь достаточно хорошо развиты АПК и промышленность. Помимо этого, регион очень комфортный с точки зрения проживания. Долгие годы он является самым экологически чистым субъектом России. Хотелось бы отметить, что особое внимание поддержке молодых специалистов и созданию условий для самореализации молодежи в регионе уделяет правительство Тамбовской области и лично глава области Максим Егоров.
Что касается работодателей, многие компании предлагают достойную заработную плату, соцпакет с фокусом на социальную поддержку и защиту сотрудников, создают условия для карьерного роста. Сегодня не могут трудоустроиться только те, кто не хочет работать.
Достаточно высокий процент наших выпускников работает на местных предприятиях. Этого удается достичь благодаря широкому комплексу мер поддержки студенчества, реализуемых в университете. Среди них можно отметить ярмарки вакансий, различные программы и курсы повышения квалификации, стажировки на предприятиях, корпоративные стипендии и другие.
Отмечу, что сейчас все больше сотрудников работают удаленно, появляются и новые направления удаленной работы. Наши выпускники — не исключение. Некоторые из них уже создали собственные ИТ-компании и выполняют заказы по всему миру. Есть примеры и среди архитекторов, которые успешно реализуют проекты домов, объектов социальной инфраструктуры для Москвы, Санкт-Петербурга, Крыма и так далее.
— Давайте поговорим о подготовке будущих кадров. Сейчас основной акцент делается на «приоритетные направления подготовки». К примеру, специалистов в области ИТ, строительства, программной инженерии, энергосбережения и прочее. Какие направления, на ваш взгляд, будут самыми перспективными в будущем?
— Чтобы мы сегодня с вами ни говорили, предсказать, какие профессии будут самыми востребованными в будущем, конечно, невозможно. Нужно понимать, что такая модель как «получить высшее образование по одной специальности и на базе этих знаний работать до пенсии» сегодня не актуальна. Профессиональное развитие опирается на непрерывное образование. В наше время технологии развиваются с такой скоростью, что любой человек должен быть ориентирован либо на самообразование, либо на обучение в различных образовательных структурах. Это могут быть как университеты, так и центры переподготовки кадров.
На сегодняшний момент практически все вузы, в том числе и ТГТУ, предоставляют услуги по дополнительному профессиональному образованию. Если у человека не будет понимания, что на протяжении всей жизни придется учиться, то успешно реализоваться в профессии ему будет сложно.
— А какие направления сегодня чаще всего выбирают сами абитуриенты?
— В последние годы мы наблюдаем нарастающий интерес абитуриентов к информационным технологиям — информационные системы, автоматизированное проектирование, защита информации. Большой популярностью пользуются направления, связанные с применением больших данных, искусственного интеллекта, цифровое машиностроение.
Мы наблюдаем большой спрос на специальности «Строительство» и «Архитектура». Также у нас достаточно востребованоновое направление, связанное с нефтегазовым делом. Его нельзя назвать традиционным для нашего университета, но оно создавалось на той базе, которая на протяжении 65 лет развивались в вузе по направлению химических технологий и химического машиностроения.
— В университете ведется профориентационная работа по популяризации технического образования среди школьников и привлечению молодежи в научную и инновационную деятельность. Каких результатов вы рассчитываете достичь с ее помощью?
— Конечно, с этим направлением работы мы для себя связываем определенную перспективу. На сегодня нам удалось убедить крупнейшие промышленные предприятия нашего региона в том, что необходимо совместно идти в школы, доносить и до детей, и до их родителей, что техническое направление может быть интересным и перспективным для их дальнейшего развития. Сегодня университет реализует целый комплекс проектов, направленных на самые разные возрастные категории.
Мы не первый год проводим познавательные мероприятия с воспитанниками детских садов, где в игровой форме развиваем интерес детей к естественным наукам. Для учеников 5-8 классов предусмотрен проект «Университет открытий». На базе нашего вуза школьники осваивают химию, историю, архитектуру, физику, экологию и другие предметы. При этом дети получают не только новые знания, но практические навыки.
Реализуем такие проекты, как «Ассоциированные школы Союза машиностроителей России», «Базовые школы РАН», «Школа молодого инженера» и «Школа финансовой грамотности».
Проводим различные олимпиады, конкурсы, мастер-классы, лекции для школьников. В целом, вовлекаем детей в те молодежные проекты, которые реализуются в университете. Мы показываем, что университет — это жизнь. Здесь студенты не только учатся, но и имеют возможность заниматься любимым делом или хобби.
Очень активно в последние несколько лет в вузе реализуется проектная деятельность совместно со школами. Мы оказываем содействие образовательным учреждениям в реализации различных технологических проектов. Например, на площадке нашего студенческого технопарка «Вернадский» школьники могут научиться работать на реальном лабораторном и промышленном оборудовании.
— Тамбовский государственный технический университет активно работает в составе консорциумов «Вернадский — Тамбов», «Техносфера», «Цифрапром», «Недра» и другими отраслевыми и научными сообществами. Что вы ожидаете от такой кооперации, и каков вклад университета в ее развитие?
— Действительно, на сегодня мы взаимодействуем с целым рядом консорциумов по ключевым проектам вуза. На базе нашего университета мы создали свои консорциумы с привлечением ведущих промышленных предприятий Тамбовской области и научно-исследовательских институтов Российской академии наук. В частности, это консорциумы «Цифрапром» и «Техносфера». Первый ориентирован на развитие цифровых технологий, второй — для реализации проекта «Инжиниринг перспективных материалов технологического прорыва». Еще один, самый масштабный консорциум — «Вернадский», который курирует МГУ. На сегодня к нему уже подключились более 30 регионов.
Нужно понимать, что сегодня самостоятельно провести серьезное научное исследование и привести его к промышленной реализации достаточно сложно. Но, участники консорциума могут объединить свои ресурсы для решения общих вопросов и для выработки совместной позиции по какой-то конкретной задаче.
В этой связи следует особенно отметить работу университета в составе Научно-образовательного центра мирового уровня «Инженерия будущего». Это эффективный формат межрегиональной и международной кооперации. Такая кооперация помогает нам развивать научно-технический потенциал, обмениваться знаниями, решать сложные научные задачи, а также создавать уникальные продукты и современные технологии.
— У вас также действует ряд программ, направленных на развитие молодежного предпринимательства. Расскажите о них подробнее, зачем нужны такие проекты. Что они могут дать студентам?
— У нас в университете третий год успешно работает «Проектная среда». Это инновационный подход и особые условия организации учебного процесса в вузе, направленные на формирование новых компетенций у студентов в ходе командной работы над реальными проектами заказчиков под руководством наставников. Недавно на сайте университета запущена площадка «Биржа проектов», где размещаются задачи для студентов от наших предприятий-партнеров. Действует Школа технологического предпринимательства. Работают две акселерационные программы — «Техносфера» и «ЦИФРАПРОМ», реализуется программа «Стартап как диплом».
На мой взгляд, вовлечение студентов в развитие технологического предпринимательства имеет несколько важных аспектов. Первое — у студентов есть возможность попробовать реализовать себя в команде. Второе — студенты решают не абстрактную задачу, а ведут реальный технологический проект. Третье — это возможность коммерциализации идеи через стартап.
— В самом начале интервью вы сказали, что в этом году ТГТУ празднует свой юбилей: 65 лет со дня образования и 30 лет с момента преобразования в университет — первый в Тамбовской области. Высшее инженерное образование 65 лет назад и сейчас. В чем его принципиальное отличие?
— Сейчас инженерное образование становится более разноплановым. Если раньше инженер мог не владеть информационными технологиями, то сегодня это одна из основных его компетенций.
В инженерном образовании сейчас сокращаются объемы фундаментальных знаний. Оно становится более прикладным. Хорошо это или плохо — время покажет. Раньше фундаментальная составляющая если не превалировала, то имела очень большой блок. Конечно, сегодня перед государством и университетами стоит очень важная задача — сделать так, чтобы новая система инженерного образования была лучшей. Для этого необходимо совместить лучшее из советской системы образования и наработки последних лет. Именно на этом и стоит сконцентрироваться при подготовке современных инженерных кадров.
— Какие приоритетные направления развития вуза вы видите на ближайшую перспективу?
— Мы начали наш разговор с того, что одна из приоритетных задач университетов в нынешних условиях является достижение инженерно-технического суверенитета страны. Поэтому мы планируем продолжить работу в этом направлении и в последующие годы. Речь идет об открытии новых специальностей, актуальных как для экономики нашего региона, так и для всей страны.
Еще одно очень важное направление — патриотическое воспитание студентов в университете. Этот аспект был упущен в 90-е годы. Сегодня мы понимаем, что процессы воспитания и обучения должны быть неразрывными.
Планируем развивать и другие сферы, например, международную деятельность с новыми партнерами в разных направлениях. Безусловно, как мы уже обсудили, будем расширять научно-исследовательскую деятельность. Университет без науки — не университет!
Реклама. Рекламодатель: ФГБОУ ВО «ТГТУ», www.tstu.ru