В 2025 году начнется реализация нацпроекта «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности», в рамках которого утверждена дорожная карта подготовки высококвалифицированных кадров для АПК. Новые ориентиры, описанные в проекте, — рост доли занятой в отрасли молодежи и сотрудников с профильным опытом более пяти лет. Для этого до 2030 года в школах должны заработать 18 тысяч агроклассов, количество выпускников средних профессиональных учебных заведений должно вырасти по сравнению с 2023 годом на 25%, вузов — на 37%. Участники и аналитики рынка рассказали РБК Черноземье о том, что еще можно и нужно сделать для преодоления «кадрового разрыва».
Без границ. Сокращение занятости в АПК как мировой тренд
За последние 30 лет занятость в мировом сельском хозяйстве сократилась с 43% до 26%. «В Европе аграрной рабочей силы стало на треть меньше, чем десять лет назад, — приводит пример PR-менеджер «Агро.Клуб» Анна Кирина. — Сокращение связано с банкротствами фермерских хозяйств с угодьями менее пяти гектаров, которые составляют две трети ферм ЕС, и уходом на пенсию пожилых фермеров. В агросекторе Канады сейчас около 122 тысяч вакансий, и это число будет расти. По прогнозам Министерства сельского хозяйства США, в ближайшие пять лет ежегодный спрос на выпускников аграрных колледжей составит 57,9 тысяч рабочих мест, а сейчас в год выпускается почти на 40% меньше».
За первые девять месяцев этого года предприятия российского АПК опубликовали на hh.ru уже более 238 тысяч вакансий. «Цифры отличаются по регионам, но, по нашей оценке, неукомплектованность штата варьируется на уровне 50-90% для специалистов агрономических и инженерных специальностей, 30-40% — для механизаторов», — так видит ситуацию сооснователь и генеральный директор «АгроСигнал» Владимир Коршунов. Руководитель компании «Брянский сад» Олег Кобец констатирует, что по «белым воротничкам», бухгалтерам, юристам, маркетологам, логистам нехватки персонала в отрасли нет, но, когда речь заходит об агрономах, трактористах, технологах, кадровый дефицит может достигать 50%.
«Сельское хозяйство вошло в топ-10 профобластей с наиболее высоким дефицитом кадров за сентябрь 2024 года с hh.индексом 3,2 резюме на вакансию при нормальном диапазоне конкуренции от 4 до 8, — поясняет Марина Качанова, директор филиала hh.ru в ЦФО. — Например, за сентябрь этого года прирост вакансий в АПК по областям ЦФО составил от 9% в Белгородской до 31% в Курской и 41% в Тамбовской областях».
Проблема усугубляется тем, что наибольший дефицит наблюдается в области технических специалистов и экспертов по управлению данными, то есть на тех треках, которые во многом отвечают за производительность отрасли.
Эффект бабочки. Чем грозит кадровый дефицит в АПК
Нехватка кадров в отрасли, которая рассматривается как один из драйверов экономического роста России и фактор влияния на мировом продовольственном рынке, может иметь серьезные последствия на разных уровнях, считают эксперты. Владимир Коршунов («АгроСигнал») рассуждает о проблемах менеджмента: «Дефицит квалифицированных сотрудников влечет недостаток компетенций в узких направлениях, что ухудшает качество управления предприятием при отсутствии возможности корректного анализа производственной ситуации. Это неизбежно снижает экономическую эффективность и повышает риски».
«Нехватка специалистов, влияющих на продуктивность отрасли, затрудняет внедрение передовых технологий и методов управления, что в свою очередь снижает конкурентоспособность российских агропредприятий на мировом рынке, — дополняет заместитель генерального директора ОЭЗ «Доброград-1» по работе с резидентами Наталья Зимина. — Диапазон последствий — от увеличения себестоимости продукции до угрозы продовольственной безопасности страны».
Анна Кирина («Агро.Клуб») видит потенциальные риски от роста себестоимости производства для социальной сферы — удорожание продуктов питания означает сокращение расходов на образование, отдых, медицину. «Ограниченность кадров в полях может приводить к нерациональному природопользованию и земледелию, а также стимулировать теневой рынок труда», — прогнозирует эксперт.
Как экстраполируются проблемы с кадрами на работу конкретного предприятия и АПК в целом, рассказал Олег Кобец («Брянский сад»): «Изначально проект нашего сада был разработан для тысячи га, затем с учетом кадрового потенциала сокращен до 400 га. Реальность же привела к тому, что сады разбиты на 260 га, то есть мы производим лишь 26% того, что могли бы. Для обслуживания сада требуется 55-60 человек. Все, кто хочет и может работать, у нас уже заняты, трудового резерва нет. Утолив кадровый голод, мы сможем увеличить производство в три раза. Если масштабировать ситуацию, уверен, АПК мог бы производить на десятки процентов больше».
Еще одно узкое место в кадровой проблеме АПК — старение специалистов. По некоторым данным, средний возраст фермеров приближается к 60 годам, и лишь 9% производителей продуктов питания моложе 35 лет. Такой расклад, по мнению Натальи Зиминой (ОЭЗ «Доброград-1»), создает риск утраты накопленного опыта и знаний и негативно влияет на инновационность отрасли.
С этим готов поспорить Олег Кобец («Брянский сад»): «Возраст управленцев никак не влияет на инновационность АПК, — уверен он. — Либо человек стремится к знаниям и их применению, либо нет. Более того, чем человек старше, тем меньший объем работы он может выполнять, так что необходимость решений, облегчающих жизнь, лучше осознает именно старшее поколение».
Эксперты Группы «Черкизово» считают, что комплексный подход к решению этих вопросов, включающий разработку программ наставничества, обеспечит не просто преемственность и сохранение ценных производственных традиций. Формирование команд из представителей разных поколений приведет к более многомерным решениям и будет способствовать повышению продуктивности. С этим согласен и Владимир Коршунов («АгроСигнал»): «Если на предприятии стоит глобальная задача обеспечения максимально эффективного производственного процесса, то разные спектры экспертизы старшего и младшего поколений могут успешно дополнять друг друга. У опытных сотрудников обширны знания фундаментального ряда, а у более молодых — креативность и легкость освоения новых технологий».
«За деньги ... — тоже нет». Почему рост зарплат не решает кадровых проблем в агросекторе
С началом в России масштабного кадрового кризиса АПК, как и все ключевые отрасли экономики, включился в «зарплатную гонку», став по итогам 2023 года одним из лидеров по темпам роста: они выросли на 15% в сельском хозяйстве и на 17% — в переработке, в текущем году зарплаты прибавили еще 5%.
«Уровень медианной предлагаемой зарплаты для соискателей-аграриев в этом году составляет 101,7 тысяч рублей по стране, годом ранее — 84,9 тысяч рублей. Рост зарплат в секторе объясняется как нехваткой специалистов и стремлением привлечь их конкурентной зарплатой, так и тем, что для АПК характерны высокая доля сезонной работы и, соответственно, высокие доходы в период выращивания и сборки урожая», — рассказывает Марина Качанова (hh.ru). Самые высокие зарплаты предлагают трактористам, комбайнерам — 140,8 тыс. руб. (+19%), у всех остальных профессий зарплаты ниже — от 64 тыс. до 82 тыс. рублей, но динамика также положительная, в среднем рост на 17%.
Однако «зарплатные гонки» — не самая эффективная стратегия привлечения работников для АПК, считает экс-министр сельского хозяйства Александр Ткачев: «В условиях снижения рентабельности, роста себестоимости производства и издержек у агропредприятий нет ресурсов конкурировать за работников с другими индустриями, где платят больше». Кроме того, работа в АПК «попадает» и в другие стресс-факторы, связанные с наймом: локализация в малых городах или сельской местности, где поиск персонала исторически затруднен, связанное с этим инфраструктурное неравенство, использование физического труда на производстве. Появление гибридных условий труда, как замечает Анна Кирина («Агро.Клуб»), то есть возможность потенциальных сотрудников работать вне АПК, продолжая при этом жить в сельской местности, также осложняет задачу найма.
«Корень проблемы — в стереотипе, что никуда крестьянин не денется. Это идет и от крепостного права, и от советской практики, когда жителям сельской местности не выдавали паспорта. Поэтому все 90-е и нулевые люди уезжали туда, где лучше, где развита социальная культура и можно получить не только пряник, но и праздник. Да, сейчас мы видим газификацию, ремонтируются ДК, но они лишь помогают сохранить то, что есть, не дать ситуации ухудшиться. Решение проблемы — в радикальном улучшении инфраструктуры, «стирании грани между городом и деревней», — уверен Олег Кобец («Брянский сад»).
По сути это означает, что критерии выбора места работы у нынешних соискателей выходят далеко за рамки возможностей работодателя. Но программы мотивации, которые предлагают предприятия АПК в ответ на кадровый вызов, отражают попытки отрасли все-таки найти выход. В том числе — на той территории, где традиционно правила игры задавало государство: от образовательных стандартов до строительства жилья.
Генеральный директор ГК «Прогресс Агро» Леонид Рагозин рассказал, что для поднятия престижа сельскохозяйственных профессий его компания ведет профориентационную работу со школьниками, по программе целевого обучения направляет молодежь в профильные вузы и сотрудничает с ними в рамках программ «Профессионалитет», «Амбассадоры» и «Управление проектами в АПК». Компания также финансирует строительство учебных корпусов, принимает участие в актуализации учебных программ, организации практики и оплачиваемых стажировок, пополняет преподавательский состав своими специалистами.
В пресс-службе Группы «Черкизово» из дополнительных стимулов, не связанных с достижением производственных показателей, привели как пример программу «Учись на 5», которая поощряет хорошую успеваемость детей сотрудников прямыми выплатами на карту родителей. Владимир Коршунов («АгроСигнал») резюмировал: «Опыт разных предприятий показывает эффективность мотивации через программы предоставления жилья (добросовестно работаешь пять лет — получаешь дом за счет предприятия), оплаты дополнительного обучения, премиальных выплат, привязанных к производственным результатам».
Большая «цифра». Какие меры помогут интенсифицировать отрасль
К 2030 году производство продукции АПК в России, согласно указу президента, должно увеличиться не менее чем на 25% по сравнению с 2021 годом, а агроэкспорт — вырасти в полтора раза, до $55 млрд. Очевидно, что поставленные цели потребуют от отрасли серьезной интенсификации, достичь которой инструментами «человеческой эффективности» в условиях нехватки кадров и неоднозначных прогнозов о производительности труда будет сложно. Так, согласно мартовскому исследованию «Региональная экономика» Банка России, в 2024 году страну ожидает беспрецедентный рост производительности труда на уровне 3,2%. В то же время в конце сентября 2023 года исследователи ВШЭ пришли к выводу, что более половины респондентов не готовы к росту нагрузки даже при изменении зарплаты, объясняя это работой на пределе возможностей или другими приоритетами в жизни. Аналитики и участники рынка видят решение в цифровизации отрасли, признавая, что и у него есть ряд сложностей.
«АПК все активнее обращается к цифровым решениям, понимая их долгосрочную эффективность и роль в повышении конкурентоспособности. Однако на текущем отрезке времени цифровизация аграрной отрасли сталкивается с рядом серьезных вызовов, — отмечает директор по развитию бизнеса BPMSoft Вадим Сорокин. — Это, прежде всего, значительная бюрократизация процессов в крупных компаниях, где согласование и защита инвестиций могут занимать до года и более, а также предпочтение инвестиций в производственные мощности, где результат виден сразу, сложноизмеримым выгодам от внедрения новых ИТ-продуктов».
Безусловно, наблюдается рост цифровой зрелости среди опытных управленцев, но в немалой степени тенденция к цифровизации усиливается с наймом более молодых генеральных и ИТ-директоров, которых АПК привлекает сложностью и масштабом задач, считает эксперт.
«Кадровый вопрос — ключевой фактор, определяющий темпы цифровизации в АПК, — считают в Группе «Черкизово». — Можно выделить три направления для привлечения новых кадров, способных решить задачи по цифровизации. Первое включает разработку специализированных программ обучения (например, агрономия в контексте Big Data или IoT для сельского хозяйства), внедрение междисциплинарных курсов, объединяющих агрономию, IT и инженерные науки, и партнерскую работу вузов и агрохолдингов. Второе — привлечение специалистов из других отраслей (IT, телекоммуникации, робототехника и смежные области), способных перенести в АПК лучшие цифровые практики. И третье — взращивание и переобучение имеющихся кадров, а также стимулирование инновационного мышления через внутренние конкурсы и хакатоны. Если начать эту работу уже сейчас, через пару лет можно ожидать первых результатов в виде повышения квалификации сотрудников. Полностью новое поколение специалистов, которое будет развивать цифровизацию в АПК, возможно сформировать в более долгосрочной перспективе».
«Чем острее кадровый вопрос, тем быстрее идет цифровизация, — говорит Олег Кобец («Брянский сад»). — Сегодня многие процессы можно завести на «цифру», на дистанционное управление. Проблема в том, что для цифровизации часто нет инфраструктурной почвы. Например, один робот для опрыскивания заменяет 12 человек, но для этого необходим интернет, которого нет в садах. Нет связи — нет цифрового двойника сада, невозможно внедрение нейросети в управление садом. Там, где инфраструктурные проблемы решены, хозяйства, будь то животноводческие или тепличные, уже активно используют ИИ. Для этого не нужно принципиально новых кадров — разработчики делают использование новых технологий максимально комфортным после небольшого обучения. Необходима лишь более тесная связь с наукой — поэтому мы, например, в этом году создаем на нашей базе экспериментальную площадку совместно с ФНЦ им. Мичурина, где будут обкатываться новейшие технологии садоводства».
Измениться в лице. Каким может быть новое позиционирование отрасли
Чтобы привлечь в АПК молодых специалистов, индустрии жизненно необходим кадровый ребрендинг, уверена Наталья Зимина (ОЭЗ «Доброград-1»): «Выпускники технических и аграрных вузов, увлеченные информационными технологиями и инновациями, — именно они способны привнести новые идеи и подходы, необходимые для будущего успешного развития отрасли».
«Чтобы заинтересовать новое поколение, АПК должен позиционировать себя как инновационный, устойчивый к любым геополитическим и экономическим вызовам сектор, каким он и является на самом деле, — считает Анна Кирина («Агро.Клуб»). — Беспилотники, искусственный интеллект, точное земледелие, аналитика данных, а также широкий спектр профессий для людей с разными интересами и навыками, конкурентоспособные зарплаты и потенциал карьерного роста — все это сегодняшний день сельского хозяйства».
«В АПК есть хорошие перспективы, — подтверждает Олег Жолобенко, пришедший в сельское хозяйство из нефтяной отрасли, ныне — руководитель КФХ «Спаржа Черноземья». — Мы начинали свой бизнес в 2019 году с непонятной тогда для России овощной культурой, понимая, что идем туда, где нужно будет пробивать стены. Но наш опыт и рост за эти пять лет убеждает нас в правильности выбранной ниши. Ведь там, где трудно, — нет конкуренции».
Учитывая растущее влияние агробизнеса в разных сферах, его кадровые предложения могут быть интересными не только молодым профессионалам, отмечают в Группе «Черкизово». «Новое позиционирование отрасли может быть адресовано и специалистам 30-50 лет, которые работают в других отраслях и ищут новые карьерные треки. Интересантами перемен в АПК могут стать и специалисты старше 50 лет — опытные работники, способные взять на себя роль наставников».
Владимир Коршунов («АгроСигнал») указывает на то, что у подобных перемен есть и риск негативного восприятия: «Если речь о «смене вывески», например, с агронома на «агробиоинженер», то это больше вопрос социальной психологии и статусной самооценки людей, то есть эффект возможен, но его надо изучать. АПК — это территория серьезных людей с высокой долей традиционализма. Здесь привлекательность определяется не вывеской, а наполнением, поэтому аналогии из ретейла или сферы услуг могут оказаться неуместными».
Согласен с такой позицией и Олег Кобец («Брянский сад»): «Ребрендинг ничего не даст. Нужна государственная программа, подготовленная серьезными, неслучайными в сельском хозяйстве людьми. Рекламными акциями можно привлечь, но удержать способны лишь фундаментальные инфраструктурные изменения».