Как образ агропромышленного комплекса отражается на кадровом голоде отрасли? Результаты, которых добилась отрасль АПК за последние 10-15 лет впечатляют, многие сегодня называют ее драйвером экономики. Бурное развитие произошло, в том числе и благодаря внедрению новых технологий и автоматизации. Но, несмотря на это, кадровый вопрос в АПК стоит наиболее остро. Миграция населения из сел в крупные города идет высокими темпами, и как привлекать кадры в отрасль, становится неразрешимым вопросом для многих компаний.
— Евгения, вы много общаетесь со специалистами разных уровней, насколько сегодня действительно можно отметить кадровый голод в отрасли, и какие тенденции можете выделить?
— Когда мы приезжаем в хозяйства по всей России, действительно, общаемся с разными специалистами. Стоит отметить, конечно же, нас приглашают в одни из лучших хозяйств страны, где работают специалисты высокого уровня. Но факт остается фактом, сегодня эксперты говорят о нехватке более 200 тыс. человек в агропромышленном комплексе России. И в первую очередь это такие профессии, как механизаторы. То есть те профессии, которые необходимы в самую жаркую страду, когда идет либо посевная кампания, либо уборочные работы. Вот именно здесь не хватает людей.
Я бы хотела сделать акцент на возрасте. Речь идет о том, что у нас недостаточно именно молодых специалистов. В целом, мы достаточно часто в хозяйствах общаемся с людьми в возрасте 35-40 лет, а они сейчас относятся к категории молодежи. Отрадно, что люди такого возраста работают зоотехниками, агрономами. Но вы совершенно правильно вначале заметили, что происходит определенная миграция, и город действительно перетягивает жителей села. Правда, на эту проблему уже обратили внимание, и с ней работают.
Есть программы, благодаря которым развиваются опорные села, чтобы люди имели возможность оперативного доступа до определенных благ, которые они хотят получать. Потому что все не только деньгами заканчивается. Чаще всего специалистам и в целом людям нужны не только деньги, нужны еще какие-то места, куда можно сходить, отдохнуть. Необходима социализация, чтобы вокруг были люди, с которыми можно разделить интересы. Очень часто мужчины говорят о том, что женам то же нужно создавать рабочие места. И здесь, помимо того, что я уже перечислила, одним из самых важных моментов является восприятие образа работника сельского хозяйства.
— Правильно я понимаю, что именно образ сельского хозяйства отпугивает молодежь?
— Вы знаете, он не только молодое поколение отталкивает. Мне кажется, что образ отрасли в целом и ее инвестиционная привлекательность может определенным образом отличаться от других сфер. Действительно, сегодня сельское хозяйство и работники сельского хозяйства в головах обывателей создают далеко не самый лучший образ. В данной ситуации я очень люблю сравнивать историю про айтишников, которые 30 лет назад воспринимались как обычный сисадмин в огромных очках в старом свитере, с непонятной прической. И вдруг этот сисадмин стал классным товарищем, который, собственно, пьет латте, катается на моноколесе и ездит отдыхать на новогодние каникулы на Мальдивы. Как же это произошло за тридцатилетний период? Понятно, что здесь история, в том числе эволюционная, потому что был сформирован запрос времени и развития технологий, но и сверху добавилось определенное отношение к этой профессии.
То есть если мы с вами посмотрим на те же образы, которые транслируются в масс-медиа, то увидим просто ужас какой-то. Если речь идет о сельском хозяйстве, то это обязательно грязь, валенки, ушанка. А необходимо формировать у людей позитивное отношение. Автоматизация шагнула вперед с большим размахом. Мы приезжаем в хозяйства, в которых настолько чисто и комфортно, что любой завод может позавидовать. А какие у нас в стране есть предприятия, в которых построены обучающие кампусы… Можно сказать, Европа просто отдыхает. Безусловно, был период 90-х, который мы застали, когда родители, бабушки и дедушки действительно старались сделать так, чтобы их дети уезжали в город. Но это время прошло, все сейчас поменялось.
Но сегодня потребители контента видят образ сельского хозяйства, как что-то отталкивающее. Если мы с вами посмотрим телевизор, послушаем музыку, почитаем книги — мы нигде не найдем позитивного образа работника сельского хозяйства. Вот в фильме «Интерстеллар» фермер встал и пошел воевать за мир. А здесь у нас этот товарищ выглядит далеко не так, как хотелось бы.
Но тут тоже стоит отметить, что определенные изменения в хорошую сторону происходят. Недавно, например, вышло новое реалити-шоу, в котором молодые ребята, студенты будут обучаться и проходить практику в сельском хозяйстве. Это прекрасный опыт, который необходимо распространять все больше и больше.
Мы также выпустили сериал, который называется «Урожай. Начало». Это документальный сериал про ситуацию с селекцией и семеноводством в нашей стране. Чем больше мы будем делать подобных проектов, рассказывать о людях подобных профессий, тем больше это будет положительно влиять на имидж работника сельского хозяйства.
Нужно рассказывать людям о людях. У нас ведь огромное количество прекрасных хозяев бизнеса, которые заботятся о своих сотрудниках. И когда мы будем показывать и рассказывать об этих людях, когда мы будем показывать другое село, село, в котором интересно, в котором есть современные школы, детские сады, в котором построены прекрасные спортивные центры, когда бизнес будет готов вкладываться в развитие территории, чтобы люди здесь жили, вот тогда образ сельского хозяйства действительно станет модным и популярным. И что самое главное, человек труда снова получит уважение.
— А какие сегодня возможности для развития в сфере агропромышленного комплекса есть у молодых специалистов?
— Вот хозяйства, о которых я рассказывала, их собственники уже понимают, насколько важно привлекать молодые кадры в отрасль и удерживать уже работающих людей. Они используют различные программы, которые сегодня предлагаются для того, чтобы строить дома и предоставлять жилье. Они сотрудничают с местными органами власти, поддерживают своих сотрудников в разных социальных вопросах.
Из последних удачных примеров — это племенной завод «Октябрьский» в Кировской области, где устраиваются потрясающие праздники, где для молодежи предоставляются отличные условия проживания, поэтому там по улицам бегает огромное количество маленьких детей. То есть молодежь приезжает туда работать, а им обеспечивают садик, школу, разнообразный досуг. И таким образом, у людей есть необходимость один раз в месяц выехать в ближайший город, в театр сходить, например. А в месте, где они проживают, есть возможность для комфортной самореализации.
То же самое. Вот крупное семеноводческое предприятие «Артель», расположенное на территории Обоянского района Курской области. Там живут потрясающие люди, они прекрасно понимают, что необходимо для того, чтобы было комфортно детям. Построили прекрасный трехэтажный спортивный комплекс, который далеко не в каждом крупном городе можно найти. Там есть шикарные бассейны, спортивные залы, беговые дорожки, новое оборудование, и все дети сотрудников имеют возможность бесплатно заниматься различными видами спорта. Вот если о таких историях рассказывать, то, естественно, с сельским хозяйством захочется иметь дело, там захочется жить, работать и получать высокие результаты своей деятельности.
Если говорить про зарплатную составляющую, есть определенное мнение, что сегодня у молодежи в сельскохозяйственной отрасли зарплаты ниже, чем по региону в среднем. Но, на самом деле, это не так. Конечно, нельзя грести всех под одну гребенку. Это, как и в ИТ-сфере — есть разные компании. Некоторые платят 150-200 тыс. рублей, другие же не дотягивают до этих цифр. Опять же, есть молодые специалисты, которые приходят на какую-либо должность и получают немного, но они растут. Точно так же и в сельском хозяйстве. И я могу сказать точно, что зарплаты в 60-80 тыс. рублей в сельском хозяйстве — это уже не та зарплата, которую сложно услышать, если мы говорим о специалистах, как зоотехник и агроном. Понятно, что у рабочих специальностей выплаты попроще. Но и в городе рабочие специальности не получают по 60-80 тыс. рублей, это скорее уровень 40 тыс. рублей. Но одно дело 40 и 60 тысяч — в городе, а другое дело — в деревне. Также здесь нужно иметь ввиду не только градацию самих специалистов, есть еще непосредственно хозяйство, в которое приходит человек. Я точно знаю, что сегодня есть хозяйства, в которые очень сложно трудоустроиться, потому что они обеспечивают очень высокий уровень и качество жизни людям, такие, что в них стоит очередь. То есть это, в первую очередь, зависит и от собственников, которые строят бизнес.
Для молодых людей сегодня очень много возможностей в сельском хозяйстве. Отрасль сельского хозяйства сегодня с точки зрения кадров низкоконкурентна. Потому что в определенный момент сложилась такая история, что в сельскохозяйственные институты и академии шли те, кто никуда больше не поступил, так как, действительно, в подобных учебных заведениях низкий проходной балл. Сегодня постепенно эта ситуация меняется в лучшую сторону, стало понятно, что этот бизнес рентабельный, он приносит большую пользу для человека, появляются новые технологии, которые позволяют сохранять до 45% себестоимости урожая.
И именно поэтому история про то, что все оголтело сегодня идут в город, уже не так актуальна. К сожалению, безусловно, наблюдается не такая большая тенденция возврата молодых людей обратно в сельскую местность. И поэтому сегодня, выстраивая информационный поток, все уже понимают, что фактически есть два пути воздействия. Первая категория людей, с которыми нужно работать, и которым нужно правильно преподнести информацию, это непосредственно те, кто родились в деревне. И вторая категория — те, кто уехали учиться в вуз в город. И вот здесь самое важное — сделать так, чтобы он захотел вернуться обратно.
Если говорить о том, что уже сейчас делают. Первое, есть программы, которые позволяют строить жилье для сотрудников. Второе, предприятия сейчас очень активно вкладываются в различные технологии. И таким образом, у молодежи есть поле для экспериментов, для обучения чему-то новому, актуальному и прогрессивному. В-третьих, есть целевые программы по обучению. То есть можно обратиться в компанию, чтобы в период обучения от нее была поддержка. И практика, конечно, которую можно проходить на предприятиях, она тоже будет определенным образом оцениваться.
Если и дальше говорить о популяризации сельскохозяйственных профессий, то хорошим примером может послужить недавно открывшаяся в московском метрополитене фотовыставка, посвященная фермерам. Помимо этого, как я уже упоминала, мы снимали сериал про селекцию и семеноводство, и поняли, что такой формат получает наибольший отклик у аудитории. Поэтому уже на следующий год мы планируем проект, который будет называться «Династия». Он будет рассказывать про отцов и детей, которые вовлечены в бизнес сельского хозяйства. Речь будет идти о разных отраслях — переработка, производство, сельхозмашиностроение. Но ключевая идея этого сериала заключается в том, что старший передает опыт младшему. Младшее поколение идет в бизнес со своим подходом новатора. Молодость — она бунтующая, ищущая новые подходы. А старость — она, в первую очередь, трезво оценивающая, где-то уже скептически смотрящая на какие-то вещи. И этот конфликт, который возникает между поколениями, очень важен, потому что именно внутри него рождается либо дальнейший успех при передаче дела, либо уже это дело, к сожалению, не получит должного продолжения.