— Ваша трудовая деятельность неразрывно связана со строительством промышленных объектов. Какие объемы таких объектов были введены в Воронежской области в 2024 году?
— Выпуск подобных предприятий недостаточен. Сейчас в связи с международной обстановкой есть острая потребность в импортозамещении, и многое зависит даже не от предпринимателей, а конъектуры рынка. Все понимают, как ситуация обстоит с заемными деньгами и сколько они стоят.
— Давайте поговорим о кадрах. Известно, что на стройках зачастую работают мигранты. Однако сегодня миграционная политика в стране меняется. Как это может повлиять на кадровую обеспеченность в отрасли?
— Что касается мигрантов, я бы хотел сказать одно — в понимании конечного потребителя считается, что бизнес экономит и поэтому нанимает мигрантов. Это уже давно не так. Мигрант получает сопоставимую зарплату с гражданином России. Наличие мигрантов связано с тем, что есть огромный кадровый дефицит в принципе. Но надо понимать, что мигранты закрывают низкоквалифицированные позиции. Мы, например, занимаемся монтажом оборудования, и здесь только мигрантами вопрос не закроешь.
— Если говорить о кадровом дефиците, как обстоит ситуация в сфере строительства?
— Как и везде. Сейчас бизнес приходит к пониманию, что основная ценность любой компании, предприятия — не материальная база, а люди. У нас сейчас есть перекос — мы пытаемся шагнуть в постиндустриальную экономику, пропустив несколько этапов. Например, в Воронеже курьер зарабатывает 150-200 тыс. рублей, а инженер 50-70 тыс. рублей, имея большую ответственность. Не считаю это нормальным.
— Какие проблемные точки вы видите в сфере промышленного строительства в Воронеже?
— Я считаю, у нас отсутствует институт венчурного финансирования, то есть высокорискованного. Есть люди с интересными идеями, но им в принципе в банке никогда не дадут кредит ввиду высоких требований. Уверен, что у нас есть самородки с хорошими идеями, но наша консервативная банковская система никогда их не профинансирует. Для этого надо создавать государственные институты, которые будут вкладывать деньги в предприятие с большими финансовыми рисками.
— А как введение санкций и формирование новых логистические цепочек повлияло на строительную отрасль?
— Мы сейчас заканчиваем оконное производство с созданием алюминиевого профиля. Было заказано оборудование в Китае, которое шло в три раза дольше. И сейчас с ним большие проблемы на таможне из-за того, что наши китайские коллеги достаточно халатно относятся к документации — состав контейнеров не соответствует этим документам, у таможенников большие вопросы касательно состава груза.
Новые логистические цепочки не отработаны и, к сожалению, на это уйдет много времени. Основные строительные материалы мы производим у нас в стране. А вот все, что требует технологии, идет из-за рубежа. Плюс у восточных людей подход к работе немного иной.
— С какими итогами вы завершаете 2024 год? И какие интересные проекты запланированы на 2025 год?
— Мы смотрим в сторону новых территорий, потому что туда вливаются и федеральные деньги. Если посмотреть на жилищное строительство в Луганской и Донецкой республиках, там действуют льготные программы — застройщики финансируются под 5%, ипотека 3%. Там огромный промышленный кластер предприятий, в который долгое время не вкладывались деньги. Надеюсь, государство будет помогать с их реконструкцией. Будет большая стройка, а так как мы находимся не далеко, может, часть нашей строительной отрасли переместится туда.
Также хотелось бы в будущем увидеть больше высокотехнологических производств, реального импортозамещения. Вчера присутствовал на награждении одной из бизнес-премий, и там ребята методом 3D-печати делают металлические изделия из алюминия и разных сплавов. Хочется больше таких проектов.