Инновации , Черноземье ,  
0 

«Наши цифровые решения и проекты модернизации ГЭТ готовы к экспорту»

Алексей Зотов (Фото: пресс-служба ООО «Группа Мовиста»)
Алексей Зотов (Фото: пресс-служба ООО «Группа Мовиста»)
Генеральный директор ООО «Группа Мовиста» Алексей Зотов — о первом цифровом депо в стране, бесшумном движении трамваев, благодарности горожан и готовности выйти на международный рынок.

— Какой проект «Группы Мовиста» вы считаете флагманским в 2024 году?

— В 2024 году полностью завершен уральский проект — «Верхнепышминский трамвай». Это первый в России межмуниципальный трамвайный маршрут между городами Екатеринбург и Верхняя Пышма. Этот проект реализован ООО «Верхнепышминский трамвай» (входит в «Группу Мовиста») по концессионному соглашению с министерством транспорта Свердловской области при финансовой поддержке ВЭБ.РФ.

Главное в этом проекте — его комплексность. По современной технологии построено новое рельсовое полотно, соединяющее два города, расстояние между конечными остановками — 9 км. В феврале 2024 года открыто автоматизированное депо. На линии работают 11 современных низкопольных трамваев «Львенок», изготовленные ведущим российским производителем городского электротранспорта — компанией ПК «Транспортные системы». На линии 14 остановок — из них десять в Екатеринбурге и четыре в Верхней Пышме. То есть — это пример того, как в идеале должен выглядеть и как функционировать современный городской трамвай.

Уральцы уже привыкли к современному комфорту. И они это подтверждают своими поездками. На 65% вырос пассажиропоток в 2024 году по сравнению с 2023 годом. Это означает, что наши пассажиры с удовольствием пользуются этим транспортом: комфортным, безопасным и, что самое главное, регулярным. Внедрение цифрового депо обеспечивает выход на линию 99,6% подвижного состава, то есть практически каждый трамвай выходит в рейс исправным, соблюдая расписание. Получается, что любой пассажир может смело приходить на остановку за 2-3 минуты до прибытия трамвая, понимая, что трамвай точно придет вовремя.

Объем инвестиций только в депо составил 1,8 млрд руб. Большая доля пришлась на цифровизацию: автоматизация стрелок, управление движением, контроль за техническим состоянием подвижного состава — все это общая большая платформа управления депо.

Алексей Зотов: «Наши цифровые решения и проекты модернизации ГЭТ готовы к экспорту»

— Как эксперты оценивают первое цифровое депо?

— В конце 2024 года в Москве проходила «Транспортная неделя» — международный форум и выставка. На форуме цифровое депо «Верхнепышминского трамвая» было удостоено XI Национальной премии за достижения в области транспорта и транспортной инфраструктуры «Формула движения». Это оценка не только Министерства транспорта России, Общественного совета при Минтрансе, но и большого количества экспертов, которые сказали, что наш проект инновационен, современен, и он способствует положительным социальным эффектам, которые стимулируют развитие города и региона. После запуска проекта к нам уже обращались с предложением продлить ветку дальше в Свердловской области, что позволит связать еще и другие города рядом с Верхней Пышмой. И правительство Свердловской области уже рассматривает возможность такого развития.

— А какие социальные эффекты получают города от того, что модернизируются трамвайные сети, появляются современные трамваи?

— Трамвайная сеть и сами трамваи в городах кроме Москвы и Санкт-Петербурга раньше практически не модернизировались. Когда мы приходили в города, то видели инфраструктуру, которая пришла по возрасту в «уставшее» состояние: деревянные шпалы просто растворились в основе, контактные сети и подстанции износились. Вы и сами видели и слышали громыхающие трамваи.

А что сейчас мы имеем? Когда запустили трамвай в Перми по улице Борчанинова, первое, что мы услышали от местных жителей: «Спасибо большое, мы спали и не слышали, как звучит трамвай». Современная технология сварки рельсов позволяет уйти от стыков. В итоге нет лишних звуков. Кроме того, современная технология позволяет там, где есть перекрестки, укладывать трамвайный путь вровень с дорогой: пересечение их общественным и личным транспортом идет бесшумно и без различных скачков.

Недавно был в городе Курске, внимательно проехали по тем маршрутам, которые запустили. Шикарно сделана инфраструктура в части пересечения автомобильных дорог и трамвайных линий. Трамвай идет, и его не слышно.

— Чем вы можете объяснить рост популярности трамвая?

— Во-первых, трамвай — это экологически чистый вид транспорта, и, что самое интересное, самый безопасный. Количество аварий с участием трамваев, особенно те, которые могут нанести ущерб, минимальное по сравнению с другими видами транспорта. Плюс, современный трамвай совершенно по-другому визуализирует город. В каждом городе у него своя расцветка, индивидуальный облик и красивая подсветка. Особенно красиво вечером, когда едет трамвай: светящийся, комфортный, безопасный. Конечно же, люди хотят передвигаться по городу на таком транспорте.

— Какая роль цифровизации в комплексных проектах модернизации трамвайной сети?

— Любой комплексный проект включает несколько частей. Во-первых, это подвижной состав. Мы уже запустили движение в Перми, в Липецке и в Курске. Порядка 140 единиц подвижного состава уже поставлено: в Пермь — 44 машины, в Курск — 22 машины, 46 — в Липецк, 27 — в Ярославль. Еще осталось поставить только 22 трамвая в Ярославль, это будет сделано в первом квартале 2025 года. При этом современный трамвай — уже не просто средство передвижения. Это компьютер, который видит, что находится впереди, считывает, сколько людей зашло и вышло, тестирует сам себя с точки зрения безопасности и технического состояния.

Вторая часть модернизации — инфраструктура. Раньше были просто рельсы, шпалы и светофоры. На данный момент мы понимаем, что автоматический перевоз стрелок — это возможность создания зеленой волны приоритета для проезда трамвая через перекрестки, это контроль за соблюдением расписаний. Ведь кроме трамвая есть еще и автобусы, такси и другие виды транспорта. И всем движением надо управлять.

Для управления подвижным составом и инфраструктурой и существует третья часть — цифровая платформа. Она следит за расписанием, маршрутами, оплатой, контролирует безопасность пассажиров, техническое состояние путей, подвижного состава в движении и в депо.

— Какое преимущество цифровая платформа дает городам?

— Она делает всю систему прозрачной: руководители города видят каждую транзакцию, на какой остановке и каким способом произведена оплата. Это позволяет выявить болевые точки с наибольшим количеством безбилетных проездов и направить туда контролеров. Города видят, где у них возникает затор, и понимают, как им правильно распределить нагрузку, где увеличить количество транспортных средств на маршруте, где, наоборот, уменьшить.

Преимущество есть и у горожан. Они заходят в современный транспорт, садятся на удобные кресла. Летом на выставке в Екатеринбурге разместили трамвай, который уже два года работал на линии. От нового он ничем не отличался. Это говорит о качестве изготовления. Спасибо нашему партнеру — «ПК Транспортные системы» — за такие хорошие трамваи.

И вот пассажир заходит. Кроме задач сесть и доехать до точки назначения, он должен оплатить проезд. Для этого есть валидатор, но современная цифровая платформа позволяет оплачивать, не подходя к валидатору. Это оплата по геопозиции: пассажир садится, открывает мобильное приложение, регистрируется. Ему приходит пуш-уведомление, а когда уже человек вышел из трамвая, то ему приходит сообщение, сколько стоил проезд с учетом всех льгот. Не будем забывать про USB-розетки, низкий пол, большие окна, обеспечивающие широкий обзор — все это сделано для удобства пассажиров.

Если резюмировать, то цифровая платформа управления общественным транспортом — это готовое решение для руководителей города, перевозчиков и пассажиров.

— Почему тогда некоторые города, где изношенность подвижного состава до 80%, а то и больше, не идут в этот механизм государственно-частного партнерства и не модернизируют трамвайную сеть?

— Трамвай все-таки дорогое транспортное средство, дороже, чем автобус. При этом он и перевозит больше пассажиров, а значит — эффективнее. Но из-за стоимости не у каждого муниципалитета есть достаточно средств, чтобы заказать и купить новые трамваи. Это первое ограничение.

Запустить новый трамвай по старой инфраструктуре, все равно, что купить новые автомобили и поехать по разбитой проселочной дороге. Поэтому необходимо заниматься еще и инфраструктурой. В итоге муниципалитеты могут себе позволить только маленькие «заплатки». Приходится где-то латать, ремонтировать текущие пути, менять контактную сеть для того, чтобы трамвай не ломался, не выходил из строя из-за внешних факторов. И заодно трамвай где-то подкрашивать, где-то модернизировать. Но сколько ни ремонтируй старый трамвай, он все равно останется старым.

Проекты с применением механизма государственно-частного партнерства, которые мы реализуем, позволяют модернизировать не только подвижной состав, но и инфраструктуру. Принято решение о запуске национального проекта «Инфраструктура для жизни» с большим разделом, который называется «Обновление подвижного состава». До 2030 года 85% подвижного состава должно находиться в регламентных сроках эксплуатации. Необходимо большое обновление парка. И мы рассчитываем, что это послужит дополнительным стимулом для того, чтобы обновить подвижной состав в больших городах.

В некоторых городах парк трамваев насчитывает больше 300 единиц. Это большой вызов, требуется большое количество денег, но эта программа расписана до 2030 года, у нее есть свои финансовые показатели. Надеюсь, что новый механизм позволит не только поменять подвижной состав, но и, возможно, часть средств учесть и направить на модернизацию инфраструктуры. Хотя, конечно, это задача муниципалитетов, но муниципалитеты сами вряд ли смогут осилить такой большой проект.

— Какие планы у компании «Группа Мовиста» на 2025 год?

— В 2025 году и, возможно, в 2026 будем заканчивать те проекты, которые начали в Ярославле, Липецке, Перми и Курске. Уже сделано больше половины работ. С марта начнется строительный сезон, выйдем на благоустройство, на модернизацию трамвайной сети, модернизацию инфраструктуры, депо. Где-то эти работы начались, уже обучили местных водителей трамваев управлению современным подвижным составом, внедрили современные методы контроля и технического осмотра.

— «Мовиста» реализует проекты с 2022 года. Технологии совершенствуются с высокой скоростью. Понадобилось ли самой компании за это время меняться, менять свои принципы?

— Принципы менять не пришлось, потому что уже на старте была сформирована команда из молодых, амбициозных людей, которым было интересно заниматься такими проектами. Они уже в начальной стадии начали привносить современные методы и современные подходы к реализации проектов. Это проектное управление, контроль на каждом этапе, учет пожеланий граждан, получаемых через обратную связь, и, конечно же, максимальная цифровизация.

Мы всегда учимся, всегда открыты к развитию, внимательно смотрим, что происходит в мире. Могу сказать, что наши цифровые сервисы и проекты модернизации транспортной инфраструктуры готовы экспортировать в другие страны.

Показывали наши решения в Азербайджане, Узбекистане, были запросы по цифровой платформе из Вьетнама. Интерес есть большой. И мы видим для себя развитие в цифровом сегменте. Работа по этому направлению позволяет компании масштабироваться и выходить на международный уровень.

Опыт у нас большой. В том числе в деле внедрения и эксплуатации ИТ-решений. И мы готовы демонстрировать свой опыт и полученные результаты, потому что эксплуатация — это как раз мерило того, насколько эффективно работает эта система.

Реклама. Рекламодатель: ООО «Мовиста Регионы», ОГРН: 1207700369623. erid=2SDnjePK1fS

От первого лица «Российская нефтехимия открывает точки роста для перспективных индустрий»
Содержание
Закрыть