Черноземный холдинг «Модекс» решил заняться переработкой сырого молока и выпуском собственной продукции в начале 10-х годов. Компания, специализировавшаяся на дистрибуции сыров и других молочных продуктов, приобрела два предприятия в Рамонском районе Воронежской области и белгородских Ровеньках. Оправдали ли себя инвестиции в производство, как современная бизнес-стратегия помогла возродить советские традиции и какие возможности есть у производителей сыров и молочной продукции в условиях экономических санкций, глава группы компаний Сергей Лыбань рассказал в беседе с корреспондентом РБК+.
— Переход от продажи чужой продукции к производству собственной — это серьезное изменение бизнес-стратегии. Что стояло за этим решением?
— Компания «Модекс» изначально возникла как торговая. Мы долго работали в сфере реализации молочной продукции и в какой-то момент пришли к пониманию необходимости развития собственного производства. Ведь мы не можем все время кормиться извне. Значит, внутреннее производство в любом случае будет развиваться. Молочная отрасль здесь не исключение: сегодня можно назвать много производителей, которые выпускают очень хорошие продукты. Значит, эта ниша заполняется. Ситуацию на рынке диктует потребитель, и мы ставим во главу угла его предпочтения при производстве наших продуктов.
— Что уже сделано в этом направлении?
— Мы определили несколько ключевых направлений развития. Главное из них — это мягкие сыры (формат fresh-сыр) и твердые сыры в премиум-сегменте. В этой сфере мы чувствуем себя комфортнее всего. Хотя у нас есть и цельномолочные бренды. Мы развиваем их как региональные бренды высшего качества. Сейчас ведем реконструкцию на нашем предприятии в Белгородской области. После окончания работ оно станет самым большим в регионе и одним из крупнейших в Черноземье. Когда я только пришел на завод, объем переработки составлял лишь 40 тонн в сутки. В 2016 году эта цифра составила 200 тонн в сутки, а к концу 2017 года мы рассчитываем выйти на объем до 500 тонн в сутки. Сказать, насколько успешным оказался наш проект, можно будет, когда мы достигнем этого уровня. Чтобы дать оценку бизнесу, нужно, чтобы он проработал лет пять. Но в целом мы идем в рамках нашего плана.
— Можно ли сказать, что вы нашли своего потребителя?
— Мы увидели подтверждение одной тенденции, которая была еще в Советском Союзе. Тогда предприятие, перерабатывающее молоко, было почти в каждом районном центре. Люди покупали продукцию местного производителя, потому что были уверены, свое — значит, качественное. С тех пор изменились технологические процессы производства молока, улучшилась логистика, увеличился срок годности. Но лояльность потребителей к местным производителям по-прежнему играет большую роль. Работает банальное «сарафанное радио». Например, работники холдинга покупают только свою продукцию и рекомендуют ее друзьям. Если взять ситуацию в динамике, то лояльность к нашим продуктам высока не только в родном регионе, но и далеко за его пределами. Люди не будут рекомендовать друзьям и близким плохое.
— Как на молочном рынке отразились экономические санкции?
— В первую очередь, это хорошее моральное дополнение к возрождению внутреннего рынка. Но санкции помогли нам освоить производство новых продуктов. Если раньше у нас в ассортименте были «Костромской» и «Пошехонский» сыры, то сейчас мы варим и «Пармезан», и «Грюйер», и «Маасдам». Благодаря санкциям, мы научились это делать, хотя раньше считали эти технологии чем-то «космическим». Это ни в коем случае не значит, что мы расслабились. Да, раньше мы не могли конкурировать, например, со швейцарским «Грюйером». Зато сейчас научились. Санкции заставили нас меняться в лучшую сторону, особенно в премиум-сегменте.
И все же главным положительным результатом экономических изменений последних лет для перерабатывающей отрасли стала девальвация рубля. Мы начали быстрее отучаться от импортного продукта. И привыкать жить на свои деньги — свои рубли!
— Как вы контролируете качество сырья для своих продуктов?
— Качество сырья, в любом случае, зависит от того, как кормят и ухаживают за коровами. Когда всем все равно, и никто ни за чем не следит — это видно сразу. Но сейчас цена на молоко на рынке достаточно высокая. За эти деньги мы имеем возможность требовать лучшего качества. «Модекс» приучил своих поставщиков к высоким стандартам. Ведь сыр принципиально невозможно сделать из некачественного молока. Когда мы покупали наш первый завод, из 40 тонн на переработку лишь 20% было высшего сорта. Сейчас мощность предприятия уже 200 тонн, а доля качественного сырья, молока высшего сорта, приблизилась к 98%. Этот результат возник не на пустом месте. Поскольку «Модекс» заинтересован в высококачественном сырье, мы старались помогать нашим поставщикам: где-то подкупили поголовье, где-то дали долгосрочный кредит на приобретение оборудования. Если у кого-то возникают проблемы, наши лаборанты выезжают на место и помогают с ними справиться. Качество рождается только в тесной совместной работе. В итоге наши партнеры тоже подтянулись. Причем если раньше поставщик мог привезти 4 тонны молока, то сегодня это уже 10 тонн и лучшего качества.
К тому же мы видим результаты усилий по обновлению в отрасли молочного животноводства. Большинство новых ферм — это шикарное зрелище: от подстилок для коров до современной техники, которая используется для доения. Естественно, оттуда мы получаем сырье высочайшего качества.
— То есть у «Модекса» нет необходимость создавать собственное производство сырья?
— Наша задача — увеличивать количество выпускаемой продукции на существующих предприятиях. Ведь каждый должен заниматься своим делом. Животноводство надо развивать целенаправленно, в Черноземье есть специалисты, которые делают это на самом высоком уровне.
— Чувствуете ли вы поддержку государства?
— Мы участвуем в областных и федеральных программах, которые позволяют осуществлять покупки сырья и лизинг техники. Программа субсидирования процентных ставок — однозначно правильная, ведь постоянное развитие бизнеса требует серьезных ресурсов. Я считаю, что для государственной поддержки в нашей отрасли нужны подобные целевые программы. Просто так давать игрокам рынка деньги нельзя — это будет иметь расхолаживающий эффект.
— Какие основные риски сегодня есть в отрасли?
— Риск один — если не будет молока, производство встанет. От сырья зависит любой переработчик. Будет у поставщиков дешевый качественный продукт, мы дадим конкурентоспособную продукцию в сравнении и с Белоруссией, и Европой, которых часто ставят нам в пример.
— Есть ли у вас проблемы со сбытом?
– Здоровая конкуренция еще никому не повредила. Сбыт — это умение работать с продавцами в одной команде. Поэтому все зависит от нас: от умения договариваться и поставлять на рынок продукт, который нужен потребителям. В нашей команде работает большое количество профессионалов, и мы ежегодно растем по объему и географии продаж.
— Вы неоднократно становились участниками программы «Контрольная закупка» на «Первом канале» и получали высокие оценки качества вашей продукции. Это такой маркетинговый ход?
— Мы узнаем об оценках «Контрольной закупки» так же, как и наши потребители — с экрана телевизора. Когда мы в первый раз попали в выпуск, был звонок на наше предприятие. Трубку взял коммерческий директор. Его спросили: «Вы знаете, что принимаете участие в «Контрольной закупке»?» Он ответил: «Нет, и что нам теперь делать?» «Ждите, когда вас покажут по телевизору». Так мы и становимся участниками этого телепроекта.
— Неплохо получается.
— Да, мы довольны. Например, недавно победителем программы стало шоколадное масло «Ровеньки», которое мы выпускаем. Мы очень ценим такие достижения, ведь быть лучшим в «Контрольной закупке» — это признание качества на федеральном уровне.
Группа компаний «Сырный Дом»
ГК «Сырный Дом» — производитель молочной продукции и сыров, который работает с 2004 года. В состав холдинга входят два молокоперерабатывающих завода: ООО «Богдановский» (Воронежская область), специализирующийся на выпуске цельномолочной продукции и мягких fresh-сыров, и ООО «Ровеньки — маслосырзавод» (Белгородская область), производящий твердые сыры, цельномолочную и масложировую продукцию. Марочный портфель компании представлен брендами «Ровеньки — щедрое наследие сыроделия», «Карлов двор», «Богдаша», «Богдамилк» и «ElViento». География продаж составляет 87% территории Черноземья. В 2015 году компания заняла 26 место в рейтинге ТОП-50 самых быстрорастущих компаний РФ (данные РБК). Продукция неоднократно признавалась лучшей по результатам исследований в программе «Контрольная закупка» на «Первом канале» российского телевидения.