От Минсельхоза ожидают, что ведомство добьется отмены принятого на уроне стран ЕАЭС требования о выводе из оборота молока инфицированных лейкозом КРС животных. С начала 2016 года к обращению допускается только сырье, полученное от здоровых животных. Поставлять его могут хозяйства, свободные от лейкоза в течение года, вводит в суть вопроса депутат ГД, лидер Молочного союза Аркадий Пономарев.
Отраслевики ссылаются на тот факт, что все молоко-сырье в процессе производства готовой продукции проходит обязательную процедуру пастеризации, которая мгновенно разрушает вирус. Он крайне неустойчив к факторам внешней среды, поясняют специалисты. При нагреве до 56°С и выше, а также под воздействием УФ-лучей и ультразвука, вирус лейкоза КРС погибает. Пастеризация сырья при температуре 74°С разрушает вирус в течении нескольких секунд и делает готовую продукцию безопасной для потребителя.
Медики и биологи также сходятся во мнении, что лейкоз КРС в существующем виде безопасен для человека. Каких-либо прямых доказательств о его вреде для человека до сего дня не выявлено. Однако специалисты не исключают, что мутация вируса впоследствии может со временем привести к его патогенности для человека. Поэтому в вопросах профилактики и борьбы с лейкозом КРС необходимо действовать на опережение.
— Вирус лейкоза КРС — бомба замедленного действия. Сегодня он считается неопасным для человека. Однако вирус имеет свойство мутировать, как он в дальнейшем себя поведет — не знает никто. Однозначно мы должны очистить российское поголовье от лейкоза, как закрыла эту проблему Европа, — уверен депутат ГД, лидер Молочного союза Аркадий Пономарев.
Однако этот процесс не одномоментный, считает эксперт. Взять и вырезать сразу половину молочного поголовья страны — не решение проблемы. Государство обязано научиться грамотно бороться с болезнями животных, чтобы исключить возможность их влияния на человека в дальнейшем, отмечает он.
— Нужно провести целый комплекс мероприятий по оздоровлению поголовья. И ветслужбы в этом деле должны взять на себя ключевую роль. Именно государство должно наладить систему учета и мониторинга за животными как в корпоративном, так и в частном секторе. Выстроить систему мер по искоренению этого заболевания. Нужно назначить ответственных за проведение конкретных противоэпизоотических мероприятий лиц, следить за результативностью их работы. Тогда и хозяйства смогут не стихийно, а планомерно выводить из оборота инфицированных коров, — обращает внимание Аркадий Пономарев.
Сейчас же животноводам приходится экстренно избавляться от зараженного поголовья, констатирует эксперт. По данным Федерального центра охраны здоровья животных это примерно треть всего поголовья КРС в стране. В то время как отраслевое сообщество видит в запрете оборота молока от этих коров серьезное противоречие.
— Если мы знаем наверняка, что вирус гибнет в ходе пастеризации, она является обязательным условием переработки, — зачем отказываться от такого сырья? Переработка очистит молоко от вируса, равно как от иной патогенной флоры, оно станет гарантировано безопасным для кого бы то ни было. Не нужно ситуацию с дефицитом сырья искусственно обострять, — считает владелец одного из хозяйств.
Аркадий Пономарев также считает запрет на переработку такого молока недостаточно обоснованным и уводящим от сути проблемы. Сегодня перерабатывающие мощности существенно недополучают молока-сырья, ресурсы отрасли истощаются, резюмирует эксперт.
Напомним, ранее руководитель регионального управления ветеринарии Семен Першин сообщал, что в Воронежской области от лейкоза полностью свободно лишь 51 молочное хозяйство из 207, что свидетельствует о непростой эпизоотической ситуации в регионе. Нередко заболевание фиксировалось лишь у нескольких животных, но производители не принимали должных мер по изоляции больных животных ради благополучия всего поголовья.