3 апреля 2017 года
Изменения должны были устранить дисбаланс интересов на продовольственном рынке, когда одно звено развивается за счет другого, помочь местным поставщикам и производителям противостоять давлению со стороны торговых сетей и снизить их издержки.
Однако, по мнению одного из инициаторов поправок, депутата ГД, члена думского аграрного комитета Аркадия Пономарева, введенные ограничения для торговых сетей не работают. Это видно по складывающейся на продовольственном рынке ситуации.
— Торговые сети демонстрируют бурный рост, количество сетевых магазинов за пять лет выросло в два с половиной раза. За счет чего на фоне общей стагнации сетям удается выдерживать такой тренд? Ведь доходы населения сокращаются, спрос падает, товарооборот соответственно ушел в минус, — задается вопросом Аркадий Пономарев.
Особое внимание он обращает на рост крупных федеральных торговых сетей.
— Под ними уже — треть продуктового рынка, в денежном выражении это 3,7 трлн руб. Учитывая, что темпы прироста рынка продовольствия примерно 20% в год, а его объем — 13,7 трлн руб., монополистическая тенденция налицо, — считает эксперт.
На его взгляд, эта тенденция имеет выраженные социально-экономические последствия. Их можно отчетливо проследить по состоянию любой продовольственной ниши и потреблению.
— Возьмем, к примеру, второй по значимости после зерна молочный сегмент, — предлагает Аркадий Пономарев. — С 90-х годов потребление на лушу населения здесь снизилось более чем на 40%, до 230–240 кг молока и молочных продуктов в год при физиологической норме 360 кг в год. То есть уже возникает вопрос о продовольственной безопасности, здоровье будущих поколений, социальном благополучии и т.п. Помимо этого, сам по себе молочный сегмент — наипроблемнейший из всех остальных в АПК.
Между ними посредник — торговая сеть, схематично объясняет цепочку «поле-магазин-население» Аркадий Пономарев.
— Давить на потребителя торговой наценкой до бесконечности сеть не может. Цена продовольствия в рознице и без того — всегда на пределе возможного для большинства людей. За счет кого удерживать привычную сетевую маржу? Остается АПК-сектор, что безнаказанно и практикует ритейл, — возмущен депутат.
Доля сетей — товаропроводящего канала — в конечной цене продукта доходит до 40-45%, говорит Аркадий Пономарев. Они перетягивают в свой «карман» выделяемые на укрепление АПК дотации. С той лишь разницей, что раньше это были бонусы, теперь — скидки, штрафы и посредники в виде связанных с сетью юридических лиц, объясняет он.
На основании среднего размера сборов сетей, их доли рынка и объема проданной молочной продукции депутат предлагает сделать расчет. Сумма только по одному молочному сектору АПК составляет ориентировочно 252 млрд рублей. При этом бюджет всего АПК на 2016 год составил 215 млрд рублей, показывает соотношение сумм депутат.
Кроме того, доминирование крупных сетей меняет структуру и на самом рынке розницы, дополняет эксперт. Федеральные игроки увеличивают долю рынка за счет снижения в кризис динамики роста более мелких сетей. Им на руку сворачивание доли остальной розницы — обычных магазинов, рынков, ярмарок. Разворачивающуюся монополизацию на продовольственном рынке необходимо остановить, акцентирует Аркадий Пономарев.
Депутат предлагает долю торговой сети на рынке, при превышении которой она будет считаться монополистом, уменьшить с 25% до 10%. Причем эту долю определять как территориально, так и по количеству площадей. Также в рамках антимонопольного законодательства он предлагает ограничить наценку на продовольствие.
— Те сети, чья доля больше десяти процентов на рынке, обязать продавать продовольствие по фиксированной наценке. Тогда развиваться смогут не только крупные, но и все прочие игроки. Самое главное, цены в рознице для потребителя станут демократичнее. Снизится и давление на производственно-перерабатывающий сектор, — резюмирует депутат.