- В 2017 году технопарк «Космос - Нефть - Газ» в национальном рейтинге технопарков России вошел в группу «В» с показателем эффективности почти 99%, в 2018-м закрепил свой успех. Планируете ли вы подняться на лидирующие позиции и тем самым обеспечить себе возможность получения субсидии от государства в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», войти в группу «А» с наивысшими показателями эффективности?
- В конце 2016 года, когда была прекращена государственная поддержка технопарков на региональном уровне, мои менеджеры предлагали закрыть проект, но я не согласился, и мы продолжили работу. Мы постоянно вкладываем деньги в развитие производства, закупаем новое оборудование. Не зависим от финансирования, но все же хотим получить льготы или субсидии.
В настоящее время нами рассматривается вопрос о развитии объектов промышленной инфраструктуры технопарка в рамках реализации указанного национального проекта: оцениваем возможность выделения собственных средств на реализацию проекта, проведения необходимых мероприятий, а также возможность соответствия требованиям Минэкономразвития. Кроме того, мы ожидаем выхода официальных нормативно-правовых документов, регламентирующих порядок госфинансирования. Хочется отметить, что впервые средства государственного бюджета будут направляться на развитие частных промышленных технопарков.
- Каков объем инвестиций в технопарк «Космос - Нефть - Газ» в 2018 году? Привлекались ли в проект бюджетные инвестиции?
- Объем инвестиций в технопарк «Космос - Нефть - Газ» в 2018 году составил порядка 300 миллионов рублей, основная статья затрат – это закупка новых станков. Бюджетные инвестиции не привлекались.
- Продолжим тему инвестирования. В сентябре этого года появилась информация о том, что нефтегазовый кластер Воронежской области вложит 450 миллионов рублей в модернизацию производства и создание новых рабочих мест. Средства господдержки составили 175 миллионов рублей. Расскажите о наиболее важных достижениях компании в 2018 году.
- Наш кластер первым в России на федеральном уровне получил статус промышленного кластера. Это дает право на получение государственной поддержки, которую мы получили в этом году со стороны Минпромторга для реализации кластерного проекта. Данный проект был начат в 2016 году, в настоящее время мы вышли на производство опытных образцов продукции.
Другой наш кластерный проект, реализованный в этом году - это технология добычи газа по концентрическим лифтовым колоннам. Такие месторождения севера Западной Сибири, как: Вынгапуровское, Медвежье, Уренгойское, Ямбургское, Комсомольское разрабатываются уже более 30 лет и к настоящему времени вступили в период падающей добычи, для которой характерно существенное снижение добычи газа, связанное с падением пластового давления. Нужны большие деньги, чтобы вывести их из работы и пробурить новые. Наша продукция применяется на поздней стадии разработки месторождений и позволяет поддерживать отбор газа без строительства новых скважин и существенно повышает экономическую эффективность скважины на единицу добытого газа. При этом «жизнь» скважин увеличивается на период от 7 до 10 лет. Это новая высокоэффективная продукция в блочно-модульном исполнении с использованием безлюдных технологий. Хочется отметить, что данный проект вошел в дорожную карту Воронежской области с ПАО «Газпром», в рамках которой возможно подписание долгосрочного договора на поставку этого оборудования.
- Если говорить о Вашем личном профессиональном плане как президента компании «Космос - Нефть - Газ»: на сколько процентов он выполнен к концу года?
- У нас только одних научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) - около 30, финансировали за счет собственных средств. Все наши разработки выполнены. Кроме того, мы участвуем в выполнении государственного заказа на разработку нефтегазового оборудования для добыче на шельфе.
В этом году сильно увеличился объем заказов на поставку нашей продукции. В компании были сохранены и созданы новые высокопроизводительные рабочие места, закуплено новое современное производственное оборудование. Иными словами, план выполнен на все 100%.
- Недавно департамент промышленности Воронежской области проводил круглый стол на тему «Будущее арктических технологий», посвященный развитию Арктики и северных территорий. «Космос – Нефть – Газ» упоминали в качестве одной из 12 компаний – производителей промышленной продукции для Арктической зоны. Значит ли это, что в будущем году ваша компания приступит к созданию новой высокотехнологичной продукции для развития Арктики?
- Целью нашего участия в данной конференции было заявить о себе, как о производителе высокотехнологичной продукции, которое может использоваться в Арктике и эксплуатироваться в условиях низких температур. ФПК «Космос-Нефть-Газ» имеет опыт производства блочно-модульного оборудования любой сложности, работающего при температуре до - 60С. Делаем главное – системы управления скважинами, которые применяются, например, на морских платформах ПАО «Лукойл».
Кроме того, наши разработки - автономные источники электроснабжения на базе двигателя Стирлинга и на базе топливных метанольных ячеек, а также пикеты экстренной связи и обогрева (впервые в России полностью автономные пикеты экстренной связи нашего производства были запущены на федеральной трассе «Колыма»).
- Планируете выходы на новые рынки в 2019 году?
- В качестве новых рынков мы рассматриваем иностранные – Казахстан, Азербайджан, Азия. В качестве инструментов для выхода будем использовать институт Торговых представителей РФ за рубежом, возможности Российского экспортного центра, а также участие в формировании корпоративной программы международной конкурентоспособности (КПМК) в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт». В этом году мы запатентовали в США и в Китае нашу инновационную разработку – активный молниеотвод. Это уникальная продукция, которая будет пользоваться спросом.
- На прошедшем недавно Форуме предпринимателей между правительством Воронежской области и Ассоциацией кластеров и технопарков РФ было подписано соглашение, позволяющее предпринимателям получить до 500 миллионов рублей на создание технопарков или возместить половину затрат на создание новых кластеров. Как Вы считаете, может ли этот документ повлиять на возникновение ваших конкурентов в регионе?
- У нас практически нет конкурентов - есть партнеры. Считаю, что данное соглашение окажет позитивное влияние на формирование новых кластеров и технопарков в Воронежской области. Ассоциация кластеров и технопарков РФ во главе с его директором Шпиленко А.В. является своего рода «проводником» государственной политики в данных сферах и оказывает необходимое квалифицированное методическое и консультационное содействие. Появление эффективных кластеров и технопарков способствует привлечению инвестиций и новых компетенций в регион, что, в свою очередь, обеспечивает развитие промышленности и рост благосостояния России.
- Расскажете о Форуме предпринимателей?
- На Форуме губернатор Воронежской области Александр Гусев поддержал инициативу о создании совета при губернаторе, куда войдут Торгово-промышленная палата, Союз промышленников и предпринимателей, «ОПОРА России» и «Деловая Россия». Это позволит наладить более эффективное взаимодействие бизнеса и власти, развивать государственно-частное партнерство и в целом оказывать влияние на инвестиционный климат в Воронежской области.
- Если сравнить 2017 и 2018 год, какой из них более успешный для компании?
- По сравнению с 2017 объем выпуска в этом году увеличился на 10%. Также выросла заработная плата. Иными словами, 2018 год для нашей компании выдался более успешным.
- В каком направлении компания «Космос – Нефть – Газ» будет развиваться в 2019 году?
- В настоящее время на рынке есть экономические сложности: отраслевые и общемировые. С момента возникновения технического регламента Таможенного союза, изделия, выпускаемые нашим предприятием, подлежат сертификации ТРТС. Кроме того, с 2017 года ПАО «Газпром» для своих поставщиков ввело обязательным наличие сертификата в системе добровольной сертификации ИНТЕРГАЗСЕРТ. Процессы лицензирования, аттестации технологий персонала и оборудования обязательно проводятся в регламентные сроки с немалыми тарифными планами. Мы сертифицируем производство по российским, европейским и американским требованиям. Почти каждый год нужно оформлять новые сертификаты, а у нас более 100 наименований продукции. Стоимость - до 1,5 миллионов рублей за один сертификат, всего более 100 миллионов рублей. Наши изделия производятся уже 25 лет, а сертификаты необходимо получать каждый год. У каждой крупной компании-заказчика свои требования по сертификации, а должен быть единый государственный стандарт. Кроме того, каждый год растет кадастровая стоимость земли. Таким образом, подготовка производства для ряда изделий стоит в настоящий момент гораздо выше их себестоимости, а получение разрешительных документов значительно увеличивает сроки изготовления. Также существуют сложности в государственной политике. Государством поставлена задача выполнить диверсификацию оборонно-промышленного комплекса, т.е. производить на предприятиях ОПК гражданскую продукцию. Оборонные предприятия провели серьезную модернизацию производства, закупили оборудование на государственные деньги, и таким образом, стали оснащены лучше большинства предприятий, производящих продукцию гражданского назначения. Это опасный вызов для всех промышленных предприятий. Переход на гражданскую продукцию нужен, но его нужно делать по-особенному. Наша «оборонка» вторая в мире по продаже военной техники за рубеж. Объем составляет 16 миллиардов долларов. Ее нужно развивать и обгонять США. А у нас собираются сократить «оборонку» на 50% и переходить на производство гражданской продукции.
Другая проблема – сокращение отечественного рынка и невозможность конкурировать на внутреннем рынке с зарубежными компаниями при реализации крупных проектов, практически отсутствуют отечественные технологии по переработке нефти и газа. Так, Крымский мост в Керченском проливе заканчивают, магистральный газопровод «Сила Сибири» также скоро будет завершен. Крупные проекты отданы в основном иностранным компаниям, например, Ямал СПГ и Амурский ГПЗ – немецким EPC-контракторам. По мнению аналитиков, в следующем году будет мировой кризис, также ужесточатся санкции. Поэтому планы простые – развивать и совершенствовать свое предприятие.