- Давайте поговорим о ситуации в различных сферах городского хозяйства по итогам 2018 года
- Конечно, эту ситуацию нельзя назвать простой. Для решения основных проблем Воронежа необходимо грамотно, поступательно и выверено работать на протяжении многих лет. Скажу, что во многих сферах мы, безусловно, отмечаем положительную динамику, однако остается ряд сложных вопросов, требующих «хирургического вмешательства». Отличительная особенность сферы городского хозяйства - решения, принятые в этой отрасли, чаще всего подвергаются критике со стороны населения и представителей властных структур.
Иногда критика бывает справедливой. В частности, воронежцы нередко предъявляют претензии к городской администрации за отсутствие видимых результатов в сфере транспортного обслуживания. В данной ситуации недовольство людей вполне обосновано, им необходим нормальный современный транспорт. Однако могу сказать с уверенностью: реформа пассажирского транспорта в Воронеже – это одна из наиболее сложных задач для городской власти и для меня лично. И это я вижу для себя главным KPI.
- Остановимся на реформе пассажирского транспорта подробнее.
- Несколько важных и принципиальных изменений в региональной системе пассажирских перевозок мы осуществим в 2020 году. Сразу отмечу, что 2019 год здесь будет подготовительным, поэтому прошу воронежцев заручиться терпением.
- О каких важных изменениях идет речь?
- Во-первых, будет полностью пересмотрена маршрутная сеть. Необходимо минимизировать дублирование маршрутов, по возможности вывести автобусы средней и малой вместимости с магистральных улиц города, организовать выделенные полосы для пассажирского транспорта, создать новые транспортно-пересадочные узлы.
Помимо этого мы планируем (совместно с кредитными организациями) доработать и внедрить систему единого транспортного приложения для оплаты проезда.
Следующий важный шаг – запуск системы «умный транспорт» (умная остановка, табло, «Глонасс», умный автобус и концентрация информации на ЦОДД – ред.) В этом направлении мы сейчас активно работаем совместно с несколькими IT-компаниями.
Принципиальнейший момент – разработка новой системы заключения договоров с компаниями-перевозчиками. Условия этих соглашений будут существенно отличаться от существующих. Это касается, как надежности и безопасности перевозок, так и качества подвижного состава. Аргумент перевозчика: “я тут работаю уже много лет” в данном случае не будет иметь значения. Будут работать те, кто к 2020 году подготовится соответствовать условиям – “именно здесь и сейчас”.
- Произойдет ли параллельно с реформой очередное подорожание проезда в общественном транспорте?
Необходимо понимать, что за создание и развитие нового качественного сервиса приходится платить, в связи с этим повышение стоимости проезда неизбежно. Здесь у нас есть два пути. Повышать стоимость проезда постепенно и плавно, начиная с 2019 года, или объявить о разовом, но существенном увеличении стоимости услуги перевозчиков в 2020 году, параллельно с вводом новой системы.
Еще один важный нюанс – введение дифференцированного тарифа. Этот шаг я считаю обязательным и неизбежным. Безналичный способ оплаты должен быть ощутимо дешевле варианта «с наличкой», в противном случае введение автоматизированной системы оплаты проезда (АСОП) теряет смысл. В то же время автобусы с неработающими терминалами должны сниматься с маршрутов.
- Как вы оцениваете состояние дорожной сети областного центра? Удалось ли выполнить объем дорожных работ, запланированный на 2018 год?
- В течение 2018 года с опережением сроков был выполнен ремонт 104 улиц в рамках проекта «Безопасные и качественные дороги». Также раньше запланированного срока завершены работы по реконструкции важнейшего для города объекта – развязки на улице 9-го Января. Хочу сразу разъяснить ситуацию с очередностью ремонта улиц в Воронеже. По требованиям проекта «Безопасные и качественные дороги» регион должен выполнять показатели, установленные на федеральном уровне, то есть показатель протяженности дорог нормативного качества совсем не привязан к площади отремонтированного покрытия, именно этим объясняются наши решения по очередности ремонта улиц.
Объясню на простом языке: логично было бы в первую очередь отремонтировать основные проспекты города, а затем перейти к ремонту периферийных улиц. Однако на ремонт проспектов требуются значительные суммы, при этом километраж не позволяет достичь федеральных показателей. Именно по этой причине ремонт основных магистральных улиц производится поочередно, год за годом. Мы вынуждены добавлять километраж за счет ремонта длинных и узких улиц.
Тем не менее, в 2018 году мэрия Воронежа заключила долгосрочный контракт по ремонту Московского проспекта с выполнением работ в 2018 году и оплатой за счет бюджета 2019 года. Я считаю, что это решение было абсолютно верным, поскольку проспект нуждался в срочном ремонте и эту зиму он бы «не пережил». В итоге на всем проспекте уложен новый щебеночно-мастичный асфальтобетон, сейчас передвигаться по улице на автомобиле комфортно и приятно. Очень важный момент: мы смогли изыскать дополнительные средства в размере 200 миллионов рублей и полностью расплатились с подрядчиком уже в этом году.
- Довольны ли Вы деятельностью городских комбинатов благоустройства?
- Еще два года назад эти предприятия находились в плачевном состоянии. Для того чтобы полностью их реанимировать нам пришлось потратить немало усилий и средств.
В 2017 году мы усилили материально-техническую базу комбинатов, приобрели коммунальную технику на 400 миллионов рублей. В этом году были куплены еще 22 единицы техники. В январе предприятия получат дополнительные погрузчики и грейдеры.
В целом, по сравнению с 2016 годом, финансирование комбинатов было увеличено в три раза – это позволило значительно расширить парк техники и привлечь необходимое количество дополнительных работников для ручной уборки территорий. Несмотря на это я считаю, что уборка и вывоз снега в Воронеже должны происходить значительно быстрее, чем это происходит сейчас.
- Обрисуйте ситуацию на ключевых коммунальных предприятиях города: «Воронежтеплосеть», «Горэлектросеть», «РВК-Воронеж».
- До конца этого года мы подведем итоги рассмотрения частной инициативы компании «Квадра» по концессии имущества «Воронежтеплосети». Если будет согласована дорожная карта, то уже в феврале 2019 года «Квадра» приступит к эксплуатации тепловых сетей. В этом случае городской бюджет сэкономит около 400 миллионов рублей. За пять лет - это 5 миллиардов. В рамках предложенной «Квадрой» инвестиционной программы компания готова вложить в тепловые сети Воронежа 3,6 миллиарда рублей.
Предприятие «Воронежгорэлектросеть» осенью прошло процедуру акционирования. Продажа акций позволит городу рассчитаться абсолютно со всеми долгами. После этого в городе не останется «уничтожающих бюджет» активов, и мы сможем уверенно говорить о бюджете развития.
Завершена на 100% инвестиционная программа «РВК Воронеж» 2012-2018 годов с объемом вложений 2,6 миллиарда рублей. В рамках этой программы построены и введены в эксплуатацию важнейшие для города объекты, такие, как коллектор на улице Сочинской (самый глубокий в стране) и цех механического обезвоживания осадка на правобережных очистных сооружениях. Помимо этого полностью выполнены водоснабжение и канализование села Никольского, проведен ряд других важных для города мероприятий, в том числе, связанных с повышением качества воды.
К настоящему моменту мы совместно с «Росводоканалом» сформировали инвестиционную новую программу, рассчитанную на 6 лет с объемом инвестиций 4 миллиарда рублей.
- Как обстоят дела с созданием комфортной городской среды? Выделите ключевые моменты для 2018 года. Какие направления будут приоритетными в следующем году?
- Успешно завершена реконструкция Советской площади, причем речь шла не только о комплексном ремонте фасадов многоквартирных домов, но и об архитектурной подсветке зданий. Также выполнены запланированные на 2018 год объемы работ по Димитровскому бульвару и музею «Арсенал». Благоустроены или восстановлены более 30 общественных пространств – парки, скверы, аллеи. Комплексно отремонтированы более 100 дворов.
Очень важно то, что многие из этих проектов реализованы мэрией в партнерстве с бизнесом. 19 объектов на территории Воронежа благоустроены с привлечением внебюджетных источников финансирования.
Сейчас идет разработка проектов реконструкции проспекта Революции, Площади Победы, парка Орленок, парка Южный, сквера имени Пушкина и площади перед театром оперы и балета. Это наши первоочередные задачи по благоустройству на следующий год.
Серьезное внимание в 2019 году мы уделим ремонту тротуаров, финансирование в этом направлении будет увеличено в два раза. Продолжатся масштабные работы по устройству архитектурной подсветки зданий.
- Еще одна тема, которая всегда остается актуальной - это строительство и ремонт образовательных учреждений.
- До 2023 года в рамках инвестиционной программы мы планируем построить девять школ. Необходимый объем вложений составит 8,7 миллиардов рублей, что сопоставимо с годовым уровнем собственных доходов муниципального бюджета. На сегодняшний день введена в строй школа на улице Острогожской, продолжается строительство школы на Ильюшина, начато строительство ещё трёх школ на Артамонова, Тютчева и Шишкова. Также возведены две пристройки к школам в Тенистом и Подгорном. Кстати, я считаю это очень хорошей практикой, при этом подходе можно добиваться значительных результатов, создавать новые места, затрачивая относительно небольшие средства. Отмечу, что все вышеперечисленные объекты будут введены в эксплуатацию в 2019 году.
- В заключение беседы давайте подведем основные экономические итоги года
- Начну с того, что все первоначально утвержденные плановые назначения по налоговым и неналоговым доходам были увеличены на 530 миллионов рублей. Мы в полном объеме финансировали все свои обязательства. У нас впервые ожидается профицит бюджета в сумме 97 миллионов рублей. Эти средства будут направлены на снижение величины муниципального долга. В 2018 году решили две основные задачи – остановили рост муниципального долга и значительно снизили его объем. При этом, что немаловажно, были снижены и расходы на его обслуживание за счет привлечения новых банковских кредитов на более выгодных условиях, исключительно для замещения кредитов с высокими процентными ставками (с 9 до 7,9 % годовых – ред.).Рефинансирование долговых обязательств бюджетными кредитами Управления Федерального казначейства с ценой обслуживания 0,1% годовых и другие финансовые тонкости позволили нам сэкономить 90 миллионов рублей на обслуживании долга, а сам объем долга снизить по итогам года на 600 миллионов рублей.