Решения , Черноземье ,  
0 

Александр Соловьев: «В новом году ожидаю появления прорывных проектов»

Александр  Соловьев: «В новом году ожидаю появления прорывных проектов»
Бизнесмен, инвестор и общественный деятель – о развитии экономики в 2018 году и об импортозамещении в сфере медицины

- Вы могли бы дать оценку инвестиционной деятельности на территории Воронежской области?

- Что касается вопросов, связанных с реализацией крупных инвестиционных проектов, то здесь я сторонник давать объективную оценку тогда, когда они начинают создаваться. К сожалению, на данный момент деятельность по поиску потенциальных инвесторов далеко не всегда является успешной. И в этой связи создание особой экономической зоны на территории Воронежской области станет серьезным подспорьем для инновационных предприятий, которые будут развиваться на ее базе. В этом году я ожидаю появления прорывных проектов, привлекательных с точки зрения развития экономики и создания новых рабочих мест.

- Смогут ли власти привлечь 30 миллиардов рублей инвестиций в особую экономическую зону за пять лет согласно заявленному плану?

- Смогут значительно больше, чем 30 миллиардов рублей. Однако даже при самой активной инвестиционной деятельности мы не защищены от внешних экономических рисков. Ведь в данном проекте важны не только объемы привлекаемых ресурсов, но и «вхождение» в регион новых технологий. Это может дать эффект, превосходящий по своей значимости освоение большого объема капиталовложений. Я, как инвестиционщик, больше заинтересован, чтобы на территории ОЭЗ развивались инновационные предприятия, применяющие в производстве передовые технологии.

- Каким Вам видится профиль потенциального инвестора особой экономической зоны «Центр»? Это международная компания или крупная российская региональная?

- Учитывая, что в нашем регионе преобладает отраслевая промышленность, к примеру, радиоэлектронная или станкостроительная, новые проекты могут относиться к этим направлениям. Основной упор будет делаться на освоение современных технологий. В России существуют высокотехнологичные предприятия, заинтересованные в наращивании объемов производства, они для нас интересны в первую очередь.

Для меня неважно, будут инвесторы иностранцами или россиянами. Важно, чтобы они имели необходимые ресурсы для обеспечения заказами наших предприятий с последующим ростом объемов производства. В условиях бедственного положения фундаментальной науки в России крайне сложно осуществлять серьезные современные разработки, которые будут конкурировать с мировой практикой. Исключение составляют лишь некоторые отрасли. Западные инвесторы в этом плане имеют гораздо больше возможностей.

- Врио главы соседней Липецкой области стал Игорь Артамонов – выходец из Сбербанка, человек из другого региона. Как Вы считаете, почему за 20 лет нахождения на посту губернатора Олег Королев не смог подготовить преемника?

- Решение о том, кто достойнее сможет руководить регионом, принимают высшие органы государственной власти. Игорь Артамонов – талантливый человек, который много лет работал в банковской отрасли. Сможет ли он перейти на другой профессиональный уровень – покажет время. Я не очень благожелательно отношусь к практике перестановки кадров из одной области в другую. Считаю такую инициативу необходимой лишь в том случае, когда невозможно найти достойную замену из существующих кадров. Липецкая область одна из немногих имеет профицит бюджета, в экономическом плане у этого региона есть действительно прорывные проекты, а также немало грамотных высококвалифицированных кадров. Поэтому я не хотел бы высказывать предположения о причинах этого кадрового решения. Задача как региональных, так и федеральных органов государственной власти – эффективно готовить внутренние резервы к работе на высших руководящих постах.

- Как Вы относитесь к внесенному в Госдуму законопроекту о снижении объема расходов обслуживания долга регионов и предложению Минфина о классификации субъектов РФ по группам риска?

- Я положительно отношусь к данной инициативе, однако все будет зависеть от интенсивности и темпов развития экономики. Регион, который находится в наиболее выгодном положении с экономической точки зрения, будет иметь меньшую нагрузку и больше возможностей для развития актуальных направлений. Но также отмечу, что централизация управления в России имеет свои плюсы и минусы. Одним из недостатков является попытка усилить руководство «сверху». Необходимо давать больше самостоятельности и возможности нести ответственность за свои решения региональным властям. Плюсы данной инициативы заключаются в том, что субъекты РФ станут относиться к долговым обязательствам более серьезно и перестанут направлять ресурсы на малоэффективные проекты.

Я знаю примеры, когда регионы с высокой долговой нагрузкой грамотно управляли своей инвестиционной деятельностью и активно развивались. Они брали большие кредиты под залоги местного имущества и создавали крупнейшие в России проекты. Если бы их ограничивали, этих проектов просто не было.

Возьмем, к примеру, Белгородскую область. В рамках инвестиционной деятельности региона еще в двухтысячных годах были задействованы большие средства, но риски и для проектов, и для бюджета были минимальны. И сейчас там успешно действуют мощнейшие аграрные предприятия России.

- Как Вы относитесь к идее о специализации регионов?

- Это великолепная идея, но главное, чтобы она была грамотно и талантливо реализована. Чтобы эффективно воплотить в жизнь данный проект, необходимо тщательно изучить возможности каждого субъекта. И не допустить ситуации, когда региону отдадут ту специализацию, для реализации которой он не обладает ни кадровым потенциалом, ни природными ресурсами. Утверждение специализации регионов требует серьезного изучения базы, на которой можно создавать отрасли производства.

- Аналитики «Альфа Банка» в своем недавнем исследовании вдвое занизили показатели роста российской экономики (0,7% вместо 1,5%), одна из причин – на интеллектуальную собственность уходит всего 3% инвестиций. Почему такой низкий показатель даже в условиях политики импортозамещения?

- Аналитики любят давать прогнозы. Но крайне редко кто-то анализирует их данные, к примеру, пятилетней давности и сравнивает с реальной ситуацией. Для России сегодня крайне важно при недостатке финансовых ресурсов уметь эффективно их использовать. Каждый бюджетный или частный рубль должен давать прирост капитала.

Зачастую многие новаторские идеи невозможно реализовать из-за отсутствия подготовленного кадрового состава. Сегодня очень модно говорить об инвестициях в интеллект, появились целые движения, которые пропагандируют свободу в реализации задач. Такие инициативы хороши для высокоразвитых стран, имеющих высокий кадровый и финансовый потенциал для поиска принципиально новых решений.

Но в России необходимо заниматься первоочередными, насущными проблемами. К примеру, большие вложения необходимы в продовольственную безопасность, машиностроение, промышленность, оборонную отрасль. Существует много понятных нереализованных задач, которые не требуют высокого уровня интеллектуального труда и приобретения новых технологий. Со временем мы придем к необходимости восстановления фундаментальной науки, которая нуждается в серьезных вложениях и специалистах для новых разработок. На данный момент 3% инвестиций в интеллектуальную собственность – это вложения в отрасли, которые крайне важны для России. Другие направления смогут подождать.

- 2018 год может стать рекордным по показателям несырьевого неэнергетического экспорта. Российский экспортный центр связывает рост с эффективными мерами по оказанию поддержки экспортерам. В связи с этим вопрос: как Вы оцениваете радикальную реформу вице-премьера Дмитрий Козака по отмене более 50 отраслевых госсубсидий и замене их единым механизмом поддержки?

- Любая система требует совершенствования. Ранее система господдержки различных отраслей экономики базировалась на решении первоочередных задач. В то время невозможно было говорить о серьезных показателях, характеризующих темпы развития того или иного предприятия: все создавалось с нуля. Власти предоставляли субсидии на решение ключевых вопросов. Эта стратегия дала хорошие результаты, мы обеспечили, например, за счет субсидирования, продовольственную безопасность. На сегодняшний день необходимо поддерживать эффективно действующие предприятия, которые за последние десятилетия показали, что умеют с наибольшей отдачей использовать выделенные средства.

Но есть и исключения из правил: государство должно выделить направления, в которых у нас «застой», и развивать предприятия, которые имеют хорошую производственную базу и способны быстро нарастить объемы.

- В 2018 году в Воронеже произошло важное событие - открытие многопрофильного центра семейной медицины «Олимп Здоровья». На данный момент соответствуют ли текущие показатели тем, которые были в бизнес-плане на этапе разработки проекта?

- В «Олимпе Здоровья» сформирован профессиональный грамотный коллектив, который заставил меня серьезно задуматься над теми проблемами, которые есть в сфере здравоохранения. Как основной инвестор, я продолжаю вкладывать деньги в приобретение инновационного медицинского оборудования. Также было принято решение об увеличении инвестиционных затрат на подготовку кадров.

Раньше превентивной медициной (прим. ред. направление в современной медицинской науке и практике, главной целью которой является сохранение здоровья человека за счет предупреждения развития различных заболеваний и патологий) занимались санатории, куда люди направлялись для обследования и проведения процедур для поддержания здоровья. Но за годы перестройки и после санатории коммерциализировались и изменили свой подход к пациенту. Их оснащение больше не позволяет, как раньше, проходить диспансеризацию, направленную на оздоровление жителей нашей страны, а стоимость оказываемых услуг многим стала не по карману.

В «Олимпе Здоровья» мы используем высококлассное оборудование, собрали команду опытнейших специалистов. Теперь наша цель – подготовить новое поколение врачей, которые по своему уровню будут превосходить своих западных коллег. Для реализации такого проекта также потребуются дополнительные инвестиции. Наша команда планирует за несколько лет создать новые имена в медицине, которые помогут решить задачу по импортозамещению в этой сфере.

- Ранее Вы говорили, что хотите сделать Воронежскую область центром медицинского туризма. Какие меры предпринимаются на данный момент вашей командой в решении этой непростой задачи?

- Мы изучаем передовые технологии, которые есть в России и за рубежом. Люди придут к нам тогда, когда мы предложим услуги, аналогов которым нет в других регионах. Поэтому мы с коллегами работаем над проектом создания центра амбулаторной реабилитации для пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой и опорно-двигательной системы. Создание центра медицинского туризма – долгосрочный проект, в реализации которого нельзя совершать ошибки. Важная для нас задача – распространить информацию за пределы Воронежской области и продемонстрировать наши возможности.

- Как Вы считаете, каких изменений ждать в экономике региона в 2019 году?

- Изменения могут быть связаны с повышением эффективности работы действующих предприятий, потому что результаты от инвестиционных проектов мы увидим лишь через несколько лет. Все усилия в области будут направлены на внедрение новых технологий, улучшение качества работы, повышения конкурентоспособности продукции. Темпы прироста, по моим оценкам, составят 3-5%.

Если говорить о прорывных проектах, таких, как ОЭЗ «Центр», то необходимо понимать, что чудес не бывает: создание особой экономической зоны не повлияет на качество жизни жителей Воронежской области в 2019 году. Но она даст предпосылки для того, чтобы через какое-то время регион вышел на принципиально иной уровень развития.

- Если говорить о Вашем личном профессиональном плане на прошлый год – на сколько процентов он выполнен?

- Для меня 2018 год стал годом реализации дорогостоящих проектов. Помимо центра семейной медицины «Олимп Здоровья» мы открыли круглосуточную многопрофильную клинику для детей и взрослых «Эвкалипт».

Я не стремлюсь познать все тонкости в медицине, понимаю, что не смогу овладеть знаниями, которые врачи получают еще в университете. Но внимательно слежу за новыми технологиями, подходами, читаю много профессиональной литературы. Поэтому если говорить о моем личном плане, я для себя его выполнил.

Решения Игорь Артамонов: «Задача усовершенствовать систему управления расходами»
Содержание
Закрыть