Решения , Черноземье ,  
0 

Борис Титов: «Главное - перейти от стабильности к росту экономики»

Борис Титов: «Главное - перейти от стабильности к росту экономики»
Уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей – о «пробуксовке» и развитии экономики, санкциях, балансе рисков падения рубля и доходности

- В последнее время в прессе все чаще появляются данные вывода аналитиков о том, что российская экономика «пробуксовывает», несмотря на весьма ощутимый рост цен на нефть. Об этом говорит и сама власть – Центробанк, Минэкономразвития. Почему сложилась такая парадоксальная ситуация? Неужели нет способа нарастить ВВП больше, чем на 1,5% в год?

- Дело в том, что в экономике накопились структурные проблемы, и даже высокая цена на нефть не дает импульса развития в целом. Всегда была корреляция между ценами на нефть и ростом ВВП. Первый звонок прозвучал еще в 2011 году, когда цены продолжали очень быстро расти, и вдруг они перестали коррелировать. В 2013 году произошел квартальный обвал ВВП, который потом компенсировали. Сейчас это наша действительность. Даже высокие цены на нефть не приводят к росту экономики.

- У нас официально принято говорить, что санкции нам не помеха. Может именно они лишают нас шансов на значимый рост?

- Игнорировать это давление невозможно. В нашей экономике большой процент замедления происходит из-за того, что мы не можем сегодня вести дела с внешним миром как раньше. Контрсанкции, которые дали бурный рост российской сыродельной отрасли - позитивный, но маленький сегмент. В целом ограничения внешнего финансирования для банков, ограничения по технологиям для сырьевых и нефтяных компаний приводят к замедлению. Законодательно принятые в США и Европе санкции достаточно узкие. Некоторые находятся в головах у западных предпринимателей. Видя реакцию властей на Россию, они начинают выстраивать большие рисковые схемы, боятся, хотя у них есть разрешение в секторе, предпочитают не связываться с проблемными странами. Такие санкции производят большой негативный эффект. Сегодня сложно заниматься предпринимательской деятельностью. Внешние санкции не идут в сравнение с санкциями внутренними, который на нас накладывает Центробанк с политикой высокой процентной ставки и заморозкой счетов малого бизнеса. А ведь мы не имеем нормальной процентной ставки. Растут тарифы, налоговая система берет там, где мало доходов, оставляет там, где много доходов. Нужна новая экономическая политика. Тогда и внешние санкции будут для нас более негативными, чем сегодня.

- В указах президента большое внимание уделяется социальному аспекту. Ставится прямая задача, довести зарплаты в отдельных отраслях до определенного уровня. Возможно ли, решить все социальные вопросы одними лишь указами власти?

- Думаю, что нельзя. Чтобы выполнить указы президента, необходим ресурс. Сегодня это не 8 триллионов, а уже 14 триллионов рублей по нацпроектам. Где брать эти средства, в указах не написано. На развитие экономики выделено 1,2% от развития всего ВВП. Должна быть выстроена еще одна программа по развитию не сырьевого сектора экономики, и президент уже дал такое поручение. Мы сформировали рабочую группу на базе аналитического центра при правительстве, туда входят чиновники на уровне заместителей министров, представители бизнеса, эксперты.

- Дмитрий Медведев не раз говорил, что за последние полгода мы ушли от сырьевой зависимости в экономике. Это правда?

- К сожалению, это не так. Сырьевая зависимость в экономике сегодня увеличивается. Нефтегазовый бюджет занимает больше места в нашем общем бюджете. Цены растут, и экономика все больше и больше зависит от нефти. Доходы, которые мы получаем от ее экспорта, уже не приводят к росту внутреннего спроса, который дает стимул развиваться другим отраслям. Структурные проблемы, высокая себестоимость производства в России, слишком высокие риски приводят к спросу импорта. Мы продаем нефть и покупаем все по импорту, кроме гостиниц, транспорта, связи.

- Если не брать в расчет сырьевой бизнес, ориентированный на экспорт, чего не хватает всем остальным предпринимателям, что тормозит их развитие?

- Каждый предприниматель оценивает свои перспективы, возможности инвестиций, исходя из баланса: риски-доходность, риски-рентабельность-инвестиции. Сегодня у нас тут и там проблемы. Риски не перестают быть высокими, мы видим это по уголовным делам против бизнеса, по вопросам проверочной деятельности, защищенности частной собственности. Раньше при высоких рисках была высокая доходность. Инвестиции приносили прибыль, которая их оправдывала. Сегодня в большинстве секторов экономики доходность становится меньше и меньше. Растут цены на свет, газ, воду, водоотведение. У нас не конкурентная цена на проценты по кредитам, без которых экономика развиваться не может. Это политика Центробанка, общие налоги. Нет разумной вдумчивой экономической политики. Все гораздо сложнее, чем управлять сырьевой экономикой. Нужна комплексная аналитическая работа, четкое понимание ситуации - правовая экономика. Мы анализируем не цифры Росстата, а Федеральной налоговой службы. Необходимо выстроить взвешенные планы, системное решение, чтобы выйти на конкретный результат, снизить зависимость от цен на сырье.

- Вы говорите о балансе рисков и доходности, о снижении издержек. Какие меры позволят этот баланс привести к нормальному состоянию?

- Должен быть комплекс мер: налоги, тарифы, заработная плата, расходы на трудовые ресурсы, которые несет бизнес, коррупционная рента. Тарифы нужно заморозить минимум на три года и за это время перейти к новой системе расчета. Нас услышали, но предлагаемая схема ФАС приведет к их увеличению. Надо использовать систему прайс-кап: правильно устанавливать тарифы, чтобы они не выросли. Нужны налоговые льготы, общая нагрузка должна снижаться. Мы предлагаем конкретные пути - увязать социальные налоги, страховые платежи с ростом рентабельности, повышением производительности труда, которые показывают предприятия. Предложения касаются стимулирования спроса некоторыми мерами, например, ипотеки до 5%. Мы предлагаем индексировать ипотеку, компенсировать затраты, это даст удвоение строительного рынка. Тогда мы сможем реально строить 120 миллионов квадратных метров жилья. Сегодня нет прописанных правительством путей для увеличения объемов строительства. Пойдет сплошное банкротство малых и средних, даже крупных строительных предприятий. Сейчас успешно работает ЦРП – Фонд развития промышленности. Такие же институты необходимо создать в сельском хозяйстве, инновационной сфере, в оборонном комплексе. Есть набор конкретных решений, которые можно реализовать уже завтра без особых рисков для экономики. Главное - изменить взгляды и идеологию экономической политики государства, перейти от стабильности к росту экономики, ВВП, созданию новых рабочих мест. Для этого нужна низкая процентная ставка ЦБ, другая денежно-кредитная и экономическая политика.

- Снижение издержек бизнеса означает затраты государства. Откуда взять на это деньги?

- Мы предлагаем конкретные источники финансирования. Экономисты нас обвиняют, что мы хотим запустить печатный станок, залить экономику деньгами. Это абсолютная неправда. Во-первых, печатный станок работает, но не на развитие экономики, а на латание дыр в банковской системы. Триллионы рублей печатаются, чтобы выбрасывать деньги, компенсируя ошибки и вывод денег, который был в банках в предыдущие годы. Во многом это ошибка Центрального банка. Они должны были регулировать ситуацию и наблюдать за экономическими структурами. Мы предлагаем ряд нужных мер в значительно меньших объемах. Где взять? За счет повышения эффективности самой денежно-кредитной систем. Если правильно использовать деньги на остатках государственных счетов и компаний, то можно сэкономить хотя бы полтриллиона рублей. Можно занимать средства, у населения есть деньги. Это должно быть добровольно и выгодно. Как занимать? Мы не даем населению главного – не снимаем с них риск по курсу рубля. Занимаем в рублях и говорим, что отдавать тоже будем так, независимо от стоимости завтрашнего дня. Поэтому многие не покупают рублевые облигации. Израиль сделал по-другому. Он говорил, что займет в шекелях, но отдаст их по тому курсу, который будет на день погашения этого кредита, ценной бумаги. Мы предлагаем сделать также. Если вы верите, что экономические реформы дадут результат, значит и рубль будет крепким. Тогда нет риска падения рубля. Если Минфин не берет на себя риск собственной экономики, почему за вас должны это сделать инвесторы. Пока нет ответа, они не берут такие риски на себя. Сегодня мы можем говорить о специальных займах под проекты, о привлечении иностранного финансирования. Это будет и частная инвестиция, если дать людям уверенность и нормальную доходную среду. Люди будут понимать, что их инвестиции будут окупаться с нормальной нормой доходности.

- Как Вы оцениваете уровень эффективности взаимодействия региональной власти и бизнеса в Воронежской области?

- Потенциал Воронежской области очень серьезный. В регионе строятся новые современные предприятия, успешно развивается сельское хозяйство, реализуются проекты с существенным участием малого и среднего бизнеса. Я считаю, такие успехи во многом стали возможными благодаря эффективному проведению кластерной политики на региональном уровне. Кластер – это типичный пример эффективного государственно-частного партнерства, которое должно давать результат. В рейтинге государственно-частного партнерства РФ Воронежская область занимает второе место.

- У Вас есть ожидания от предпринимательского сообщества в 2019 году?

- Жду, что такие качества человека, как инициатива, предприимчивость, ставка на собственные силы окончательно утратят в массовом сознании негативный оттенок. И слово «предприниматель» начнет звучать гордо – особенно в такие сложные времена. И жду, что обстоятельства подведут всех нас к тому, чтобы мы меньше ждали, меньше боялись сами и пугали других, а больше действовали – методично, с умом и с верой в собственные силы.

Решения Александр Соловьев: «В новом году ожидаю появления прорывных проектов»
Содержание
Закрыть