Практика , Черноземье ,  
0 

Андрей Иголкин: «Потенциал овцеводства в России еще до конца не раскрыт»

Реклама:
Андрей Иголкин (Фото: из личного архива)
Андрей Иголкин (Фото: из личного архива)
Предприниматель и депутат Липецкого городского Совета Андрей Иголкин — как построить успешную работу в овцеводстве, о состоянии дел в отрасли и наработанном опыте в развитии племенного животноводства

— Расскажите, пожалуйста, что представляет собой сегодня овцеводческое предприятие: общее поголовье, земельные угодья и т.д.?

— Сегодня наш комплекс — одно из крупнейших овцеводческих предприятий в Республике Крым, специализирующееся на разведении породы овец Крымский цигай. Он имеет статус племенного. А это не только дополнительные преференции от государства, но и огромная ответственность: необходимо иметь штат квалифицированных сотрудников, внедрять новые технологии, улучшать продуктивность овец, вести племенную работу, заботиться о здоровье, потенциале стада и делать многое другое. И все это под пристальным надзором со стороны государства. Кроме того, должны быть свои угодья для выпаса и заготовки кормов на зимний период.

Поголовье у нас составляет около 4 тысяч голов матки и порядка тысячи баранов так называемого коммерческого стада на продажу. Для продуктивности животноводческой фермы необходимы пастбища — несколько тысяч га находятся сейчас у нас в собственности, еще несколько тысяч арендуем. Статус племенного хозяйства дает право претендовать на первоочередной выкуп земель у государства. Мы используем такую возможность, но покупка земли предполагает дополнительную налоговую нагрузку. Поэтому делаем это очень выборочно и аккуратно.

— Вы разводите племенных овец особой породы, чем определяется такой выбор?

— Мы выращиваем овец породы Крымский цигай, являющихся отличным источником мяса и шерсти высокого качества. Животные этой породы не самые крупные в мясном плане, но они достаточно хорошо приспособлены к природно-климатическим условиям Крыма. Дело в том, что каждая порода предназначена для своей местности. Например, если завести сюда племенное стадо из Поволжья или Кавказа, то не факт, что оно приживется. Овцы очень чувствительны к перемене среды обитания и климату.

В овцеводстве большое значение имеет племенная работа. Для улучшения поголовья и создания племенного ядра высокоэффективных животных мы завозим чистопородных баранов из разных регионов. Все животные поступают на площадки хозяйства сразу после прохождения обязательных ветеринарных мероприятий. Содержатся некоторое время они отдельно от стада, пока не акклиматизируются и не сформируют нужную микрофлору и иммунитет.

— Как обстоят дела с организацией кормления животных? За счет чего достигается нужное качество?

— У нас достаточно земли под выпас, практически весь год животные проводят на подножном корму. К тому же, свободный выпас обеспечивает постоянное движение животных, а значит — это минимальное количество жира в мясе, хорошее кровенасыщение мышц и отсутствие застойных процессов в организме. В результате на выходе это дает более качественный продукт.

Для улучшения и ускорения естественного набора массы также используем прикорм, особенно в зимний период или когда овцы находятся в кошарах, например — на стрижке, спаривании, окоте и т.п. Дополнительно приобрели собственный комбикормовый мини-завод. Данный комплекс позволяет делать экологически чистый комбикорм в гранулах для прикорма или докорма поголовья.

— Какая работа на предприятии сейчас ведется для повышения племенных качеств и увеличения продуктивности овец? Есть уже результаты? Что можно сказать о сотрудничестве с учеными?

— Для улучшения племенных показателей приглашаем специалистов из других регионов. Например, весной этого года совместно с экспертами из Калмыкии провели первое пробное искусственное осеменение. Также для естественного оплодотворения завязли племенных баранов из Рязанской области.

Кроме того, регулярно посещаем все профильные мероприятия: круглые столы, семинары, выставки и другое. Это позволяет нам обмениваться опытом, перенимать передовые технологии и методики в выращивании овец. Мир не стоит на месте — наше направление тоже развивается.

— Каковы планы по дальнейшему развитию и наращиванию поголовья?

— Неоднократно лично ездил в Министерство сельского хозяйства, департамент животноводства, ВНИИ племенного хозяйства — общался с академиками, учеными, чиновниками по данному направлению. Сейчас прорабатываем вопрос о создании на базе нашего предприятия центра сохранения генетического материала породы Крымский цигай. Это часть программы по продовольственной безопасности страны. Уверен, что государство будет помогать и способствовать нам в этом.

— Как организован сбыт вашей продукции? Сейчас основной рынок — в Республике?

— Отдельно сбыт не организуем. Продукцию раскупают местные магазины, торговые точки и жители просто «для себя». В Крыме проживает много мусульман, основную часть рациона которых составляет баранина. Как правило, они закупают у нас по 1-2 туши на семью, а кто торгует по 30-50 еженедельно для перепродажи.

В нашем хозяйстве работают около 30 человек. Их также бесплатно обеспечиваем питанием — мясом собственного производства. Плюс есть туристический объект, где расположена штаб-квартира нашего комплекса. Туристы тоже станут потребителями нашей баранины.

— Какие перспективы в экспорте продукции вы видите?

— К нам обращаются за прямыми поставками, как из других российских регионов, так и из-за рубежа. Мы всегда открыты для всех. Однако при сбыте продукции на данный момент существуют определенные трудности. В первую очередь, это сложная логистика. Перевозка из Крыма баранины на грузовом рефрижераторе или транспортировка живых овец достаточно затратное мероприятие, это влияет на себестоимость продукции. Но, как я уже сказал, сегодня мы ориентированы в основном на местный рынок.

— Насколько в России высок потенциал овцеводства? Что тормозит развитие отрасли? На ваш взгляд, действующих мер господдержки сегодня достаточно?

— Потенциал овцеводства еще до конца не раскрыт. Сейчас Россия «разворачивается» в сторону стран Азии, Ближнего Востока, Африки, а это сотни миллионов мусульманского населения. Все они являются потенциальными потребителями подобной продукции. Безусловно, эти страны занимаются разведением овец. Но в основном скудные земельные ресурсы и климат не позволяют им в полной мере производить нужное количество мясного скота. Спрос на баранину у населения большой, а объемы внутреннего производства — низкие. Поэтому, в том числе наши южные республики — прекрасный поставщик мяса в эти регионы планеты.

В настоящий момент правительство РФ активно помогает развивать экспорт. Проводятся различные выставки, конференции, выездные мероприятия с участием гостей из разных республик и стран. В тоже время, к сожалению, помощь государства сегодня не сопоставима с теми расходами, которые несут производители мяса. Сельское хозяйство очень затратное и капризное дело, на которое влияет множество факторов и незаметных глазу нюансов. Безусловно, любая поддержка важна, но сегодня, на мой взгляд, правительству необходимо создать дополнительные условия для эффективного развития именно производства мясной продукции.

— Многие эксперты утверждают, что российское животноводство сейчас во многом зависит от импортных племенных материалов. Так ли это, и насколько велика зависимость от импорта?

— Зависимость есть. Это касается не только нашего племенного стада, но и отрасли овцеводства в целом. Для снижения импортозависимости и ликвидации ее в дальнейшем мы как раз и планируем создать генетический центр. Надеемся, наш опыт станет полезным для других регионов и отраслей.

— Сегодня одними селекционно-генетическими технологиями проблему наращивания численности овец не решить. Что еще, на ваш взгляд, нужно сделать, чтобы изменить ситуацию?

— Здесь вопрос стоит не только в наращивании поголовья овец, но и в повышении качества производства мяса. Для улучшения показателей необходимы соответствующие меры поддержки фермеров и хозяйств: «длинные» и дешевые деньги, поля и техника на них, квалифицированные специалисты и многое другое — пусть не за счет государства, но с финансовым участием в виде грантов, субсидий, «нулевых» процентных ставок.

Также считаю, один из важных факторов — снижение административной нагрузки на бизнес. Она проявляется не только в огромном количестве проверок и отчетов, но и в затраченном времени и количестве дополнительных сотрудников, которых предприятие вынуждено содержать, чтобы выполнять все требования. Однако, как это часто бывает, во многих отраслях народного хозяйства страны, эти бумаги и отчеты никто не читает, они тоннами оседают в ведомствах и архивах, а для бизнеса — это чрезмерная финансовая и административная нагрузка.

Сейчас мы работаем в существующих условиях и, несмотря на это, строим грандиозные планы по дальнейшему развитию, как по расширению поголовья, так и в укрупнении и усилении своего статуса. В перспективе планируем выход на межрегиональный уровень и объединение с другими крупными хозяйствами страны. Планов много — будем работать и планомерно достигать поставленных целей.

Инструменты Страховой дом ВСК помогает российским аграриям справляться с проблемами
Содержание
Закрыть