— Многие эксперты отмечают, что последствия наложенных на российских сельхозпроизводителей санкций со стороны «недружественных стран» стали главным вызовом не только для животноводческой отрасли, но и для АПК в целом. Удается ли «Черкизово» адаптироваться к текущей реальности, и если да, то за счет чего?
— Если говорить о влиянии санкций, то сложившиеся сейчас экономические условия для компании не новые. Еще в период пандемии мы столкнулись со схожими вызовами, которые наша команда научилась максимально быстро решать. Это, в первую очередь, вопросы логистики и поиска альтернативных контрагентов.
В текущей ситуации были отдельные задачи, требующие оперативного решения, к примеру, связанные с IT-блоком. В тоже время стратегия компании давно ориентирована на технологические решения, которые есть у отечественных поставщиков. Это позволило довольно быстро перестроиться к новой действительности и продолжить дальше нормально работать.
— Как оцениваете будущее отрасли в связи со сложившейся геополитической обстановкой? Как изменился российский потребитель и его предпочтения?
— Производителям и потребителям придется адаптироваться к новой геополитической реальности. И этот процесс уже идет. Как я сказал ранее, агробизнес в состоянии трансформации находится в течение двух лет.
Что касается потребителей, то они будут более вдумчиво подходить к трате средств, а фокус потребления будет смещаться к товарам более доступных категорий. Поэтому производителям придется искать баланс между ценой и качеством.
Ожидаем, что будет восстанавливаться рынок ресторанного питания до допандемийного уровня. К примеру, в 2018 году продажи «Черкизово» в этом сегменте составляли около 3 млрд рублей, а уже в этом году планируем получить выручку порядка 18 млрд рублей. Мы видим здесь возможности для роста и продолжим развивать свое присутствие в данном канале реализации.
Среди главных задач, которые сегодня стоят перед всеми производителями в условиях санкционного давления, — адаптация к текущей ситуации, определение точек роста и дальнейшее развитие.
— По итогам прошлого года группа «Черкизово» произвела почти 861 тыс. тонн мяса, в том числе порядка 610 тыс. тонн бройлера, 187 тыс. тонн свинины и 64 тыс. тонн индейки. Каких производственных показателей вы ожидаете в 2022 году?
— В текущей ситуации приоритет компании — сохранить показатели производства на уровне не ниже прошлого года. Группа «Черкизово» является системообразующим предприятием и для нас важно не сбавлять темпы производства. Уварен, что с этой задачей мы успешно справимся.
— Агробизнес столкнулись с проблемами поставок оборудования и комплектующих из-за рубежа. А как в этом плане себя чувствует «Черкизово»? Насколько сложно найти новых поставщиков, и что пришлось менять внутри компании для перестройки работы?
— Группа «Черкизово» является крупным потребителем различных технологических решений и оборудования, в том числе иностранного. Сейчас из-за введенных санкций многие зарубежные компании прекратили свои поставки, а часть — решили приостановить свою деятельность или вовсе уйти из России. Безусловно, сложности с перебоями поставок в части импортного оборудования и комплектующих есть, но мы прорабатываем все возможные варианты решения проблемы — параллельный импорт, поиск альтернатив в дружественных странах и другое. Кроме того, компания не первый год ведет активную работу с отечественными производителями.
Сегодня в России производится различная сельскохозяйственная техника, которая по ряду позиций выглядит достаточно достойно и не уступает импортным аналогам. Однако по отдельным видам оборудования есть сложности: например, тракторы мощностью от 400 лошадиных сил и выше местного производства на российском рынке пока не представлены или представлены недостаточно. Поэтому здесь необходимо прорабатывать альтернативные варианты доставки из дружественных стран, сокращение сроков сертификации и т.д.
Тренд, взятый на импортозамещение, определяет — агропромышленный комплекс должен снижать уровень зависимости от импорта. Но перед сельхозпроизводителями стоят задачи, которые требуют решения уже сейчас. Поэтому, чтобы переломить ситуацию, необходимы активные усилия всех заинтересованных сторон — аграриев, производителей сельскохозяйственной техники и государства. При этом мы видим, что сегодня государство выступает не просто как регулятор, а как один из главных драйверов этого развития. В стране создаются центры компетенций, выделяются средства на научно-исследовательские работы, ведется работа по подготовке кадров. Это действительно сложный процесс, но его необходимо будет преодолеть. Как следствие — это позволит не только выработать правильные решения, но и получить те технологии, в которых нуждается агоробизнес.
— Как вы считаете, могут ли современные технологии ускорить процесс импортозамещения в российском АПК?
— В настоящее время в России есть успешные примеры отечественных решений — хорошо развит рынок российских IT-технологий в АПК. Иллюстрация тому — широкое применение беспилотных летательных аппаратов, которые помогают мониторить и анализировать состояние полей и посевов. При этом инновации не отменяют подход к импортозамещению. Это два направления, которые взаимодополняют друг друга.
Идея импортозамещения заключается в том, чтобы организовать производство тех видов продукции, которые будут конкурентоспособными и востребованы конечным потребителем. Поэтому концепция развития инновационных технологий неотделима от темы импортозамещения. Именно такого концептуального подхода сегодня придерживаются и профильные министерства, занимающиеся этой работой, и бизнес, формирующий запрос на такие решения. В свою очередь инноваторы четко понимают требования рынка — продукция должна быть востребована и конкурентоспособна, в том числе, соответствовать лучшим мировым аналогам.
— Ранее группа «Черкизово» заявляла ряд новых инвестиционных проектов, среди них — создание мясоперерабатывающего кластера в Тульской области. Будут ли корректироваться планы в связи со сложившейся ситуацией?
— Реализация крупнейшего проекта по созданию мясоперерабатывающего кластера в Тульской области имеет стратегическое значение для группы «Черкизово». И сложившаяся сейчас ситуация критично не повлияла на заявленные планы. В то же время есть определенные риски, которые озвучил ранее, связанные с разрывом логистических цепочек, поставками иностранного оборудования. Компания уже прорабатывает различные варианты его приобретения в дружественных странах. Проект достаточно сложный, и все его этапы взаимосвязаны. Поэтому, если на каком-то этапе возникают вопросы с тем же самым оборудованием — это влияет только на срок реализации проекта, а не на сам проект.
Помимо строительства непосредственно самого производства предполагается также создание комфортных условий проживания будущих сотрудников — жилья и социальной инфраструктуры.
Думаю, в ближайшее время навряд ли какие-то компании в отрасли решатся на реализацию подобного масштаба проекта. Это действительно очень сложный с технической и организационной точки зрения кластер, который необходимо не просто создать, а имплантировать в общую систему компании. Сегодня, наверное, только команда «Черкизово» способна взять на себя ответственность за реализацию такого проекта, что мы и делаем.
— В связи с ужесточением санкций в 2022 году правительство разработало дополнительные меры государственной поддержки отечественных сельхозпроизводителей: кредитные каникулы, продление краткосрочных льготных займов, новые субсидии и гранты. Можно ли уже судить об эффективности этих мер? Вам достаточно мер поддержки, которые сейчас предлагает государство, или еще что-то считаете необходимым?
— Принятые меры поддержки в текущей экономической ситуации со стороны правительства РФ были очень своевременны. И большинство из них в целом успешно сработали.
Для нашей компании оказалась существенной такая форма поддержки, как льготные кредиты. Это наиболее эффективный механизм поддержки сельхозтоваропроизводителей, особенно в текущий период.
В этом году приняты новые меры поддержки, направленные на поддержание ликвидности производителей. Для агробизнеса сохранить свою финансовую устойчивость было крайне важно в весенний период. На тот момент из-за скачков курсов валют многие поставщики перешли на 100% предоплату, что оказывало сильное влияние на ликвидность сельхозпроизводителей. Эти меры помогли минимизировать потери бизнеса.
Еще одна из мер, которой пользуемся, — поддержка экспортной деятельности. Мы активно экспортируем нашу продукцию за рубеж. Помощь государства в части компенсации затрат на транспортировку продукции и ее сертификацию очень актуальна. В принципе все действующие механизмы правильные, их можно только расширять с точки зрения объемов финансирования.