Инновации , Черноземье ,  
0 

«Планируем создать крупнейший в России мясоперерабатывающий кластер»

Реклама:
Рустам Хафизов (Фото: пресс-служба Группы «Черкизово»)
Рустам Хафизов (Фото: пресс-служба Группы «Черкизово»)
Руководитель инновационного аналитического центра Группы «Черкизово» Рустам Хафизов — о тенденциях на рынке мясной продукции, цифровизации, кадровых вопросах, экспорте, инвестиционных программах и новых производствах

— Какую динамику продемонстрировал рынок мяса в 2021 году? Можете ли выделить основные тенденции, и как изменится потребление мясной продукции в России в будущем, по вашим прогнозам?

— Несмотря на кризисные явления, которые мы наблюдаем — пандемия и сокращение покупательной способности, объем потребления мяса остается стабильно высоким — порядка 77 кг на человека в год. Это достаточно высокая цифра. Еще 10 лет назад она составляла 66 кг в год на душу населения.

В этом году компаниям-производителям пришлось решать большое количество вопросов, связанных в основном с тем, что произошло серьезное увеличение себестоимости по всей цепочке производства. Увидели, что мировое повышение цен потянуло за собой рост стоимости логистики, кормов и упаковки.

Отмечу, что здесь позитивную роль сыграл комплекс мер, принятый правительством РФ в части введения ряда ограничений на экспорт зерна. Поскольку значительная доля в себестоимости производства мяса приходится именно на корма, такая мера позволила стабилизировать общую ситуацию с ценами. Но те тенденции, которые мы наблюдали в уходящем году, частично сохранятся и в следующем. Несмотря на это, в целом наши ожидания позитивные. Что касается потребления мяса, скорей всего, оно останется на прежнем уровне, но при этом может измениться структура потребительского спроса в сторону более доступной по цене продукции.

Рустам Хафизов: «Планируем создать крупнейший в России мясоперерабатывающий кластер»

— Весной Группа «Черкизово» выкупила у финской Группы Atria мясоперерабатывающее предприятие ООО «Пит-Продукт». Повлияет ли сделка на позиции компании на мясном рынке? Как планируете развивать «Пит-Продукт» в структуре группы?

— Компания «Пит-Продукт» — это два современных производства, чьи бренды Pit Product и Casademont известны и популярны на рынке Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Наши планы касательно развития этих производств направлены на то, чтобы загрузить их свободные мощности нашей продукцией. Планируем выпускать колбасные изделия под брендами «Черкизово», «Черкизово Premium» и «Пава-Пава», а также максимально развивать Pit Product и Casademont.

— Какие еще важные события для компании произошли в уходящем году?

— Этот год был богат на яркие события. Помимо приобретения предприятия «Пит-Продукт», сохранения устойчивого финансового развития компании, выделил бы формирование на площадке РСПП комитета по продовольственной политике, который возглавил генеральный директор «Черкизово» Сергей Михайлов. Считаем, что это большая ответственность и доверие, которое нам оказано. Комитет — это хорошая профессиональная экспертная площадка, где производители не только мяса, но и других продуктов питания могут обсуждать текущие вопросы, связанные с оптимизацией себестоимости производства, разработкой нормативных документов, предлагать финансовые меры поддержки отрасли. Например, на первом заседании были затронуты вопросы, касающиеся ценообразования, привлечения кадров, возможных механизмов введения адресной продовольственной помощи.

Также в этом году группа «Черкизово» присоединилась к проекту «Иннагро», направленному на испытания отечественных разработок, которые российские компании применяют в сфере кормовых добавок. Проект поддерживает институт развития «Иннопрактика». Считаем это хорошей инициативой. Разработки ученых и российских компаний сегодня можем пилотировать на наших производствах. Еще одно событие, важное для компании — 20-летие одного из наших флагманских брендов «Петелинка». Когда он только появился, его ассортимент состоял всего из нескольких позиций. Сегодня же он расширился почти до 60. Мы подсчитали, что каждую минуту реализуется порядка 200 кг продукции под брендом «Петелинка», в сутки это около 250 тонн. Для нас важно, что «Петелинка» получила признание не только от потребителей, но и экспертного сообщества. Об этом свидетельствует большое количество наград, включая премию «Товар года».

— Группа «Черкизово» активно внедряет новые цифровые решения. Какие современные технологии вы сейчас используете, что планируете внедрять в ближайшее время? И как они влияют на оптимизацию производства?

— Цифровизация — это один из приоритетов стратегии развития «Черкизово». На сегодня у нас один из самых сильных IT-блоков среди российских предприятий АПК. В 2018 году реализовали уникальный проект в Кашире — это завод-робот по производству сырокопченых колбас. Он позволил решить задачу по созданию полностью автоматизированного производства, где не используется ручной труд, и сотрудники предприятия не касаются продукции. На заводе есть только операторы, которые управляют роботизированными системами. Дальше начали смотреть, какие решения в области цифровизации могут быть приняты в других сегментах компании: растениеводстве, птицеводстве и свиноводстве. Один из крупных реализованных проектов — система датчиков по контролю температуры и влажности в птичниках. Проект позволяет получать все необходимые данные в режиме онлайн. Если где-то происходит сбой, то можно сразу получить информацию и привести соответствующие параметры в норму.

В рамках цифровой трансформации компании также уделяем большое внимание проектам, связанным с машинным зрением. Его использование позитивно влияет на повышение качества выпускаемой продукции и производительность труда. Так, благодаря внедрению данной системы на одном из производств, удалось повысить производительность труда практически на 15%. Кроме того, сейчас активно применяем технологии искусственного интеллекта в части анализа данных.

— В интервью нашему изданию вы говорили, что в настоящее время не менее 90% компаний агропрома испытывают кадровый голод. По вашим наблюдениям, чем обусловлена данная проблема? Как вы считаете, что поможет решить кадровый вопрос в АПК?

— Кадровый вопрос в АПК — один из самых актуальных и острых. Он требует изменений системы подготовки кадров, которые востребованы на производстве. Развитие цифровизации происходит быстрее, чем система образования. Когда сегодня выпускники вузов приходят в сельское хозяйство, их адаптация требует большего времени, поскольку нужно освоить те современные технологические процессы, которые применяются на производстве. Вопрос подготовки кадров серьезно обсуждается на уровне Минсельхоза, активно в него вовлечены и аграрные университеты, которые являются поставщиками кадров. Для того чтобы его решить, мы должны обратить внимание на несколько аспектов. Первое — мы не получаем достаточного количества абитуриентов. Поэтому совместными усилиями необходимо показывать, что сегодня собой представляет современный АПК. Второе — адаптация образовательных программ под требования бизнеса. Это работа и с профессорско-преподавательским составом, и с университетами. Это и есть тот перечень вопросов, который необходимо решать, чтобы в дальнем обеспечить АПК высококвалифицированными специалистами. От количества таких кадров будет зависеть и развитие предприятий в регионах.

— Какая доля продукции Группы «Черкизово» сейчас экспортируется? Есть ли планы по наращиванию поставок? Какие новые экспортные рынки вы видите для себя?

— Сегодня выручка компании от экспорта составляет около 10%. Стратегия Группы «Черкизово» направлена на работу по расширению экспорта — это один наших приоритетов. Сегодня экспортируем мясо птицы в Китай, в страны Ближнего Востока, в частности, наращиваем объемы экспорта в Саудовскую Аравию. Экспортная политика строится по двум ключевым направлениям. Первое — расширение географии экспортных поставок. Второе, увеличение объемов экспорта на тех рынках, где мы уже присутствуем, например, в странах СНГ, Юго-Восточной Азии. С точки зрения структуры экспорта ставим для себя задачу повысить долю высокомаржинальных продуктов с более высокой степенью переработки.

— Какова на сегодня инвестиционная программа агрохолдинга? Рустам, обозначьте, пожалуйста, новые инвестиционные проекты, которые «Черкизово» намерено реализовать уже в обозримом будущем. На что компания в первую очередь планирует направить средства?

— Ключевая задача инвестиционной программы «Черкизово» — усиление позиции компании на мясном рынке, а также укрепление вертикальной интеграции для снижения рисков, влияющие на повышение себестоимости продукции и кормов. Один из проектов, который сейчас реализуется в Липецкой области — строительство собственного маслоэкстракционного завода. Объем инвестиций — порядка 7 млрд рублей. Планируем, что в 2022 году предприятие будет запущено. Это важный проект для компании. Его реализация обеспечит гарантированный сбыт для местных сельхозпроизводителей, которые выращивают сою.

Другой проект — создание крупнейшего в России мясоперерабатывающего кластера в Тульской области. Речь идет о строительстве новых предприятий по свиному убою и по переработке птицы, а также о расширении действующего производства по выпуску продукции для сегмента HoReCa. До 2025 года планируемый объем инвестиций в создание кластера составит порядка 43 млрд рублей. Благодаря реализации проекта будет создано до 3300 новых рабочих мест. Хорошую поддержку нам оказывает правительство Тульской области. В истории компании еще не было проекта такого масштаба ни в одном регионе. Все наши силы направлены на его реализацию. Надеемся, что те планы и сроки, которые мы наметили, будут выполнены.

— Каким вы видите 2022 год для компании?

— Для компании новый 2022 год станет фазой активной реализации инвестиционных проектов. В целом для сельхозпроизводителей он будет непростым. Понимаем, что пандемия пока еще не отступает, продолжают действовать ограничительные меры, сохраняются и риски, связанные с ростом себестоимости. Поэтому следующий год — год напряженной работы для всей команды.

Практика Вадим Ерыженский: «Планируется увеличение посевов пшеницы до 2 тыс. га»
Материалы выпуска
Решения Виктор Логвинов: «Аграрии региона заложили основы урожая 2022 года»
Бизнес-кейс В чем секрет: как «ЭкоНива» создает уникальные сыры
Компетенция Корней Биждов: «Выплаты по агрострахованию в ЦЧР составили ₽860 млн»
Компетенция Олег Блинков: «В 2021 году интерес к агрострахованию значительно вырос»
Компетенция «Компания в лидерах по эффективности использования земельного банка»
Бизнес-кейс Масленичный рынок ждет серьезная корректировка цен
Инновации Андрей Манзюк: «Эффективный аграрий — всегда хороший экономист»
Бизнес-кейс Дмитрий Минаков: «Фотосепараторы Сапсан дают совершенное качество сырья»
Инновации Алексей Прищепов: «Мы идем по пути комплексной локализации»
Инновации «Планируем создать крупнейший в России мясоперерабатывающий кластер»
Практика Вадим Ерыженский: «Планируется увеличение посевов пшеницы до 2 тыс. га»
Содержание
Закрыть