— Эксперты «Центра Агроаналитики» отмечают, что производство российской сельхозтехники выросло за девять месяцев 2021 года на 49%. На ваш взгляд, с чем это связано?
— 2021 год стал достаточно успешным для бизнеса и производителей техники. Отчасти это проекция 2020 года, когда в России был один из рекордных урожаев и высокие цены на аграрную продукцию, что позволило сельхозтоваропроизводителям получить хороший доход. Кроме того, на производителей влиял эффект пандемии, перебои с компонентами и отложенный спрос, который аграрии постарались удовлетворить в 2021 году, поэтому производство, в том числе российской техники, выросло. Рынок компонентов восстанавливается, однако скорость его восстановления не успевает за ростом спроса на технику. И мы, и другие производителя техники уже сегодня можем констатировать, что на 2022 год вся техника уже фактически продана, так как фермеры сделали более ранние предзаказы, чтобы получить технику в срок. На наш взгляд, тенденция по заблаговременному заказу техники сохранится до момента полного восстановления рынка компонентов, логистических цепочек и отрасли в целом.
— Какие предпочтения у отечественных аграриев и почему?
— Слово «предпочтения» в этом контексте не совсем подходит. Эффективный аграрий — всегда хороший экономист, он считает рентабельность. Особенно в условиях, когда за год себестоимость агропроизводства существенно выросла. На это повлияли рост цен на металл, на аренду земли, на удобрения, гербициды, топливо и т.д. Аграрий все это анализирует и рассчитывает, каким образом ему достичь максимальной эффективности и сократительную себестоимость. Например, чтобы сэкономить топливо, приобретает многофункциональные агрегаты, позволяющие за один проход сделать максимум операций. Или выбирает посевные комплексы с передней дисковой бороной, которые перед тем, как сеять, обрабатывают почву — и только потом осуществляют посев, внесение удобрений и прикатку. Это касается и широкозахватных многофункциональных почвообрабатывающий машин, которые активно востребованы в России. Если подытожить, то фокус внимания агрария сейчас лежит в плоскости сокращения себестоимости и повышения рентабельности производства. На это влияют и другие факторы, такие как регуляторные меры государства. Это и экспортная пошлина, и широко обсуждаемая сейчас возможность повышения утилизационного сбора. Ведь как получается, с одной стороны государство заботится о том, какая цена продукции будет «на полке», с другой стороны — это приводит к сокращению доходной части сельхозтоваропроизводителя. Поэтому в условиях роста себестоимости и ограниченного дохода аграрий фокусируется на тех машинах, решениях и технологиях, которые позволят ему иметь максимальную рентабельность.
— Kuhn — это всемирно известный бренд достаточно дорогой техники. Как вы повышаете доступность машин?
— Не соглашусь с вами. Любая технология имеет свою стоимость. Мы очень внимательно следим за стоимостью наших машин в сравнении с конкурентами, потому что продукт должен быть конкурентоспособным. На сегодня техника KUHN является одной из самых доступных, с точки зрения цены, если сравнить с другими импортными производителями и мировыми лидерами. Что касается машин, собираемых и производимых в России, мы видим, что качество их растет, и где-то они могут создавать нам конкуренцию. Но на мой взгляд, это хорошо, потому что конкуренция всегда стимулирует бизнес, развитие и движение вперед. Мне также нравится, что российские производители начали более широко использовать зарубежные технологии, позволяющие аграриям быть более эффективными в поле.
Чтобы повысить доступность наших мировых технологий для российских аграриев, в этом году мы разработали ряд эффективных финансовых решений. Так, в программу льготного финансирования «Росагролизинга» была включена вся линейка наших самоходных кормосмесителей SPV и SPW, линейка крупнопакующих тюковых пресс-подборщиков нового поколения SB и линейка ленточных валкообразователей Merge Maxx — это самое высокотехнологичное решение от компании KUHN, высоко оцененное аграриями по всему миру, и в том числе в России, которое значительно повышает продуктивность животноводства и позволяет существенно снизить затраты производителей молока за счет создания чистых и питательных кормов. Теперь российские аграрии могут приобрести данные машины по суперльготной ставке. Для воронежских фермеров эта же линейка машин доступна на специальных льготных условиях от «Россельхозбанка».
Также на две наши машины — девятиметровую зерновую механическую сеялку PREMIA 9000 TRC и ленточный валкообразователь Merge Maxx, производимые в России, — фермеры могут получить региональные субсидии. Кроме того, у нас есть собственная программа финансирования Kuhn Finance, разработанная совместно с компанией DLL, в рамках которой предоставляется специальная ставка финансирования практически на все наши продукты, в том числе на дорогие высокопродуктивные и широкозахватные машины.
После запуска производственной платформы планируем работать над увеличением процента локализации и над расширением линейки машин, которые будут собираться на заводе, — это даст фермерам дополнительные возможности для получения льготного финансирования. Все это уже находится в работе. На мой взгляд, самое главное — KUHN наконец обрел свой «дом» в России, и теперь перед нами стоят серьезные задачи, сделать из него полноценное мощное производство с широкой линейкой техники, произведенной с использованием российских компонентов. Это непростая задача, которая зависит не только от нас, но и от предложения на рынке. Ведь мы привержены тому, что независимо от того, в какой стране производится наша продукция, качество машин и качество используемых в них компонентов должны соответствовать жестким стандартам мирового бренда KUHN.
— Как изменилась ваша дилерская сеть с открытием завода в Воронеже?
— В течение последних нескольких лет, начиная с 2018 года, мы активно, но аккуратно работаем над адаптацией нашей дилерской сети под новую стратегию KUHN в России. Подход к выбору партнеров прост — дилер должен разделять все наши подходы к ведению бизнеса в том или ином регионе. Мы говорим о профессиональном подходе со стратегическим планированием хотя бы на пять лет, с четкими задачами по тем продуктам, с которыми KUHN хочет быть успешным на конкретных рынках, с растущей динамикой и повышением доли рынка, с инвестициями в персонал. Коллективы сервисной службы, отдела продаж, отдела запчастей обязательно должны быть профессиональными. Это архиважно в сегодняшних условиях, когда аграрий серьезно подходит к выбору не только бренда и технологий, но и партнеров, с которыми будут работать в регионе. Со своей стороны ведем большую работу по совершенствованию знаний и навыков сотрудников дилеров, в том числе уже и на базе нашего тренингового центра на заводе. Много ресурсов инвестировано в инфраструктуру, в том числе, в склад запасных частей, который вдвое больше в сравнении с предыдущей локацией. Благодаря этому наши партнеры имеют четкий план развития, который позволит им всегда быть успешными, и могут быть спокойны: их всегда поддержат, им помогут в поле, у них будет возможность быстро получить технику и запасные части — это те вещи, которые сегодня важны и для дилера, и для агрария.
— Какие планы у компании KUHN в России на 2022 год?
— Планы амбициозные. В первую очередь — своевременно обеспечить сельхозтоваропроизводителей той техникой, которую они заказали. Это задача номер один, над которой мы вместе с партнерами работали в течение года, чтобы заблаговременно забронировать машины. Вторая задача — настроить все процессы на производстве и расширить линейку техники, которую мы производим в России. Сейчас работаем над поиском специалистов сборочной линии и специалистов, которые будут работать с местными поставщиками. Также 2022 год посвятим развитию нашей дилерской сети. Честно признаемся, что прошлый год был в большей степени отдан строительству и подготовке к открытию завода, а также в целом обеспечению своевременной поставки техники. Поэтому приоритетная задача на следующий год — обеспечить покрытие тех регионов, где до сих пор популяция техники Kuhn была недостаточной, а также использовать по максимуму возможности нашей производственной платформы для повышения уровня компетенций сервисных служб и отделов продаж дилерской сети. Поэтому следующий год для нас будет не менее сложным по задачам, чем предыдущий.
Kuhn является мировым лидером по производству прицепной и навесной сельхозтехники, и наша цель — достичь аналогичной позиции в России. Это задача не одного года, потому что наши конкуренты сильны, давно и активно работают в России. В то же время у Kuhn есть свои особенности и преимущества, в числе которых — самая широкая в мире линейка техники, новейшие технологии и производственная платформа, где мы будем производить новые решения для российских аграриев, поэтому считаю, что эта задача выполнима.