На этот раз энергетики оспаривают прекращение уголовного дела, возбуждение которого признано незаконным решением Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственным департаментом МВД России.
Уголовное дело о хищении имущества в особо крупном размере и его легализации в отношении руководства «Свободного сокола» закрыто еще в 2020 году, а от областного прокурора старшего советника юстиции Геннадия Анисимова в адрес компании пришло письмо с принесением официальных извинений от имени государства «за причиненный вред в результате уголовного преследования» и сообщением, что действующим уголовно-процессуальным законодательством «Вам предоставлено право обратиться с требованием о возмещении имущественного вреда». Также судами признано право руководства «Свободного сокола» на реабилитацию и компенсацию морального вреда. Однако 27 апреля в Правобережном районном суде города Липецка вновь состоится судебное заседание. ЛЭСК оспаривает решение о прекращении уголовного дела против руководства ЛТК «Свободный сокол». Жалобу энергосбытовая компания подала в апреле. Таким образом, юристы ЛЭСК ставят под сомнение компетенции главных органов правоохранительной системы Российской Федерации — Генеральной прокуратуры и Судебной коллегии Верховного суда.
Эта история длится уже несколько лет. Изначально суть спора касалась периода, объема и оснований для оплаты электроэнергии, и рассматривалась в арбитражных судах. Каждый раз суд оказывался на стороне металлургов. Но после очередного проигрыша ЛЭСК в арбитраже против руководства ЛТК «Свободный сокол» было возбуждено уголовное дело.
После того, как на сторону Липецкой трубной компании встали правозащитные организации, в том числе уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов и «Опора России», материалы по делу были затребованы Генеральной прокуратурой. Генеральный прокурор Российской Федерации посчитал возбуждение уголовного дела, а также уголовное преследование руководства металлургической компании незаконными, и предупредил прокурора Липецкой области Константина Кожевникова о неполном служебном соответствии из-за «необоснованного вмешательства правоохранительных органов в хозяйственные споры между коммерческими структурами», «ненадлежащее исполнение служебных обязанностей и отсутствие должного контроля за работой подчиненных», это стало известно из официальных документов, предоставленных ЛТК «Свободный сокол».
Когда обвинения были сняты, а Константин Кожевников покинул свой пост, уже заместителю прокурора Липецкой области Юрию Кожемякину Генпрокурором РФ было вынесено предупреждение о неполном служебном соответствии за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей и отсутствие должного контроля работы подчиненных в связи с возбуждением незаконного уголовного дела.
И в арбитражных судах во всех инстанциях была признана правота «Свободного сокола», в том числе и в судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Вскоре постановлением УМВД по Липецкой области незаконное дело было прекращено. Однако теперь, спустя полтора года ЛЭСК пытается оспорить это постановление.
Согласно ст. 125 УПК РФ районный суд имеет право давать оценку действиям следственных органов. Но только действиям, а не самой сути постановления.
Как отмечается в пункте 15 Постановления от 10 февраля 2009 г. №1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 УПК РФ», если заявитель обжалует постановление о прекращении уголовного дела, то при рассмотрении такой жалобы судья, не давая оценки имеющимся в деле доказательствам, должен выяснять, проверены ли и учтены ли дознавателем, следователем или руководителем следственного органа все обстоятельства, на которые указывает в жалобе заявитель, и могли ли эти обстоятельства повлиять на вывод о наличии оснований для прекращения уголовного дела. При этом вывода о доказанности или недоказанности вины, о допустимости или недопустимости доказательств судья делать не может. Доводы же в жалобе ЛЭСК сводятся именно к существу дела, которому была дана оценка уже на самом высоком уровне.
Как стало известно представителям «Свободного сокола», даже самих материалов уголовного дела в Липецке нет, поскольку они еще не вернулись из Москвы после рассмотрения дела по реабилитации.
Для региона это уникальный исторический прецедент, когда в районном суде оспариваются решения Генеральной прокуратуры РФ, Следственного департамента МВД России и коллегии Верховного суда.