— Недавно президент России в своем указе о национальных целях развития страны поставил задачу сформировать к 2030 году замкнутый цикл сортировки 100% твердых коммунальных отходов, при этом 25% таких отходов должно использоваться как вторичное сырье. Если смотреть в разрезе действующей мусорной реформы, которая идет в стране более пяти лет, насколько мы уже близки к поставленным новым целям. Как еще планируется их достигать?
— Действительно, указом президента РФ скорректированы параметры ряда проектов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Если говорить про национальный проект «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», то здесь целевые показатели остались прежними: до 2030 года мы должны сортировать 100% отходов, а 50% направлять на повторную переработку. Сейчас в стране обрабатывается более 53% ТКО, пять лет назад этот показатель составлял всего 11%. Доля утилизации отходов за это время выросла более чем в шесть раз — с 2% до 13%. Это говорит о том, что мусорная реформа идет опережающими темпами.
Основные корректировке коснулись целевых показателей проекта по переходу экономики на замкнутый цикл: к 2030 году в хозяйственный оборот должно вовлекаться не менее чем 25% отходов, в том числе промышленных, строительных и сельскохозяйственных. Сложность этой задачи состоит в том, что объемы образования таких отходов серьезно отличаются от объемов образования в ТКО. Если точнее, то в общей массе на бытовой мусор приходится 50 млн тонн в год, а на промышленный — порядка 8 млрд тонн. Наверное, это одна из самых амбициозных задач в сфере обращения с отходами в мире. Мы наметили целый ряд инструментов, который позволяет достичь установленных показателей. В первую очередь — это меры финансовой поддержки. В настоящий момент инвесторы, которые будут заниматься такими проектами, смогут получать субсидированную ставку — 90% от ключевой ставки. Дополнительно к этому для резидентов экотехнопарков предусмотрены федеральные меры поддержки в виде льгот по налогам.
В этом году запланирован ввод в эксплуатацию шести парков, сформирован пул из 25 компаний-резидентов с общим объемом частных инвестиций не менее 18,3 млрд рублей. Объекты резидентов позволят утилизировать более 1 млн тонн отходов ежегодно. Таким образом, у нас формируется полноценная инфраструктура для всех, кто хочет и способен заниматься экономикой замкнутого цикла.
— Как на этом фоне смотрятся регионы Черноземья? Как здесь идет работа по созданию необходимой инфраструктуры для экономики замкнутого цикла?
— Что касается инфраструктуры обращения с твердыми коммунальными отходами, то в целом Черноземье — один из передовых регионов в этом отношении. В разрезе регионов наиболее высокими темпами идет развитие экономики замкнутого цикла в Тамбовской области: там доля обработки отходов уже составляет 88%. Это означает, что регион сможет достичь поставленной президентом РФ цели значительно раньше 2030 года.
В Липецкой области в активной стадии строительства находится объект по обращению с отходами мощностью в 200 тыс. тонн. Он также позволит региону достичь целевых показателей нацпроекта в срок.
В Воронежской области запланировано строительство сразу пяти объектов обращения с ТКО. При этом регион наравне с Белгородской областью находится в числе лидеров по развитию сети экопунктов для приема вторсырья. Также в городах Черноземья развита система фандоматов для автоматизированного сбора вторичных ресурсов.
Активно развивается инфраструктура обращения с отходами и в Курской области: здесь построены два новых участка для размещения ТКО общей мощностью 350 тыс. тонн. В регионе также ведется работа над мусоросортировочным комплексом мощностью 150 тыс. тонн. В ближайшее время он должен выйти на стадию строительства.
Кроме того, мы мониторим ситуацию в Белгородской области. По объективным причинам в регионе складываются не самые простые условия для строительства новых объектов ТКО. Сейчас главное — не допустить серьезного срыва по оказанию услуг по вывозу и утилизации отходов.
За последние годы в создание необходимой инфраструктуры в Черноземье инвестировано более 15 млрд рублей. В этом году объем вложений может вырасти до 20 млрд рублей за счет запуска еще двух проектов.
— На прошлогоднем Петербургском международном экономическом форуме вы заявляли, что для создания инфраструктуры, необходимой для достижения установленных целевых показателей, потребуется около 500 млрд рублей. Цифра остается актуальной? Какими инструментами удается привлекать бизнес в проекты экономики замкнутого цикла?
— Цифра остается актуальной. Ее, так скажем, стабильность достигнута, в том числе благодаря тому, что в отрасли на сегодня локализовано большое количество технологий, техники и оборудования. В настоящий момент по отдельным направлениям локализация достигает 90%.
Говоря об источниках финансирования, в первую очередь стоит отметить последние инициативы президента и правительства РФ в отношении закона о расширенной ответственности производителей. Именно те денежные средства, которые собираются в качестве сбора, будут направляться на строительство и обеспечение работы объектов по переработке и утилизации отходов.
Еще один инструмент — оказание финансовой поддержки инвестиционным проектам. Мы предоставляем бизнесу льготные займы по ставке в 6-9% за счет средств от выпуска облигаций. В том числе хорошо зарекомендовал себя механизм финансирования государственно-частное партнерство в виде концессионных соглашений. На сегодня доля таких проектов уже составила около 77%. В 2022-2024 годах заключено 61 соглашение в 34 субъектах на сумму более 162 млрд рублей. В этом году планируется заключение еще 28 концессионных соглашений в отношении создания и эксплуатации объектов обращения с ТКО в 19 регионах на общую сумму инвестиций более 73,2 млрд рублей.
— По вашей оценке, каковы сроки окупаемости таких проектов в сфере обращения с отходами?
— При текущей кредитной ставке банков окупаемость таких масштабных инновационных проектов, как правило, выходит за десятилетний горизонт планирования. А расчетные сроки окупаемости инвестиций при поддержке стороны составляют 5-6 лет. Это делает проекты привлекательными для большинства инвесторов.
— В последние годы РЭО активно продвигает достаточно новый для нашей страны формат «зеленых облигаций». Как оцениваете дальнейшие перспективы этого инвестиционного инструмента?
— Вижу большие перспективы для «зеленых» облигаций — они выпускаются под проекты, направленные на улучшение экологической ситуации, и это одно из наиболее динамично развивающихся областей экономики в целом. Кроме того, такие облигации позволяют бизнесу совместить инвестиции и социальную ответственность. Поэтому в России мы первыми поддержали становление «зеленых» инвестиций.
Сегодня 90% от всех заявок, которые мы получаем на финансирование, связанны с «зелеными» облигациями. Объем финансирования проектов по этой программе уже составил более 30 млрд рублей. В этом году собираемся проинвестировать еще 20 млрд рублей.