— Сельское хозяйство, в частности свиноводство, активно развивается в нашей стране. Расскажите о роли вашей компании в этом процессе и о масштабах бизнеса.
— Группа компаний «Агроэко» на сегодня — это вертикально интегрированный холдинг. Мы занимаемся растениеводством, обрабатываем более 100 тыс. га земли. Производим комбикорм на своих заводах и входим в десятку крупнейших производителей с объемом более 1 млн тонн в год. Мы являемся четвертым в стране производителем свинины с объемом производства более 300 тыс. тонн. А два года назад ввели в эксплуатацию современное мясоперерабатывающее предприятие, которое позволяет поставлять нашу продукцию на прилавки. Также занимаемся генетикой, обеспечиваем ею не только себя, но и сторонние компании.
— Мы с вами встречаемся на Петербургском международном экономическом форуме. Расскажите, какие соглашения уже удалось подписать? Какие встречи провели?
— Подписали два соглашения с регионами, где уже находится наше производство. С Воронежской областью — на 8 млрд рублей о дальнейших инвестициях в мясопереработку. И с Тульской областью — на 5 млрд рублей, здесь мы планируем строительство дополнительных свиноводческих комплексов.
— Ваша компания известна своей инвестиционной активностью. Можете рассказать о дальнейших планах в условиях повышения ставки?
— Нам исполняется 15 лет. Мы вложили в отрасль уже более 80 млрд рублей инвестиций. Все наши проекты — это проекты, созданные в чистом поле: мы не приобретали никакие активы, а сами проектировали и строили площадки с нуля. И на ближайшие годы запланировали вложить в развитие экономики еще дополнительно порядка 30 млрд рублей инвестиций. В основном это строительство новых свиноводческих площадок с целью дальнейшего увеличения объемов производства. Но также мы смотрим и на развитие других направлений, например, производство молока.
Конечно, сейчас уровень ставок достаточно высокий. Тем не менее, экономика и финансовое положение компании позволяют планировать дальнейшие инвестиции. Важно отметить также, что правительство Российской Федерации, Минсельхоз продолжает субсидировать новые инвестиционные проекты. И мы рассчитываем на эти субсидии. Кстати, с точки зрения инвестиций, важно отметить, что мы рассчитываем и на публичные рынки капитала. Наша компания зарегистрировала облигации в прошлом году, и мы получили кредитный рейтинг «А-» на уровне лидеров отрасли, что в целом говорит о финансовой и экономической устойчивости компании и ее правильной стратегии.
— Давайте обсудим тренды, которые сегодня определяют АПК и, в частности, рынок свиноводства.
— Если вспомнить, например, 2012 год, в стране производили меньше 3 млн тонн свинины, а сейчас мы уже удвоились и вышли на объем производства 6 млн тонн. Мы смогли полностью обеспечить внутренний рынок. Объемы дополнительного производства дали возможность сдерживать цену на продукцию свиноводства и сделать ее более доступной для потребителя. Если посмотреть статистику, инфляция и удорожание продукции свиноводства в разы меньше, чем инфляция по стране. Благодаря этому в прошлом году поставлен рекорд по объему потребления свинины: он составил примерно 30 кг на душу населения. Это один тренд. Второй тренд — это экспорт. Оцениваем рост экспорта свинины в 2-2,5 раза.
— Если говорить про конкретные рынки, то где наибольший экспортный потенциал?
— Это ближнее зарубежье, Юго-Восточная Азия, Африка. Благодаря усилиям Минсельхоза, Россельхознадзора мы сегодня имеем возможность поставлять нашу продукцию в такие страны, как Вьетнам. И совсем недавно была открыта возможность для поставок в Китай.
— Давайте теперь с вами вернемся на внутренний рынок. Сегмент упакованной свинины — достаточно высококонкурентная отрасль, и вы новичок в этом направлении. Как собираетесь завоевывать свою долю рынка?
— Действительно, мы выходили на рынок одними из последних. В этой ситуации конкуренция очень высокая, но это дало нам и определенные преимущества. За счет того, что все наши объекты самые современные, мы имеем более высокие показатели по производственной эффективности. И сегодня наши показатели являются бенчмарком для рынка. Помимо высокой технологичности, главным нашим конкурентным преимуществом является качество нашей продукции и в первую очередь вкусовые характеристики. Связано это с тем, что мы работаем на породе дюрок, которая дает продукту особые вкусовые свойства. Это более «мраморная» свинина, цвет мяса совершенно другой, более насыщенный. Мы проводим очень много различных объективных исследований, дегустаций. Потребители, эксперты высоко оценивают нашу продукцию, и за счет этого конкурентного преимущества мы рассчитываем войти в тройку лидеров на рынке упакованной свинины России.
— Какие цели вы ставите перед собой в рамках курса повышения эффективности?
— Наше мясоперерабатывающее предприятие, которое мы построили два года назад, оснащено самыми последними разработками и роботами. В своей стратегии до 2030 года поставили задачу стать агротехкомпанией, то есть стать одним из лидеров в цифровизации. В нашей компании уже есть успешные проекты в этой части, и мы планируем усиливать эту работу.
— Расскажите подробнее про эти проекты.
— Это в первую очередь мясоперерабатывающее предприятие «Агроэко», где создан симбиоз роботов и интеллектуальных систем мониторинга, контроля управления, которые позволяют в режиме реального времени отслеживать состояние всех процессов и принимать наиболее эффективные решения. Активно изучаем технологии, какие на сегодня есть продукты, которые позволили бы нам также использовать искусственный интеллект, цифровизацию в других направлениях нашей деятельности. Подходим к этому точечно. Здесь важно понять, что можно применить и где действительно можно повысить эффективность внутри нашей компании.
— Вы сказали, что ваша компания занимается также генетикой. Здесь высокие технологии применяются?
— Конечно, генетика — это вообще очень высокотехнологичная сфера деятельности и завязана на вопросах цифровизации, искусственного интеллекта. Мы также прорабатываем вопрос дополнительных инвестиций здесь: увеличения мощностей, объемов продаж как на внутренний рынок, так и на экспорт. Сегодня мы ведем переговоры по поставке генетики и со странами ближнего зарубежья, и открываем также рынки дальнего зарубежья, Юго-Восточной Азии. Да, конечно, мы еще зависим от иностранных технологий. И в первую очередь это необходимость создания системы BLUP — базы данных, которая позволяет вести учет всего поголовья, регистрировать уникальные генетические признаки каждого животного и заниматься селекцией на серьезном научном уровне. Мы также планируем этим заниматься.
— Наверное, когда такие большие планы, остро стоит вопрос с кадрами? Как вы решаете эту проблему?
— В нашей компании сегодня трудится 7,5 тысячи человек. Мы удвоились по численности за последние три года. И в ближайшие несколько лет должны выйти на численность 11 тысяч человек. Поэтому понимаем все трудности, которые есть сегодня с кадрами, с обеспечением персонала. И здесь мы также адаптируемся под рынок и реализуем целый ряд проектов. Стремимся обеспечивать наших сотрудников конкурентной зарплатой или даже где-то выше рынка, то есть, конкурируем за кадры. Занимаемся социальными проектами. У нас работают различные системы поощрения и льготные программы для наших сотрудников. В том числе в рамках социальных проектов строим социальное жилье. За последние несколько лет построили четыре многоквартирных дома. Предоставляем молодым сотрудникам и их семьям фактически бесплатное арендное жилье с возможностью его выкупа через 5-10 лет. Это мы делаем во взаимодействии с Министерством сельского хозяйства в рамках программы комплексного развития сельских территорий.
И, конечно, делаем ставку на развитие персонала, обучение. Недавно реконструировали Павловский техникум, который становится опорным для нас. Не только сделали ремонт, но и оснастили его самым современным оборудованием. Сейчас наши специалисты совместно с преподавателями формируют учебные планы для сотрудников. Таким образом, студенты техникума будут максимально близко к реальным производственным условиям проходить обучение и уже на выходе будут максимально адаптированы для работы в нашей компании.
Также занимаемся оценкой, обучением и развитием всех категорий персонала. Наш топ-менеджмент проходит обучение в лучших вузах страны. Для нас внутренний кадровый резерв — это то, на что мы делаем ставку.
Понимаем, что все грандиозные, большие планы, которые мы наметили в нашей стратегии — все это будут реализовывать люди. Поэтому кадровый вопрос для нас является приоритетным и ключевым. Готовы и дальше прилагать много усилий на развитие персонала, индивидуальный прогресс наших сотрудников. В нашей многотысячной команде у каждого есть возможность расти и развиваться вместе с компанией.
Реклама. Рекламодатель: ООО «Агроэко-Менеджмент», www.agroeco.ru