— Компания «Квадра» с 2022 года входит в контур «Росатома». Как проходило это слияние?
— Сегодня можно точно сказать, что «Квадра» не просто в контуре управления РИР, практически произошло слияние двух компаний. У нас общий исполнительный аппарат, общие регламенты, локальные нормативные акты. В очень короткий срок стала частью госкорпорации «Росатом», приняв ценности, системы управления эффективностью, корпоративную культуру и производственную систему «Росатома».
Подтверждает этот факт и последнее исследование по вовлеченности — в «Росатоме» такой опрос среди сотрудников проходит ежегодно. Вовлеченный персонал с душой вкладывается в поставленную задачу и добивается гораздо большего результата, чем просто сотрудники, которые тщательно, но немного хладнокровно выполняют поставленные задачи. И показатели по «Квадре», которая совсем недавно влилась в отрасль, сопоставимы с лучшими показателями компаний, которые стояли у истоков атомной энергетики. Это значит, что люди чувствуют себя уверенно, понимают поставленные задачи и готовы вкладываться по полной программе.
— Как удалось достичь таких результатов?
— Во-первых, мы видим заинтересованность самих сотрудников и руководителей в филиалах. Без этого бы процесс шел бы гораздо сложнее. Для быстрого и эффективного объединения мы сформировали проект Lean Smart Трансформация. Он включал в себя анализ всех процессов в обеих компаниях, оптимизацию избыточных или дублирующихся функций, сокращение издержек. Все работники были переведены на единые отраслевые стандарты — социальные, оплаты труда, нормативы в сфере безопасности и организации работы. Была создана команда изменений, каждый ее участник реализовал проект по улучшению какого-либо процесса. Положительный эффект по ряду таких процессов составил экономию в миллионы рублей. Сейчас уже работает вторая волна команды изменений. В целом в ходе объединения мы взаимно обогатили друг друга лучшими практиками и компетенциями.
— Сейчас регионы разрабатывают планы по комплексному развитию территорий. Как ресурсоснабжающие организации участвуют в этой работе?
— «Росатом» живет в системе долгосрочного планирования. Сейчас работаем над достижением целей стратегии 2030 и уже задумываемся, какими мы будем в 2045 году. Такой же подход сегодня внедряем в развитие инфраструктуры в городах присутствия. Есть много задач, которые требуют своего внимания. Это обновление теплосетей, модернизация оборудования, повышение клиентоориентированности. Но чтобы решения были эффективными, а не просто латанием дыр, мы должны четко понимать и планы развития территории. То есть развитие энергетической и коммунальной инфраструктуры должно быть частью глобального мастер-плана развития территории. Тогда у нас будут конкретные мероприятия, с понятной эффективностью и результатом для жителей. Под такие проекты уже можно будет привлекать средства институтов развития, чтобы минимизировать тарифную нагрузку. Поэтому мы сегодня очень тесно работаем с городскими и региональными властями, совместно прорабатываем эти вопросы.
— Зачастую вы берете муниципальные сети в концессию. Какие плюсы в таких взаимоотношениях между компанией и властью?
— «Росатом» в этом отношении надежный партнер, поэтому нам доверяют банки, нам доверяют города. Концессия — это тот механизм, несмотря на всю его сложность, который позволяет инвестировать в модернизацию сетей без существенной тарифной нагрузки. А это значит, что повышается надежность и качество теплоснабжения жителей. Например, в Воронеже в рамках нашей концессии мы инвестировали в муниципальную инфраструктуру 2,2 млрд рублей — поменяли 100 км сетей, реконструировали 45 центральных тепловых пунктов и построили три новых. В результате количество отключений на ЦТП сократилось в три раза. И жители это видят. Поэтому концессия — это тот механизм, который дает возможность инвестировать и повышать надежность
— В реализации каких правительственных программ на данный момент участвует компания?
— Мы участвуем практически во всех программах по развитию энергетики и коммунального комплекса, в том числе и КОММод (он же ДПМ-2). Если говорить о регионах центра России, то это Смоленская ТЭЦ-2 и Тамбовская ТЭЦ, в Сибири, в Томской области — Северская ТЭЦ. В Смоленске вкладываем 8 млрд рублей в установку двух новых турбоагрегатов. Модернизация продлит срок работы станции и даст новый импульс для развития региона. В Тамбовской области меняем одну паровую турбину на новую, с ростом мощности на 20 МВт. Она придет на смену оборудованию, проработавшему на станции 42 года. Совместно с регионами участвуем в программе модернизации коммунальной инфраструктуры, проводим замену и реконструкцию сетей.
— Какие соглашения подписали в рамках ПМЭФ-2024?
— Мы подписали соглашения о развитии сотрудничества с рядом регионов нашего присутствия. Это Смоленск, Липецк, Воронеж, Белгород. Они как раз направлены на создание совместных планов долгосрочного развития регионов. Также заключили предварительное соглашение о строительстве нового теплоисточника в Южно-Сахалинске.
— Какие у компании ближайшие планы?
— Наша ключевая задача сегодня — качественно подготовиться к отопительному сезону. Во всех регионах сегодня идут ремонты теплосетей, генерирующего оборудования. Только в Липецкой области, например, в этом году на эти цели будет направлено около 2 млрд рублей. Вместе с регионами мы стараемся привлечь дополнительные средства институтов развития в модернизацию сетей, потому что только за счет тарифных источников существенно сократить износ теплосетевого комплекса нереально. До конца года должны запустить первый новый турбоагреграт на Смоленской ТЭЦ-2.
Мы много работаем над повышением клиентоориентированности, запускаем новые сервисы для жителей. Например, в Смоленской области совместно с коллегами практически объединили работу нашей диспетчерской службы и МУП «Смоленсктеплосеть». Теперь в случае отсутствия, например горячей воды, жители дома могут узнать о причинах и сроках включения по единому номеру телефона, в то время как раньше надо было обзванивать несколько компаний. Мы продолжаем развивать наш электронный личный кабинет, сервисы оплаты и приема показаний, совершенствовать работу центров обслуживания клиентов.
Помимо энергетики РИР один из ведущих игроков на рынке решений для цифровизации городской среды и технологий «Умного города». Здесь также сейчас в реализации большие комплексные проекты. Например, недавно мы завершили внедрение системы «Умный регион» в Нижегородской области. В Воронежской, Липецкой, Белгородской областях областях мы участвуем в организации работы интеллектуальных транспортных систем, парковочного пространства. Также во многих регионах действуют наши системы для ЖКХ и энергетики — Цифровой водоканал и Цифровое теплоснабжение.
Со стороны органов власти внимание к цифровизации на муниципальном и региональном уровне очень большое. Минстрой России поддерживает лучшие муниципальные практики, ежегодно проводя конкурс и выделяя грантовую поддержку победителям. И многие из тех муниципалитетов, кто вместе с нами заходил в проект «Умный город», выиграл в этом конкурсе, получил грантовую поддержку от правительства, которая позволяет дальше развивать город. Это очень хорошая практика, когда наши решения помогают привлечь дополнительные средства.
Реклама. Рекламодатель: АО «Квадра», www.quadra.ru