— Какие соглашения на ПМЭФ подписала Курская область?
— Подписали соглашение с группой компаний «Металлоинвест» на строительство новой фабрики по окисленным кварцитамна сумму 210 млрд руб. Соглашение будет реализовываться пять лет. Это даст региону порядка 900 новых рабочих мест и, конечно же, поступление налогов в областной бюджет. Также подписано соглашение с компанией «Содружество» на 17 млрд руб. Речь о строительстве третьей очереди маслоэкстракционного завода. Всего было направлено 56,5 млрд руб., первые две очереди уже реализованы. Реализовать третью планируем до декабря 2026 года. В целом наш завод уже на сегодня крупнейший в Европе. Это дает дополнительное развитие предприятиям восточной части Курской области. Подписаны соглашения с Российским союзом промышленников и предпринимателей по созданию инвестиционной привлекательности региона. Продлили договоренности с «Росагролизингом». Также подписано соглашение с компанией «Мираторг» на 4,2 млрд руб. по строительству селекционно-семеноводческого предприятия по производству семян кукурузы.
— Какая работа на форуме велась курской делегацией кроме подписания соглашений?
— Я провел достаточно большое количество переговоров с зарубежными делегациями, послами Индии и Белоруссии, с предпринимателями Курской области и других областей Российской Федерации. Но это уже как залог будущей работы для подготовки к следующему экономическому форуму. Все соглашения, которые подписывались в прошлом году, реализуются. Были соглашения с сельхозтоваропроизводителями, с «КамАЗом» по развитию городского транспорта, с РЖД по доступности медицинских услуг, с банками и промышленными предприятиями. Сбоев нет.
— Вы упомянули про разговоры и встречи с международными коллегами. Видите уже какие-то четкие перспективы?
— Да, мы видим перспективы. И залогом успеха для нас являются изменения в законодательство Российской Федерации, которые на сегодня готовятся. Например, создание свободной экономической зоны на территории Курской области, которая даст значительные преференции по налогам на прибыль, на имущество, по таможенным пошлинам и отчислениям в соответствующие фонды. Это интересно представителям бизнеса. Некоторые уже задумались над созданием промышленных предприятий на территории области. Но все секреты пока раскрывать не буду.
— Как вы уже сказали, Курская область была включена в свободную экономическую зону. Как это отразилось на экономике региона?
— Это системная работа, и длится она не один день. Ей предшествует долгая подготовка. И не только в Курской области, но и во всех приграничных регионах. Спасибо большое президенту за то, что поддержал нас. Соответствующий законопроект подготовлен. Это как раз та мера, которая позволит снивелировать убытки и ущербы, которые наша экономика получает в связи с обстрелами приграничья. Свободная экономическая зона предполагает, во-первых, возможность выстроить новые предприятия и производства тем промышленникам, кто пострадал от обстрелов. Во-вторых, она поможет тем предприятиям, которые находятся в зоне потенциальных обстрелов, перенести производство чуть глубже в область. Ну и в-третьих, представится возможность инвесторам открыть новые производства на территории области в безопасных местах, на удалении от границы. Кроме того, в регионе уже есть особая экономическая зона, которая работает благодаря всем этим действиям, всем мерам благоприятствования бизнесу у нас в прошлом году индекс промышленного производства составил 9,3%, что выше в среднем российского на 3,6%. И у нас за 2023 год рекордный объем инвестиций — более 230 млрд руб. Поэтому мы считаем, что дополнительные меры поддержки, которые сейчас получим, позволят не только удержаться на этом уровне, но и превысить прошлогодние показатели.
— А как в целом себя чувствуют бизнес в Курской области?
— Объем инвестиций растет. Создаются новые рабочие места. У нас на сегодня один из самых низких в стране уровней безработицы — 0,3%. В регионе более десяти тысяч вакантных рабочих мест. Бизнес хочет развиваться, несмотря ни на что. Мы это видим, в том числе, и в подписываемых соглашениях. Бизнес чувствует себя уверенно.
— Какие ближайшие перспективы для развития экономики региона вы видите?
— Ближайшая перспектива — это привлечение новых инвесторов и работа с теми, кто на территории региона давно и устойчиво осуществляет свою деятельность. Я буквально на прошлой неделе собирал совет при губернаторе, куда входят наши крупные инвесторы и налогоплательщики. Говорили о перспективах законодательства, и инвесторы уже начали нам присылать свои варианты развития новых производств и в сельском хозяйстве, и в промышленности. Все они будут обобщены, после чего предложения будут изучены нашими министерствами промышленности, экономики, финансов. Тем, кто эффективно будет выстраивать свою работу в перспективе создания инновационных производств, новых рабочих мест и поступлений налогов в областной бюджет, будем давать статус резидентов свободной экономической зоны.
— Многие федеральные компании и другие регионы отмечают положительный опыт Курской области в модернизации транспортной системы. Как она проходит?
— Самое большое — это подготовительная работа. Для того чтобы изучить маршрутную сеть, существовавшую на тот момент логистику и пожелания пассажиров, мы подключали к работе различные институты, в том числе и федеральные. Поэтому первой была утверждена новая маршрутная сеть. Было достаточно много споров среди курян, что делать с трамваем. Это долго обсуждалось. Одни хотели его убрать, а рельсы, которые сейчас проложены, заменить на полотно дороги. Другие выступали за то, чтобы его сохранить как безопасный, экологичный транспорт. Большинство оказалось за сохранение, хотя это, наверное, самый дорогой вид городского транспорта. Все это вылилось в транспортную концепцию, и мы начали реформу.
— Можете рассказать, что было сделано в регионе за последние годы?
— Уже обновлено порядка 400 единиц подвижного транспорта: это новые автобусы, троллейбусы и трамваи. В Курске появились электробусы. Изменены маршруты. Да, есть еще нарекания, но их становится все меньше. Мы корректируем маршрутную сеть, изменяем количество транспорта на том или ином маршруте, ведем работу по корректировке времени работы транспорта. Меняем работу контролеров. Куряне могут ездить как за наличный расчет, так и по абонементу, причем по абонементу выгоднее. Подписана концессия на модернизацию городского электрического транспорта: из 42 км трамвайных путей уже 19 заменены. Работа продолжается. В этом году закончим поставку в область всех 22 новых трамваев. Работа непростая. Нужно постоянно сверять ее с мнением пассажиров. Ведь это все делается для них. Поэтому ведется живой диалог. И, по федеральным оценкам, наш опыт сейчас действительно признан передовым. Мы будем стараться, чтобы это высокое место не уронить.