Инструменты , Черноземье ,  
0 

Владимир Орехов: «Пандемия помогла нам развить новое направление»

Реклама:
Владимир Орехов (Фото: РБК Черноземье)
Владимир Орехов (Фото: РБК Черноземье)
Генеральный директор группы компаний «Тишин папа» — о своем пути в предпринимательство, сложностях работы во время пандемии и «Закрытом клубе предпринимателей»

— Расскажите, как вы воплощали идею компании от замысла до реализации?

— Горжусь тем, чего сейчас достиг, тем, как шел к этому. Порядка двадцати лет назад приехал в Липецк из соседнего города Ельца, поступил в университет. На протяжении первых трех лет обучения не мог себе позволить подрабатывать, жил в общежитии на одну стипендию. Первой была работа по найму, занимался продажей соков в качестве торгового представителя. Это дало мне колоссальную практику. И с четвертого курса запустил собственное дело. Открыл маленький бутик, буквально 8 кв. метров в одном из магазинов. Делал ксерокопии, продавал канцтовары и немного игрушек. Потом понял, что большим спросом пользуются именно игрушки, привозил их с московских рынков. Буквально за два-три года мой бизнес начал набирать обороты, я уже самостоятельно стал закупать игрушки в Китае.

На протяжении десяти лет занимался перепродажей игрушек. Это была оптовая компания, клиентами которой были в то время набирающие популярность розничные сети. Сейчас их масса, а тогда это был новый тренд. Основные мои клиенты формировали спрос на тренды в России. Заранее ехал на различные выставки, смотрел, что там популярно, и предлагал им эту продукцию. Буквально за два-три года на мой успех продаж обратили внимание федеральные компании, такие как «Пятерочка» и «Перекресток». В лучшие наши годы обслуживал более пяти тысяч магазинов Центрального федерального округа.

В кризисный 2008 год появился тренд на то, что привозить товары из-за границы не лучшая идея. В связи с этим открыл первое собственное предприятие по производству древесного угля. Делал древесный уголь на территории Липецкой области, предприятие было круглосуточным, достаточно успешным. За четыре года вывел производство на высокий уровень и продал его как готовый бизнес. Сейчас оно до сих пор успешно продолжает свою деятельность. А я выстроил новый бизнес, открыл цех по производству пластиковых игрушек. Наша торговая марка, наш бренд — «Тишин папа», которому в этом году 15 лет, уже хорошо известен как в нашей стране, так и за рубежом. Налажено сотрудничество с Беларусью и Казахстаном. Нам довелось сделать поставку даже в Великобританию, это был интересный опыт.

Сейчас занимаюсь изготовлением пластиковых изделий, преимущественно игрушек. Сами разрабатываем некоторые модели. Есть аутсорсные контракты по работе с конструкторами. По техническому заданию разрабатывается игрушка и концепт, потом это утверждается. У нас есть 3D принтер, на котором мы изготавливаем предварительный вариант изделия для того, чтобы понять, будет ли популярна эта игрушка. После этого мы делаем прототипы уже на серийном производстве. Все это делается в Липецке, на территории области, из российского сырья, российскими руками.

— Есть ли какая-то сезонность в вашем бизнесе? Зависит это как-то от праздников, каникул?

— Да, есть. Сезонность, с одной стороны — это радость, с другой — это большое затруднение. Потому что мы помним прошлый год — это с 2019 на 2020, зимы практически не было. Во время подготовки к Новому году у людей появляется праздничное настроение, когда выпадает снег. Основные наши праздники по продажам — это Новый год, Рождество, потом 23 февраля и 8 марта. Так как мы оптовая компания, производим товары и контрактуемся за полгода до наступления сезона. В прошлом году у нас были контракты, но люди не смогли забрать товары по причине того, что снег отсутствовал. Поэтому для нас прошлый год был крайне сложным, и на него еще наложилась ситуация с пандемией. Отгрузили 20% от предполагаемых продаж. Надеялись, что после Нового года выпадет снег, люди начнут докупать, но такого не произошло, потому что наступило время пандемии.

Сезонность в нашем бизнесе крайне важна. Стараемся предвидеть ситуацию на рынке. Опыт прошлого года позволил мне перестроить модель бизнеса, потому что 70% нашего ассортимента — это были товары для зимы: ледянки, снежкоделы разных видов. А из-за того, что зима выдалась неудачной, пришлось диверсифицировать. Поэтому разработали линейку игрушек для лета.

В феврале этого года поехал в Нюрнберг на выставку игрушек, встретился с представителем компании Rainbow, специалисты, которые произвели Winx, владеют их лицензией, сделали новый мультфильм «44 котенка». Приобрел лицензию на то, чтобы наносить логотип «44 котенка» на свою продукцию. Мы обсудили срок лицензии. Оттуда возвращаюсь, и у нас наступает карантин. Подготавливали ассортимент, линейку игрушек, но продавать их, к сожалению, тоже не смогли так активно, как планировали.

— Как проходила пандемия для вас? Как вы перестроились в этой ситуации?

— Сейчас вспоминаю это с улыбкой. Но в прошлую зиму было очень тяжело. Около трех месяцев не мог выпускать товар по причине ограничений. Аппараты у нас довольно производительные. Способны изготавливать до 10 тыс. лопаток в сутки. Их нужно продавать. Соответственно, если мы будем производить их каждый день и не продавать, то склады будут забиты, сырье потрачено, людям необходимо выплачивать зарплату, потратятся энергоресурсы. На начальном этапе пандемии мне некуда было реализовывать товар. Тем не менее, надо было найти какой-то выход. Платил людям из собственных накоплений два месяца, потому что вообще никаких денег не поступало в компанию по причине отсутствия заказов. Учитывая то, что у нас работает большое количество девушек, предложил им начать шить маски. Оказалось, что многие достаточно хорошо могут справиться с такой задачей. Это взбодрило весь коллектив. Разослали коммерческое предложение по нашим клиентам, многие из которых согласились на поставку масок. Все деньги, которые получали, шли на зарплаты.

Следующий шаг — покупка лицензии. Менеджеры моей компании предложили продавать лицензию и сделать акцент на летний сезон. Сначала тоже было сложно, потому что мультфильм «44 котенка» только вышел в этом году в российском прокате на «Карусели». Было затруднительно продавать этот товар, но за двадцатилетний стаж работы с игрушками, появились партнеры, на которых можно опереться. Я для них был когда-то стратегическим партнером, когда еще выходил на этап собственного производства. А теперь для меня они стали стратегическими партнерами, так как могли реализовать то, что предлагаю.

— Какие изменения еще произошли в это время с компанией?

— Начал анализировать, как еще могу задействовать свое производство, так как мощности позволяют делать больше, чем мы можем. И нашел для себя нишу контрактного производства. Существуют компании, производящие бытовую технику. При ее сборке используется большое количество различных датчиков и деталей из пластика. Обычно такое производство закупает детали за границей, преимущественно в Китае. Предложил им разместить производство мелких запчастей у нас. Конечно, мы не можем разработать для них микросхему, но в силах сделать им держатель под микросхему.

В настоящее время наше производство разделилось уже на два направления — часть делает изделия для нас, а часть изготавливает под контрактное литье. Даем хорошие цены, потому что сами производим и продаем. Для компании контрактное литье — это еще один вид заработка или дополнительное снижение наших производственных затрат.

Людям приятно с нами работать, потому что мы стараемся выполнять все требования, а они получают на выходе качественный продукт. Работая с сетями на протяжении двадцати лет, мы стали очень дисциплинированные по срокам, и не имеем права подвести партнера. Это и был третий шаг, который помог пережить нам пандемию и выделить дополнительное направление бизнеса.

— Экономические потери, которые вы понесли во время пандемии, уже были восполнены? Или какое-то время для реабилитации еще нужно?

— На самом деле, чтобы вернуться на предыдущий уровень оборота, нужно пережить хотя бы еще одну зиму в нашем случае. Или еще одно лето, так как у нас появилась новая линейка летних продуктов. Сейчас не боюсь, если будет новый локдаун. Потому что знаю, что у нас появились новые направления, в которых мы можем двигаться дальше и параллельно.

На прежний уровень производственных оборотов мы еще не вернулись, но, во всяком случае, сотрудники чувствуют моральный подъем, что для меня очень важно. Предприняли необходимые меры по работе в условиях пандемии, у нас есть санитарные уголки. Радует то, что сотрудники осознанно подходят к этой ситуации.

— С какими трудностями сталкивается предприниматель Черноземья? Может быть, о конкуренции что-то можете сказать?

— Если рассуждать о Черноземье, то в моем случае затруднения в том, что климат стал более теплый, зима не такая холодная. Самая большая проблема у предпринимателей, по моему мнению, это отсутствие мотивации или некого коуча и партнера, который может мотивировать человека, находясь рядом. Масса людей, которые занимаются предпринимательством, не ставят себе долгосрочных целей. Но если этого не делать, то вы ни к чему не придете. Поэтому, думаю, основная сложность — это отсутствие верных целей, недоверие к партнерам и недооценка советов умудренных опытом людей.

Конкуренты присутствуют всегда. Конечно, раздражает, когда кто-то делает что-то лучше или продает дешевле, пытается как-то вмешаться в бизнес. Сопротивляться им — это и есть выход на новый уровень. Самая большая ценность предпринимателя в том, чтобы преодолеть все сложности и сделать новый шаг, выйти на новый путь.

— Как возникла идея создания «Закрытого клуба предпринимателей»?

— Слово «закрытый» нужно было именно для того, чтобы люди обратили внимание. Идея создания клуба принадлежит Жанне Хайрединовой. Основная цель — объединить предпринимателей для того, чтобы люди могли помогать и поддерживать друг друга. От идеи до создания клуба в том виде, который есть сейчас, было четыре неудачных попытки. В определенный момент так совпало, что объединились 10 человек, которые загорелись этой идеей и попытались этот клуб развить. Я был в их числе. Оптимально количеством было объединить вместе 300 предпринимателей. Почему 300? Потому что для Липецкой области это именно то количество, которое закрывает потребности во всех сферах деятельности и социальных направлениях. Это сравнимо с «правилом пяти рукопожатий».

Члены сообщества абсолютно разные по социальному статусу, никто в клубе не оценивает человека с точки зрения масштаба бизнеса. Есть начинающие предприниматели и те, у кого уже многомиллионные обороты. Человек, который достиг высот, может не замечать каких-то вещей, которые примечают начинающие предприниматели. Когда происходит общение этих людей, то человек с опытом что-то берет от новичка — энергию, креатив, свежий взгляд. А человек, который только начинает бизнес, как губка впитывает мощь и опыт своего собеседника. Важно то, что каждый человек в клубе может привнести свою инициативу в развитие клуба.

— Как клуб взаимодействует с органами власти, и какая поддержка оказывается членам клуба?

— Мы очень полезны друг для друга. Нам крайне интересно общение с администрацией. Мы для них некий срез предпринимателей, в котором присутствуют представители разнопланового бизнеса. Во время наших частых встреч мвидим, какие действия предпринимает власть для того, чтобы помочь предпринимательству и развитию бизнеса, замечаем их поддержку. А администрация видит обратную связь и понимает, правильно ли они действуют. Как таковых преференций у нас никаких нет. Главное преимущество клуба — это мы друг для друга.

— Какие планы на 2021 год?

— В следующем году важно сохранить позитивный настрой. Ждем окончания пандемии, чтобы мы могли беспрепятственно общаться не только в нашем городе и в масках, но и путешествовать, встречаться с разными людьми, делиться опытом, потому что это ведет к развитию.

Инструменты Дмитрий Рит: «Мы воспользовались всеми видами поддержки»
Материалы выпуска
Рыночный расклад Олеся Тетерина: «Почти треть россиян хотят стать предпринимателями»
Решения Владислав Епанчинцев: «2021 год — время меняться»
Решения Анатолий Гольцов: «К инвестору нужно относится с уважением и любовью»
Решения Сергей Корчевников: «Главное — не терять связь с предпринимателями»
Решения Сергей Курбатов: «На поддержку МСП в пандемию выделено более 3 млрд руб.»
Инструменты Игорь Капичников: «Мы формируем культуру потребления свежей рыбы»
Инструменты Владимир Орехов: «Пандемия помогла нам развить новое направление»
Инструменты Дмитрий Рит: «Мы воспользовались всеми видами поддержки»
Инструменты Артем Звягин: «Мы не почувствовали особого ущерба из-за пандемии»
Компетенция Анна Штырлина: «Репутация – это то, что нужно спасать в первую очередь!»
Компетенция Андрей Андреев: «Пандемия сыграла нам на руку»
Инструменты Олег Николаенко: «У нас будет меняться финансовая модель»
Компетенция Татьяна Шкред: «Наши бизнесмены — творческие и креативные люди»
Инструменты Оксана Эсаулова: «В год мы должны заработать 40 миллионов»
Инструменты Алина Абрамович: «Мы сделали упор на бизнес-аудиторию»
Содержание
Закрыть