— Издательский дом «Липецкая газета» — один из самых крупных в Черноземье. Это семь СМИ, из которых пять — печатные. Но есть устоявшееся мнение, что печатные СМИ постепенно уходят в прошлое. Что думаете по этому поводу?
— Коронавирус показал то, от чего люди могут отказаться и от чего не готовы даже в кризис. Прежде всего, это наши привычки. Люди, которые читали газеты, продолжают их читать. Другой вопрос, что сейчас гораздо сложнее стало покупать, подписываться на этот продукт. Люди зрелого возраста – а это наше ядро – боятся ходить по магазинам, на почту и в киоски прессы. Конечно, тиражи упали у всех. Это реальность. Но важно отметить, что дело не в отсутствии спроса на сам продукт, а в том, что произошла встряска в укладе жизни наших читателей. Можно сказать, что газеты сейчас конкурируют не с онлайн-медиа, а с обстоятельствами. Казалось бы, жизнь подталкивает читателей идти в онлайн, но они туда не бегут. Не знаю еще ни одного кейса, когда бы у одного сайта резко возросла аудитория в сегменте 55–60 и более лет. А это миллионы людей в нашей стране. Люди не бросили читать газеты. Поэтому для нас, газетчиков, важно делать такие издания, с которыми читатели останутся в привычно теплых отношениях на много лет. И это не утопия. Глубоко убеждена, что это реально, потому что наша аудитория самая преданная и вовлеченная. Наверняка многие онлайн-медиа в тайне только мечтают об этом.
— Несмотря на достаточно тяжелую обстановку, вы выпустили новый журнал — «ЛИЦА». Это достаточно специфический продукт. Сложно предугадать, насколько он мог оказаться востребованным в таких условиях, но, тем не менее, вы сделали это. Расскажите подробнее об этом проекте.
— «ЛИЦА» будут развиваться. К этому есть все предпосылки. Проекту год, и мы понимаем, что выбрали очень удачную концепцию глянцевого издания с конкретной миссией. Пишем о людях с историей преодоления, о талантливых липчанах, которые меняют мир вокруг. То есть пишем о тех, о ком обычно глянец не рассказывает. У нас сложилось стереотипное представление об успехе. Считается, что успех — это только бизнес, исключительно люди в галстуках. А мы захотели делать героями глянца людей совершенно иных, которые занимаются другой деятельностью, но общество благодаря им меняется в лучшую сторону. И это нашло отклик не только у читателей. Вокруг нас сложился пул рекламодателей, разделяющих эти ценности. Они понимают, что в этом контенте им уютно, комфортно и полезно. Никаких дополнительных дотаций и инвестиций на этот проект мы, кстати, не получали. В 2019 году провели большую реорганизацию, что позволило высвободить свои же ресурсы, которые мы и направили на новый проект. С нового года намерены удвоить тираж. Сейчас он две тысячи экземпляров, а хотим, чтобы было минимум четыре тысячи.
— Планируете ли вообще уйти от использования бюджетных средств?
— Давайте откровенно. Медиа, которые существуют вообще без госконтрактов и бюджетных средств, — единицы во всем мире. Делать качественное СМИ — дорого, платить достойные зарплаты дорого. И в этом смысле дотации и господдержка СМИ есть во всех странах. Не вижу ничего зазорного в том, чтобы быть медиахолдингом с бюджетным участием. Намеренно говорю с участием, потому что выделяемые учредителем средства идут на белые зарплаты, налоги и отчисления. А 30% своих затрат мы должны покрывать за счет собственной коммерческой деятельности. В год мы должны заработать порядка 40 миллионов рублей. И это немаленькая сумма для СМИ. И как любая бизнес-компания мы выстраиваем такие процессы, которые позволят нам заработать эти деньги и найти внутренние резервы, чтобы быть готовыми к любым изменениям.
— На чем вы зарабатываете?
— Наши основные источники доходов — реклама, подписка, объявления и коммерческая печать. В 2020 году, конечно, всем объективно было сложно, но можно, если становится структурой, готовой оказывать клиентам услуги в одном окне, — и тексты писать, и ролики снимать, и баннеры разрабатывать. Такой опыт у нас уже есть. Мы продаем пакетные размещения в печатных и онлайн-медиа. В этом году поняли, что ушло время официальных прайсов. Нужно работать с любыми бюджетами и предоставлять рекламодателям разные формы размещения с любыми деньгами. Мы уверены, что роль СМИ не в том, чтобы просто сообщать, что происходит здесь и сейчас, но и поддерживать культурное наследие и какие-то ценности в нашем обществе.
— Есть ли опасения, что в 2021 году станет меньше возможностей, в том числе из-за уменьшения финансирования? И вообще, каким планируется этот год для ваших изданий?
— Прежде всего, у нас в планах повысить качество печати и контента нашей газеты. Объективно есть проблемы с качеством печати, оборудование изношено, и нужно принимать решения, которые могут изменить ситуацию. Обдумываем разные сценарии. Считаем, что контент еще несовершенен и есть над чем работать. Меняем внутренние процессы в редакции, проводим мастер-классы для журналистов, делаем аудит, добавляем инфографику, меняем дизайн, закупили для дизайнеров технику. Однозначно будем менять структуру и дизайн нашего сайта LipetskMedia. Много лет он существует в нынешнем виде, и это уже не всегда удобно для читателей. Будем развивать малотиражную полиграфию, то есть более индивидуально точечно работать с компаниями. Большие тиражи все-таки уходят, потому что сейчас не та ситуация у компаний.