— 2020 год для предпринимательства был сложнее всех остальных. В чем вы видите разницу между осенним и весенним периодами распространения инфекции в Белгородской области?
— Разница видна хорошо, потому что осенью не было такого локдауна как весной, бизнесы работают. За последние несколько месяцев мы привыкли носить маски и отходить друг от друга на полтора метра. Сложности сохраняются, но первый шок прошел. Весной был вал обращений, связанных с поддержкой, например, мы не смогли решить ОКВЭД 47.8, к которому относится торговля нестационарных объектов. Но большинство обращений мы все-таки решали. Помогали с поддержкой выплат в размере МРОТа, хорошо сработала мера от 2% кредит на зарплату, который при сохранении численности штата можно не возвращать. Плотно работали с Центробанком, департаментом экономического развития, которые следили за доведением средств до населения, даже если их еще не одобрили скоринговые банковские системы.
— Зачем обращались предприниматели?
— Не понимали поначалу, кому можно работать, а кому — нельзя. Например, закрылась торговля на ярмарках, и сельские предприниматели, люди пенсионного возраста, остались без работы. Проблемой федерального уровня, которая отразилась у нас, стала выплата безработным: если ты наемный рабочий — это 12 тыс. рублей, а если свое ИП — то всего лишь около 1,5 тыс. рублей.
— Как вы объясните тот факт, что осенью предпринимателям практически не оказывали государственной поддержки?
— Первую и вторую волну коронавируса сравнивать не очень правильно. Первый раз реакция была эмоциональной, теперь общество адаптировалось. Не закрывается торговля, общественное питание, все продолжают работать. Да, покупательная способность упала у населения, но ситуация в апреле была еще хуже.
— Как вы помогали бизнес-сообществу во время пандемии?
— Потери понесли туристический сектор, общепит, розница, ярмарочная торговля. Я сам являюсь предпринимателем, порядка 700 клиентов мы обслуживаем по 1С: за период с марта по октябрь закрылось всего 16 субъектов МСП, и 25 с нами отказались работать из-за сокращения расходов. Наша компания стала барометром малого бизнеса. К сентябрю область все равно потеряла почти 3 тыс. субъектов МСП.
— Когда предприниматели в регионе выйдут на довокидный уровень?
— Количество субъектов МСП с апреля по июнь даже выросло. Вряд ли будет легче в 2021 году. Вернуться к докризисному состоянию не получится. Умеренный оптимизм внушает вакцинация, надеемся, вирус пойдет на спад.
— Как повлияет смена губернатора на экономику, на ваш взгляд?
— Любая система обладает инерцией, у нас экономика сильная и крепкая. Прямо сейчас никаких изменений мы не почувствуем и не должны. Врио губернатора Вячеслав Гладков с большим уважением относится к тому, что было сделано. Поэтому, не думаю, что произойдут кардинальные изменения. Надеюсь, экономический успех региона будет приумножаться и развиваться дальше.
— Какие прогнозы дадите на 2021 год?
— 2020 год был годом естественного отбора. Важно, что в 2021 год входят компании, которые гибко и мобильно научились меняться, это связано не только с потрясением пандемией. Бизнес состоит из изменений. Многие предприниматели не хотят, чтобы мир вокруг них менялся. Поэтому адаптивность — важный критерий для компаний. Алексей Баранов, как представитель общепита, не сидел, сложа руки: они занимались доставкой, продумывали стратегии, и в итоге открылись. Аналогичному примеру последовал другой известный местный ритейлер. Компании за время карантина изменились внутри, провели реструктуризацию, которую раньше откладывали из-за большого количества текущих дел. Предприниматель — это человек, который всегда идет вперед, даже если видит, что все вокруг плохо. Его трудности не демотивируют, а наоборот, подстегивают искать новые решения.