Решения , Черноземье ,  
0 

Сергей Корчевников: «Главное — не терять связь с предпринимателями»

Реклама:
Сергей Корчевников (Фото: РБК Черноземье)
Сергей Корчевников (Фото: РБК Черноземье)
Руководитель департамента предпринимательства и торговли Воронежской области — о преимуществах региона, будущем туризма, мерах поддержки предпринимателей и вводимой самозанятости

— Насколько сложно вести свой бизнес в Черноземье?

— Мы пережили тяжелый год. Оцениваю обстановку в нашем регионе как благоприятную. Климатические условия Воронежской области позволяют успешно развивать сельскохозяйственный сектор. Наверное, половина производства области относится к данному сегменту, ведь наш знаменитый чернозем — это эталон. Второй удачный фактор — удобное логистическое расположение. Действительно, мы находимся недалеко от Москвы, рядом Поволжье, Южный край. То есть, это развитые регионы центральной части России. Как правило, для развития промышленности нужны межрегиональные связи, которые у нас имеются. Также в Воронежской области присутствуют различные виды транспорта. Надеюсь, что в скором времени будет развиваться речной транспорт.

Сергей Корчевников: «Главное — не терять связь с предпринимателями»

Также важен бизнес-климат, который создаем мы и правительство области. Считаю, что наше сообщество работает в полном согласии. Мы находим новые пути, откликаемся на вызовы современности. Создаем благоприятные условия с помощью принятия определенных нормативно-правовых актов, которые позволяют получать бизнесу некие превенции.

— Какие изменения произошли в секторе МСП в связи с пандемией коронавируса?

— Вспоминаю весну, когда изменения резко ворвались в наши жизни. Мы столкнулись с такими обстоятельствами впервые и не понимали, как поступить в том или ином случае. Хорошо, что все решения принимались коллегиально. Ведь МСП — это более 80 тысяч субъектов и более 300 тысяч занятых. Мы мгновенно откликнулись на эту ситуацию. «Мой бизнес» обрабатывал и принимал до 500 обращений в сутки. Мы должны были сами соблюдать антиковидные меры, конечно же, это затрагивало и департамент, и «Мой бизнес», и всех сотрудников. Мы ни на один день не закрывали эти структурные подразделения и работали без выходных.

Очень благодарны коллегам — представителям налоговых инспекций, Роспотребнадзора. Мы даже привлекали профессиональных психологов, потому что некоторые предприниматели находились в паническом состоянии. Очень важно было на этом этапе вселить в людей некую уверенность и дать четкий регламент действий в зависимости от видов деятельности. Также разбирались во всех мерах поддержки для малого и среднего бизнеса, в списке пострадавших отраслей, который постоянно пополнялся, в различных инструкциях. Иногда приходилось в ручном режиме сопровождать конкретного предпринимателя.

При этом постоянно мониторили ситуацию. Показателен был апрель. Заметили уменьшение количества работающих. Как раз здесь возникли большие переживания, потому что основная задача — сохранить рабочую силу. Именно поэтому множество мер поддержки были направлены на то, чтобы людей не увольняли, чтобы выплачивалась какая-то минимальная заработная плата, ожидая улучшения ситуации. С конца мая и летом отрицательная динамика приостановилась, и пошел слабенький, но восходящий поток. Я человек, мыслящий позитивно, но также трезво понимаю, что существует некий отложенный эффект, ведь многие виды поддержки помогли лишь временно, но они не решили проблемы предпринимателей. То есть, час расплаты наступает, те же долги по кредитам, по налогам, там, где не освободили целиком. Мы замечаем, что нет того уровня потребления, который был до пандемии. Поэтому, наверное, определенные проблемы еще впереди. Сегодня важно не останавливать процесс поддержки и создания тех условий, которые будут способствовать развитию бизнеса в регионе в будущем.

— Какие меры поддержки оказывало государство, и как велась работа с предпринимательством? И есть такой нюанс — многие предприниматели отмечают, что в первую волну меры поддержки были, а во вторую волну — нет. Действительно ли это так?

— Чтобы не перечислять десятки региональных и федеральных мер поддержки, выделим основные компоненты. Основная задача состояла в сохранении коллективов, поэтому выдавались некие субсидии. Мы шли на уменьшение налогов нашего регионального значения, для этого была создана целая программа, в которую вошли десятки пунктов. В свою очередь, мы, как департамент, отвечающий за сектор МСП, большую работу провели с департаментом экономического развития. Получена дополнительная капитализация микрофинансовых организаций — на это направленно 144 млн рублей. Отдельным условием стало понижение средневзвешенной ставки. То есть, мы выдавали микрокредиты по ставке 4,25%. Также рассматривали заявки по ранее выданным кредитам и с предпринимателями решали вопрос об отсрочке. К нам поступило 105 заявок, и абсолютно все были удовлетворены. Но мы не ушли в минус, а сохранили все эффективные показатели. Надеюсь, что смогли помочь многим предпринимателям.

По перечислению налогов, конечно, идет просадка, она была спрогнозирована, потому что были же уступки и отсрочки для предпринимательского сообщества. Но это не настолько трагично, как можно было предположить весной. Хочется сказать, что помимо антиковидных мер, смотрим в будущее и думаем о других проектах. Например, считаю, что очень полезна программа, которая утверждена губернатором по поддержке трех видов деятельности — производство, коммерческий спорт и дополнительное образование. Сейчас собрали и проанализировали все меры поддержки, благодаря чему рождаются новые проекты. Уникальной мерой стало предоставление земельного участка без конкурсных процедур. Ведь для старта любого дела нужны либо помещение, либо земельный участок. Предварительно мы изучаем проект, финансовую модель, для этого была создана специальная комиссия. Предоставив предпринимателю под определенный вид деятельности участок, получаем гарантию того, что бизнес появится.

Что касается второй волны, то, на мой взгляд, здесь присутствует некий психологический аспект. Весной почти каждую неделю выступали первые лица государства и говорили о чем-то новом, и мы на уровне региона не сидели просто так, было много идей, которые находили свою практическую реализацию. А сегодня речь идет в основном о пролонгации. Поэтому создается впечатление, что ничего хорошего не происходит. Но я не зря говорю о том, что важно не только спасение, но нужно смотреть в будущее, чтобы была возможность начинать бизнес с нуля или его масштабировать.

Приведу простой пример. К нам обратились предприниматели из сферы туризма, за которую тоже отвечаем мы, и попросили финансовую помощь. Мы обсуждали это с губернатором. Конечно, можно было залезть в наш бюджет, который и так пострадал на миллиардные суммы. Но возникает вопрос, в чем эффективность этой меры? Если не произойдет ничего нового, то есть, если сфера туризма не поднимется, то и предприниматель прекратит свою деятельность. Поэтому предложили меры, которые поддержали бы именно туризм и помогли создать условия для посещения нашей области иногородних и зарубежных гостей.

— Сможет ли сфера туризма восстановить потери в бюджете?

— Считаю, что сфера туризма может самостоятельно претендовать на отдельный сектор экономики, который будет обеспечивать свою статью дохода для бюджета. Но мы должны понимать, что многие города и страны живут исключительно за счет сферы туризма. Хорошим примером служит традиционное направление по «Золотому кольцу». Это исторически созданные точки притяжения. Но наш регион тоже имеет множество преимуществ. Просто, на мой взгляд, мы этим никогда серьезно не занимались. Во-первых, у нас благоприятный климат. Во-вторых, область удобно расположена логистически. Для туризма это очень важно. Рядом с нами столица, Санкт-Петербург, который, судя по статистике, является традиционным входящим потоком для Воронежа. До 40% посещаемых — это жители Питера. Недалеко находится Ростов — город миллионник. Также важна удобная трасса М4. Развиваются авиаперевозки. Мы уже знаем, что в 2023 году будет открываться новый терминал с возможностью увеличения потока с 800 тысяч до 1,5 млн человек, расширится полетная карта как по России, так и за границу.

Также важно отметить, что наш регион связан с важными историческими событиями. Не зря все признали, что колыбель российского флота — это Воронеж. Тем более, в 2022 году мы отмечаем 350-летие первого императора Петра I. Конечно, этим нужно пользоваться, в хорошем смысле этого слова. Еще один аспект — уникальные природные точки области. Например, Костенкам присвоен статус особо значимого объекта. Еще есть такой раздел, как промышленный туризм. Здесь особый интерес представляет наша Нововоронежская АЭС.

Развивая сферу туризма, мы будем познавать нашу Родину, поддерживать отечественных предпринимателей, перестанем вывозить огромное количество денег в другие страны. Ведь по статистике наши соотечественники вывозят за рубеж 40-45 млрд долларов.

На сферу туризма возлагаем большие надежды. Сегодня в производстве десятки проектов, в которые вложено от небольших миллионов до миллиардов. На мой взгляд, многие из них являются уникальными. Сейчас люди действительно искушенные, они побывали за границей, понимают, что такое хороший сервис, хотят все больше эмоций, поэтому мы тоже должны идти в ногу со временем, не отставать от других стран, чтобы все виды услуг предоставлять. На самом деле, государство, частные компании, госкорпорации вкладывают в развитие сферы огромные суммы. Недавно мы проводили рабочую встречу с руководителем ЮВЖД. И, я думаю, никто не будет возражать, если мы анонсируем наш новый совместный проект по созданию ретро-поезда. В России есть такой по направлению в Карелию, он пользуется огромной популярностью. Планируем детально проработать этот вопрос, даже станции будут иметь вид дореволюционного времени. Поезд будет следовать по маршруту Воронеж-Графская-Бор-Рамонь. В Рамони мы вообще создаем отдельный туристический кластер. Конечно, мы рассчитываем, что это будет интересно и жителям нашего региона, причем, не зависимо от возраста, и приезжим гостям.

— На какие сферы пришелся удар? Кто из предпринимателей пострадал?

— На мой взгляд, незаслуженно не включили в список пострадавших крупные торговые центры. Наверное, в представлении простого обывателя это огромный бизнес, где купаются в деньгах. На самом деле, это не так. Нужно понимать, чтобы построить торговый центр, нужны большие инвестиции, измеряемые в миллиардные суммы рублей. Как правило, часть этих денег привлеченная, то есть, имеются кредитные обязательства, также система налогообложения. Не стоит забывать, что в период даже жесткого карантина, в каждом торговом центре работал магазин продуктов питания, обеспечивая наших граждан товарами первой необходимости. Но вся остальная инфраструктура торгового центра была закрыта. То есть, прибыль управляющая компания не получала. Но для того, чтобы обеспечить деятельность всего одного магазина, нужно обеспечить работу всего организма — клининговые компании, охрана и многое другое. Предприниматели несли колоссальные расходы. При этом компенсации никакой нет. У нас существует две меры поддержки регионального и федерального уровней, но они рассчитаны на уступки по арендной плате со стороны торговых центров предпринимателям сегмента МСП, а со стороны региона — это уступка по налогу на имущество. Но это незначительные суммы, тем более, у этой меры множество фильтров, поэтому далеко не все могут ей воспользоваться.

Также сильно пострадала сфера развлечений. Рассмотрели множество обращений от предпринимателей. Например, наш океанариум, который известен практически на всю страну. Ведь жизнь каждого животного нужно поддерживать, это сложное обеспечение систем питания, вентиляции, индивидуального климата. Это же ни на один день нельзя остановить. Мы с вами на карантине сидим, а животные этого не понимают. А предприниматели несут огромные убытки, так как посетителей нет, соответственно прибыли тоже.

Не работают концертные площадки. Но они тоже требуют обеспечения и больших затрат. Такие сферы, конечно же, нужно поддерживать. Поэтому наш регион уже сегодня отличается по ограничительным мерам от других субъектов. Только четыре из них не запретили общепиту работать в ночное время. Также не было особых ограничений в работе предприятий в новогодние и праздничные дни. Конечно, мы просим наших предпринимателей соблюдать все меры предосторожности. К сожалению, не все это делают, что видно из наших постоянных рейдов. Но, тем не менее, мы осознанно пошли на эти риски, потому что понимаем, что, если прекратить работу этих сфер, то предпринимателям будет очень трудно.

— Как в регионе действует сфера самозанятости?

— В 2020 году регион вошел в состав тех субъектов, которые начали участвовать в этом проекте. Сейчас уже все субъекты Российской Федерации в этом участвуют. В 2019 году только четыре региона вводили самозанятость. И мы внимательно изучали их опыт, ездили туда, чтобы увидеть все изнутри.

Что же произошло... Показатель, который был рассчитан нами совместно с департаментом экономического развития, должен был достигать отметки в 19 тыс. 400 самозанятых за 2020 год. Сегодня мы уже превысили этот показатель, зарегистрировано более 20 тыс., 1,5 тыс. из которых являются индивидуальными предпринимателями. Существует еще такая ситуация, когда бизнес зарегистрирован в одном регионе, а деятельность осуществляется в другом. Так вот, 19 тыс. 800 человек не только зарегистрированы в Воронежской области, но и работают на этой территории. То есть, мы имеем уже внушительную аудиторию. Национальный проект по МСП будет значительно меняться в 2021 году. Отдельный раздел будет посвящен самозанятым и помощи им. «Мой бизнес» уже осуществляет большое количество мер поддержки для сектора МСП, и не только антиковидных. Сейчас пакет различным мер стал доступен и для самозанятых. Проще говоря, они приравнены к МСП.

Хочется отметить, что в конце 2020 года Минэкономразвития подводило итоги деятельности центров «Мой бизнес», и наш центр занял десятое место по всей России, а воронежская микрофинансовая организация вообще вышла на второе место. Работая совместно с Корпорацией МСП, наш регион выдал предпринимателям кредитов более чем на 12 млрд рублей, и это один из лучших результатов в России.

— Как вы прогнозируете для малого и среднего бизнеса 2021 год?

— Ожидаю уменьшения давления, связанного с коронавирусом, возобновления межрегиональных связей, потому что мы столкнулись с проблемой организации бизнес-миссий. Мы, конечно, успели провести несколько, они показали свою эффективность, но эта работа должна быть постоянной. Очень надеюсь, что в скором времени откроют границы, так как никто не снимал с повестки вопрос об экспорте продукции. Вспоминаю, что в декабре 2019 года мы проводили в Воронеже Первый международный экспортный форум, подводили итоги, радовались показателям, которые все время шли с положительной динамикой, а уже в 2020 году фиксируем падение валютной выручки. Несмотря на все трудности, работаем над тем, чтобы конкурировать с зарубежной продукцией и выходить на их рынки. Сейчас предприниматели перестраивают свою деятельность, используя электронные торговые площадки. Уже есть первые успехи и заключенные контракты. Планируем в этом сегменте наращивать масштабы.

— Какие главные задачи стоят перед департаментом в 2021 году?

— На мой взгляд, главное — не терять связь с предпринимателями, способствовать тому, чтобы все больше людей обращались к нам и доверяли. Совместно должны прорабатывать наше будущее, принимая правильные и своевременные решения. Также важно идти навстречу друг другу, решать вопросы, которые ставят перед департаментом предприниматели, и помогать нашим гражданам.

Материалы выпуска
Рыночный расклад Олеся Тетерина: «Почти треть россиян хотят стать предпринимателями»
Решения Владислав Епанчинцев: «2021 год — время меняться»
Решения Анатолий Гольцов: «К инвестору нужно относится с уважением и любовью»
Решения Сергей Корчевников: «Главное — не терять связь с предпринимателями»
Решения Сергей Курбатов: «На поддержку МСП в пандемию выделено более 3 млрд руб.»
Инструменты Игорь Капичников: «Мы формируем культуру потребления свежей рыбы»
Инструменты Владимир Орехов: «Пандемия помогла нам развить новое направление»
Инструменты Дмитрий Рит: «Мы воспользовались всеми видами поддержки»
Инструменты Артем Звягин: «Мы не почувствовали особого ущерба из-за пандемии»
Компетенция Анна Штырлина: «Репутация – это то, что нужно спасать в первую очередь!»
Компетенция Андрей Андреев: «Пандемия сыграла нам на руку»
Инструменты Олег Николаенко: «У нас будет меняться финансовая модель»
Компетенция Татьяна Шкред: «Наши бизнесмены — творческие и креативные люди»
Инструменты Оксана Эсаулова: «В год мы должны заработать 40 миллионов»
Инструменты Алина Абрамович: «Мы сделали упор на бизнес-аудиторию»
Содержание
Закрыть