Рыночный расклад , Черноземье ,  
0 
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

Олеся Тетерина: «Почти треть россиян хотят стать предпринимателями»

Партнёр статьи:
Олеся Тетерина (Фото: пресс-служба Минэкономразвития России)
Олеся Тетерина (Фото: пресс-служба Минэкономразвития России)
На начало декабря 2020 года в нашей стране работали 5,7 млн субъектов малого и среднего бизнеса

Заместитель директора департамента инвестиционной политики и развития предпринимательства Минэкономразвития России Олеся Тетерина — о настроениях в предпринимательской среде, мерах государственной поддержки и включенности малого и среднего бизнеса в решение глобальных экономических задач.

— По данным Счетной палаты, в первом полугодии этого года федеральный проект «Популяризация предпринимательства» национального проекта «Малое и среднее предпринимательство» стал самым исполняемым с точки зрения бюджета — 84,7%. Какие меры были реализованы, и как вы оцениваете их эффект?

— В 2020 году в рамках этого проекта мы провели ряд социологических исследований, параллельно реализуя региональные комплексные программы по вовлечению в предпринимательскую деятельность. Со структурой предлагаемых мероприятий наши коллеги в регионах ознакомились еще в 2019 году, поэтому в 2020-м удалось построить работу быстро, эффективно и в соответствии с ситуацией переформатировать ее в дистанционный формат — горячих линий, онлайн-консультаций, прямых трансляций.

По итогам этой работы на конец третьего квартала 2020 года количество физических лиц — участников федерального проекта, занятых в сфере МСП, увеличилось до 65 759 человек, количество вновь созданных субъектов МСП возросло до 23 665. Почти 200 тысяч человек прошли обучение основам ведения бизнеса, финансовой грамотности и иным навыкам предпринимательской деятельности, из них каждый восьмой принял решение о регистрации собственного бизнеса. Общее число вовлеченных в реализацию проекта в разной форме (тестирование, консультации, обучение, открытие бизнеса и т. д.) составило 777 349 человек. Наиболее результативные мероприятия будут включены в новый федеральный проект «Вовлечение», задача которого — системная работа с начинающими предпринимателями и желающими открыть свой бизнес.

Проводимые нами ежеквартальные опросы свидетельствуют о позитивных настроениях в предпринимательской среде. По итогам третьего квартала 2020 года, несмотря на экономические сложности, 29% россиян заявили о готовности попробовать себя в предпринимательстве, а 7% планировали сделать это в ближайшие три года. По сравнению с 2019 годом доля россиян, осведомленных о мерах господдержки предпринимателей, увеличилась на 4%, наиболее известными являются льготное кредитование (28%), налоговые послабления (19%) и выдача микрозаймов для МСП (18%).

— Какова структура МСП по видам деятельности?

— По данным единого реестра субъектов МСП, составляемого ФНС России, на 10 декабря 2020 года в нашей стране работали 5,7 млн субъектов малого и среднего предпринимательства. Более трети из них осуществляют свою деятельность в сфере торговли (35%), в сфере транспортировки и хранения заняты 10%, в строительстве — 9%, профессиональной, научной и технической деятельностью занимаются 8%.

— Какая инфраструктура поддержки МСП развивается наиболее активно?

— В 2019 году началась масштабная работа по созданию в регионах центров «Мой бизнес», которые стали по сути «единым окном» для полноценного доступа предпринимателей ко всем мерам государственной поддержки, и уже по итогам года плановые значения по охвату обратившихся в центры были превышены более чем в два раза. Учитывая эффективность и востребованность центров со стороны предпринимателей, к началу третьего квартала этого года они официально открылись уже во всех субъектах РФ, хотя первоначально их планировалось всего 40.

Весной стало понятно, что условия ведения предпринимательской деятельности сильно изменились, и нам придется адаптироваться и разрабатывать более актуальные форматы поддержки для бизнеса. Сейчас наиболее востребованными услугами для субъектов МСП являются: содействие в размещении на электронных торговых площадках и продвижении, консультации профильных экспертов, помощь в приведении продукции в соответствие с необходимыми требованиями (разрешительная документация, стандартизация, сертификация), проведение патентных исследований, предоставление на льготных условиях рабочих мест в частных коворкингах (на время пандемии были даны рекомендации оплачивать размещение субъектов МСП в коворкингах полностью), обучающие онлайн-мероприятия, в том числе для повышения квалификации сотрудников, и т.п.

За девять месяцев этого года центрами «Мой бизнес» в общей сложности предоставлено 436,9 тыс. услуг, более 207 тыс. субъектов МСП получили поддержку, по итогам которой 64,7 тысячи человек проявили заинтересованность в предпринимательской деятельности. Регионы получили и обработали более 938,4 тыс. обращений от представителей бизнеса, большая часть которых (64,76%) поступила на «горячие линии».

— Малый и средний бизнес оказался одним из самых пострадавших сегментов экономики из-за пандемии. Какие меры поддержки содействия были оказаны?

— Основной задачей в этот период стало сохранение занятости малых и средних предприятий, поэтому приоритет отдан мерам прямой безвозмездной государственной поддержки. Малые и средние компании пострадавших отраслей получили 90,4 млрд рублей субсидий на выплату зарплат из расчета 12 130 рублей на одного сотрудника в месяц и 11,6 млрд рублей — на проведение мероприятий по профилактике коронавируса (субсидии на СИЗ).
Второй приоритетной группой мер поддержки стала выдача беспроцентных кредитов и кредитов по ставке 2% с возможностью списания. За время реализации программы по ставке 0% заключено 39,5 тыс. кредитных соглашений на общую сумму 102,4 млрд рублей, общее число работников у заемщиков по этой программе составило 1,2 млн человек. По программе кредитования по ставке 2% с возможностью списания заключено 227,1 тыс. кредитных договоров на общую сумму 442,5 млрд рублей, число работников у заемщиков по этой программе — 5,4 млн человек.

Малый и средний бизнес получил также отсрочки по уплате налогов и страховых взносов почти на 127,9 млрд рублей. Полностью для всех ИП и МСП из пострадавших отраслей (1,75 млн) списаны налоги и страховые взносы за второй квартал текущего года почти на 86,7 млрд рублей. Для всех субъектов МСП в два раза — с 30% до 15% — уменьшили страховые взносы с заработных плат, превышающих один МРОТ. Эта постоянно действующая мера не просто помогла пережить сложный период, но и дала возможность бизнесу успешно развиваться дальше. Только в текущем году она поможет снизить нагрузку на МСП на 349 млрд рублей. Мы продлили доступ к получению субсидий для субъектов МСП, реализующих подакцизные товары. Для всех субъектов малого бизнеса в 2021 году будет продлен мораторий на проверки. Всем наиболее пострадавшим субъектам МСП из невосстановившихся отраслей экономики продлены отсрочки по уплате налогов за март и первый квартал 2020 года, а также страховых взносов за работников за март 2020 года (на сумму около 20 млрд рублей).

— Как вы оцениваете уровень правовых знаний в СМП? Какие форматы и каналы обучения наиболее востребованы у предпринимателей?

— В условиях ускоренного перехода в новую экономическую реальность у многих предпринимателей появился запрос на актуальные знания для сохранения и развития своего бизнеса. По данным совместного исследования Минэкономразвития и Аналитического центра НАФИ, около 66% ИП и собственников компаний считают, что им необходимо дополнительное бизнес-образование, и отмечают недостаток знаний в маркетинге, юриспруденции и финансовой грамотности. Тех, кто полагает, что обладает всеми необходимыми знаниями для эффективного управления бизнесом и его развития, вдвое меньше.

В 2019 году проанализировали рынок бизнес-образования и отобрали 244 программы из более чем 700 поступивших заявок, которые рекомендовали регионам. В нынешнем году с учетом изменений в структуре национального проекта еще раз вернемся к этой работе и оценим более 1600 программ.

— Какие образовательные мероприятия проводит ваше ведомство?

— В дополнение к оффлайн-работе центров «Мой бизнес» создали одноименный портал (мойбизнес.рф), на котором собрана вся актуальная информация о мерах господдержки, реализуемых мероприятиях, достижениях и новостях в сфере предпринимательства на федеральном и региональном уровне, что значительно упрощает работу предпринимателя с информационной средой. На портале представлены материалы о лучших региональных практиках поддержки бизнеса, бесплатных антикризисных вебинарах для инфраструктуры поддержки МСП в регионах, специальных партнерских (совместно с «Синергией», «Деловой средой», Росконгрессом и т.п.) вебинарах для предпринимателей из наиболее пострадавших отраслей экономики, а также полный список телефонов региональных и федеральных «горячих линий» для консультаций.

Одновременно с этим развиваем аккаунты «Мой бизнес» в социальных сетях (Instagram, ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Twitter, Telegram, Яндекс. Дзен, VC. RU), что позволило нам охватить 5,4 млн человек заинтересованной аудитории. Кроме того, сейчас в разработке у Минэкономразвития находится цифровая платформа, ориентированная на поддержку МСП и самозанятых граждан.

— Самозанятые — относительно новый вид предпринимательской активности. Сколько их в стране, в каких видах деятельности заняты? Какова стратегия государства в отношении этой категории?

— Эксперимент по введению специального налогового режима для самозанятых граждан — «Налог на профессиональный доход» — стартовал в начале 2019 года в четырех пилотных регионах: Москве, Московской и Калужской областях, Республике Татарстан, но ввиду своей успешности к сегодняшнему дню масштабирован во всех субъектах страны.

По состоянию на 1 декабря 2020 года в РФ зарегистрировано около 1,5 млн самозанятых, общий суммарный доход которых — более 209,4 млрд рублей, а сумма начисленного к уплате налога — более 4,6 млрд рублей. Наиболее популярные виды деятельности среди самозанятых граждан — такси и перевозка грузов, ремонт и строительство, маркетинг и реклама, репетиторство, услуги в сфере красоты, IT-сфера.

Важно, что самозанятые уплачивают налог только при наличии дохода. В качестве мотивации при регистрации им предоставляется налоговый капитал в размере 10 000 рублей для оплаты будущих налогов (в период пандемии капитал был увеличен на 12 130 рублей для уплаты налогов в период с 1 июля по 31 декабря 2020 года). В рамках господдержки самозанятым также вернули сумму налога, уплаченную в 2019 году по состоянию на 30 апреля 2020 года.

На самозанятых в 2020 году были распространены преференции, ранее доступные только для субъектов МСП. Уже сегодня можно обратиться в центры «Мой бизнес» за консультацией по вопросам открытия и ведения собственного дела, принять участие в обучающих программах, семинарах, конференциях, форумах и круглых столах. Самозанятым гражданам доступны инструменты льготного финансирования: получение в государственных МФО микрозайма до 1 млн рублей на срок до 3 лет под 4,25% (по ключевой ставке Банка России) или ниже, получение поручительства в РГО в случае отсутствия залогового обеспечения, а также льготное размещение в коворкингах, а в некоторых центрах «Мой бизнес» на первоначальном этапе — абсолютно бесплатное. Инфраструктура поддержки МСП предоставляет самозанятым услуги по популяризации их продукции (разработка и продвижение сайта, элементов фирменного стиля, создание видеороликов, продвижение контекстной рекламы), помогает в размещении на электронных площадках (тендерное сопровождение, размещение на Avito, Wildberries, «Беру», Ozon и т.д.) и оказывает маркетинговое сопровождение.

Для системной работы с этой категорией предпринимателей в рамках новой структуры национального проекта создан федеральный проект «Поддержка самозанятых». Его основная задача — создать такие условия, чтобы ведение предпринимательской деятельности в легальном правовом поле было выгоднее, чем в теневом секторе. Чтобы синхронизировать эту работу во всех регионах, мы совместно с ФНС России разрабатываем методические рекомендации и утилитарные материалы, которые помогут выстроить работу по привлечению самозанятых граждан и их дальнейшему развитию в субъекты МСП.

— Насколько МСП встроено в решение глобальных приоритетных задач российской экономики, например, развитие экспорта? Какие виды поддержки на этом направлении они могут получить?

— Минэкономразвития предоставляет федеральные субсидии бюджетам субъектов РФ для создания и развития региональных центров поддержки экспорта. В 2019 году эти меры позволили на 8% увеличить долю сектора МСП в общем объеме несырьевого экспорта по сравнению с 2018 годом. Суммарный вклад сектора МСП составил 17,2% (или 38,6 млрд долларов США).

В 2020 году увеличилось количество регионов, вовлеченных в развитие экспорта МСП, созданы и функционируют 82 центра поддержки экспорта. Общий объем субсидий из федерального бюджета на создание и развитие таких центров в уходящем году составил порядка 3,5 млрд рублей.

Одним из наиболее эффективных способов выхода субъектов МСП на иностранные рынки стало продвижение российской продукции через международные маркетплейсы (Amazon, eBay, Etsy, Jet, Bigcommerce). В России выросло поколение предпринимателей, готовых этим воспользоваться, и мы ориентируем региональные ЦПЭ на активное взаимодействие с электронными торговыми площадками для содействия в размещении на них субъектов МСП. Итогом этой работы за первое полугодие 2020 года стало размещение на ЭТП более 530 субъектов МСП, заключивших экспортные контракты на сумму более 9 млн долларов США.

Могу заверить, что работа по модернизации механизмов поддержки экспорта субъектов МСП при содействии ЦПЭ продолжится. В 2021 году объемы финансирования ЦПЭ для оказания услуг субъектам МСП сохранятся на уровне 2020 года, что позволит поддержать к 2024 году более 12 тысяч субъектов малого предпринимательства, заключивших экспортные контракты в объеме 5,5 млрд долларов США. При этом деятельность ЦПЭ получит новые KPI: начиная с 2021 года, размер их федеральной поддержки будет зависеть от объема поддержанного ЦПЭ экспорта субъектов МСП на один рубль предоставленной субсидии. Кроме того, субъекты МСП в рамках работы с ЦПЭ смогут получать комплексные услуги по сопровождению экспортного контракта, поиску иностранного покупателя и обеспечению доступа к структуре спроса импортеров, содействие в участии в международных и межрегиональных бизнес-миссиях, выставочно-ярмарочных мероприятиях на территории России и за рубежом. Мы рассчитываем, что все эти меры помогут существенно нарастить объемы российского несырьевого экспорта и позволят сформировать широкий слой конкурентоспособных компаний-экспортеров из среды МСП.
 

Материалы выпуска
Рыночный расклад Олеся Тетерина: «Почти треть россиян хотят стать предпринимателями»
Решения Владислав Епанчинцев: «2021 год — время меняться»
Решения Анатолий Гольцов: «К инвестору нужно относится с уважением и любовью»
Решения Сергей Корчевников: «Главное — не терять связь с предпринимателями»
Решения Сергей Курбатов: «На поддержку МСП в пандемию выделено более 3 млрд руб.»
Инструменты Игорь Капичников: «Мы формируем культуру потребления свежей рыбы»
Инструменты Владимир Орехов: «Пандемия помогла нам развить новое направление»
Инструменты Дмитрий Рит: «Мы воспользовались всеми видами поддержки»
Инструменты Артем Звягин: «Мы не почувствовали особого ущерба из-за пандемии»
Компетенция Анна Штырлина: «Репутация – это то, что нужно спасать в первую очередь!»
Компетенция Андрей Андреев: «Пандемия сыграла нам на руку»
Инструменты Олег Николаенко: «У нас будет меняться финансовая модель»
Компетенция Татьяна Шкред: «Наши бизнесмены — творческие и креативные люди»
Инструменты Оксана Эсаулова: «В год мы должны заработать 40 миллионов»
Инструменты Алина Абрамович: «Мы сделали упор на бизнес-аудиторию»
Содержание
Закрыть