— ТПП Липецка держит свои позиции в числе лучших палат России на протяжении нескольких лет. Расскажите, как не потерять свой статус ввиду пандемии коронавируса и нестабильного из-за нее рынка?
— Пандемия ударила по всей рыночной системе и экономике в целом. Система ТПП — это не только Липецк, Воронеж, это общая мировая система. И когда случилась эта беда, мы со многими ТПП стали обмениваться опытом, мнениями ввиду товарищеских и партнерских отношений. Но я должен отметить, что мы держали этот удар. Нужно быть всегда готовым к рискам, которые могут обернуться такими серьезными и долгосрочными элементами.
Не хочу петь дифирамбы, но вижу, что правительство и президент РФ были готовы к такому удару. Они были полностью сосредоточены на решении проблемы такого масштаба. Это подтверждают и постановления, и рекомендации, и ручное управление правительства, обратная и прямая связь. Мы видели, как открыто работали губернаторы и региональные правительства. Были не только услышаны, но и реализованы те программы, которые дали возможность выдержать этот удар. Я хочу, чтобы те регионы, которые были готовы к механизму государственного частного партнерства до пандемии, как у нас в Липецкой области, ощутили на себе последствия пандемии в меньшей степени. У нас в регионе уровень государственной поддержки был беспрецедентным благодаря тому, что несколько лет назад мы создали Центр поддержки экспорта. Еще тогда совместно с губернатором Игорем Артамоновым прорабатывали и находили решения тех болевых точек, которые бизнесмены ощутили на себе только сейчас, во время пандемии.
В Липецкой области за 2020 год увеличено количество предприятий, количество экспортных контрактов, поддержка инженерного центра, который вошел в пятерку лучших центров по стране. Велась серьезная работа с центром поддержки предпринимателей. Все регионы действовали по одному сценарию, но главным в этот период было работать, вовремя услышать людей и действовать, решить эти стихийные проблемы в рамках своей компетенции.
Еще один важный момент — с апреля, когда был самый разгар пандемии, мы организовали горячую линию. Работники центра «Мой бизнес» и ТПП работали практически круглосуточно и приняли свыше 10 тысяч звонков за весь период.
— Экономика как региона, так и всей страны переживает сложный период. Как от этого зависело привлечение инвестиций в регион?
— Могу сказать точно, что инвестиции идут. Пандемия не стала преградой привлечения денежных средств в область. Но в этом опять же заслуга долгой работы и правильных решений со стороны регионального управления. Мы создали необходимые условия для инвесторов. Например, есть один любопытный факт: в Липецкой области в 2000 году появился закон о промышленной политике, он был первым в РФ. На федеральном уровне подобный закон приняли через 14 лет. Еще тогда мы начали создавать те условия для помощи инвесторам в создании инфраструктуры. К инвестору нужно относится с уважением и любовью. Только тогда он вложит свои деньги.
— Липецкая область наладила тесное сотрудничество с Италией. Расскажите, сколько итальянские резиденты инвестировали в регион в этом году? Какие крупные контракты планируете подписать в следующем году?
— Мы любим итальянцев как наших инвесторов, а итальянцы любят нас. Мы пользуемся полезной инфраструктурой в виде ОЭЗ и определенных преференций. Но главное заключается не столько в создании элементов помощи организации производственного процесса, сколько помощи налаживания рынка сбыта. С помощью системы торгово-промышленной палаты показываем многим регионам, что пришел российский производитель с элементом собственности иностранного капитала.
Итальянцы в нашей системе — особый элемент. При создании особой экономической зоны, мы использовали опыт индустриальных зон Италии, благодаря чему не совершили тех ошибок, которых, казалось бы, никак не избежать. Италия создала нам кластер, например, компания по производству бытовой техники, где работает пять тысяч человек, а на ее обслуживание требуется 15 тысяч рабочих мест. Мы хотим, чтобы такие кластеры создавались, которые своим развитием дают развитие другим предприятиям.
Сегодня с нами активно работает Витторио Торрембини — почетный консул и руководитель многих проектов, которые пришли в Липецкую область. Активное вовлечение итальянцев продолжается. Сегодня обозначилась фирма по производству деревянных конструкций и переработке древесины, готова к сотрудничеству мощная компания по производству радиаторов для бытовых служб.
Наше региональное законодательство по привлечению инвестиций совершенствуется и это позволяет инвестору принять выгодное решение об инвестициях. Это дает развитие нашему региону, а фундаментом развития любого региона является развитие промышленности. В Липецком регионе самая низкая безработица в России, а наш уровень заработной платы помогает сохранить промышленный потенциал.
— С какими еще странами и регионами хотелось бы наладить сотрудничество?
— В рыночной экономике нет границ. Мы ведем переговоры с Европой даже в период санкций. Санкции – это политическое хулиганство над экономикой. Мы видели, сколько потеряли наши партнеры в Германии на отсутствии поставок мясной продукции, видели, как в Польше потеряли на яблочной продукции, а Италия потеряла на прекрасном сыре. Это ведь не игрушки. Со всеми инвесторами, которые хотели работать с нами, но сделали паузу из-за коронавируса, у нас идет обмен мнениями. А заключается он в обмене информацией о той жизни, которая у нас протекает, о тех возможностях, которые она дает. Сейчас появляются хорошие инвесторы из Арабского мира.
Если четыре года назад, без программы поддержки экспорта, у нас было всего три-четыре предприятия малого и среднего бизнеса, работающих с зарубежными странами, то сейчас мы сотрудничаем с 38 странами. Они видят, что сбыт иностранной продукции – хорошая возможность, так как при получении статуса российского производителя эта продукция может прийти с уменьшенной себестоимостью и развивать российский рынок.
Активно заинтересованы нами инвесторы стран СНГ: Беларусь, Казахстан, Узбекистан. Наше правительство способствует этому, политика невмешательства правоохранительных структур в период пандемии — очень помогает акклиматизироваться новичкам. Сегодня как никогда бизнес создает свою репутацию. Но торгово-промышленная палата ведет свой учет и свое расследование над «паршивыми овцами», а именно — контрафакту, подделкам и неуплате налогов.
— Расскажите про работу центра «Мой бизнес» и о ваших совместных проектах.
— Министерство экономического развития нашло механизм создания этих центров. Раньше каждый регион по-своему поддерживал малый и средний бизнес, а теперь данная программа обозначила матрицу: финансирование идет на 95% из федерального бюджета, а на 5% из областного. Теперь есть специализированные центры, которые полностью занимаются этой поддержкой. В начале февраля мы будем создавать такой же центр в Ельце. Также будет открыт центр молодежного творчества.
Теперь мы видим, что нужно идти не к чиновникам, а напрямую в специализированную инстанцию. Мы создали эти центры с помощью торгово-промышленной палаты и администрации в лице экономического правительства Липецкой области. Это эффективно. Хочу, чтобы все использовали нашу систему, внедряли ее и модернизировали. Например, мы за основу брали систему Воронежской области и улучшали ее. Этот процесс продолжается, и мы одни из лучших в государственно-частном партнерстве. У иностранцев так принято уже давно, а у нас только начинается.
— Как происходит сотрудничество с местными органами власти? Какие важные решения в этом году вы приняли совместно?
— Федеральный центр сделал оценку регулирующего воздействия среди регионов, а это значит, что регионы выпускают законодательство через депутатов, а потом бизнес оценивает власть. Мы вошли в пятерку регионов РФ, которые оценивают власть на оценку «отлично». Потому что они нас слышат. Проект «Бизнес барометр коррупции» делал мониторинг наших проблем. В экономике нужно жить по медицинским законам: умирает тот, кто скрывает свою болезнь. Скрывать нельзя, коррупция – это когда с помощью законодательства идет удар по экономике, который ей препятствует. Бывает мешает конкретное лицо или условия. Элемент антимонопольного законодательства у нас работает на положительный аспект. У нас не бывает равнодушия. Вся наша экономика работает в условиях предпринимательства: сколько заплатит предприниматель, столько и уйдет в бюджет региона, из этого и зарплата будет. Мы создаем условия как для производства, так и для сбыта.
— Какие задачи вы ставите перед собой на 2021 год?
— Мы попали в пятерку лучших региональных торгово-промышленных палат восточного полушария. Это 27 стран мира, это 40% всего ВВП мировой экономики. Наша цель состоит в том, чтобы экономический процесс не останавливался: участие в международных процессах, выполнение планов. Сегодня как никогда нам нужно усилить составляющие экспорта, в тяжелый период все, кто занимался экспортом – не пострадали. Мы хотим продолжать быть лидерами, для этого нужно быть готовыми ко всему. С помощью государственно-частного партнерства мы готовы. Создали такую подушку безопасности для бизнесменов, за которую нам говорят спасибо. Поэтому мы хотим, чтобы соседние регионы копировали наш опыт, модифицировали его. Ведь государственная поддержка – это только элемент запуска, а сопровождением занимается торгово-промышленная палата. Хотим, чтобы культура предпринимательства развивалась.