— Анна, каким был 2020 год для вас и для вашего агентства?
— Год был показательным для бизнеса с точки зрения готовности к изменениям и готовности полагаться только на себя. Также год был показательным с позиций диалога власти и бизнеса: насколько наше государство готово поддерживать предприятия и предпринимателей. Последних особенно. Предприниматели в сегменте малого и среднего бизнеса — самая уязвимая категория, таковы реалии, что в России у них нет «подушки безопасности». Бизнесменам пришлось изощряться, чтобы справиться со всеми «ветряными мельницами», которые изначально имели неэкономический подтекст, потому что пандемия — это все-таки феномен биологии и науки. Эта ситуация заставила по-настоящему предпринимать, изобретать, вспоминать, что такое ТРИЗ и как его применять при падающей выручке. К стандартному все привыкли, привыкли сидеть и думать, что не будет никакого «эффекта турбулентности». А оказалось — наоборот.
— Как пострадали различные сегменты бизнеса?
— Безусловно, очень многое зависит от отрасли. Если мы говорим про медицину, науку, инновации, биоинженерию, то в этих сферах наблюдается подъем, это их время. А вот сфера услуг, гостиничного и ресторанного бизнеса, промышленный сектор ощутили на себе влияние пандемии уже с первых дней. Сейчас как раз самое время, чтобы измерить индекс настроения в среде предпринимателей. В 2018 году «Альфа-Банк» совместно с Международным исследовательским центром запустили очень полезный и правильный проект — измерили индекс настроения предпринимателей в малом бизнесе, потому что малый бизнес — это люди, которые зависят от своих выручек и больше всего подвержены экономическим и эпидемиологическим катастрофам. Эксперты сделали анализ, исходя из следующих параметров: бизнес-ожидания компании, финансовое положение, импорт, экспорт, отношения с банками. И уже тогда, в 2018 году бизнес чувствовал тревожность в воздухе, что-то назревало, но тогда никто не мог предсказать, откуда ждать подвоха. Думаю, сейчас очень актуально измерить индекс настроения (не путать с индексом счастья), чтобы посмотреть, насколько люди не отчаялись. Ведь сейчас не время опускать руки, сейчас время работать.
— Как вы адаптировались к новым условиям, ведь ваш бизнес напрямую связан с бизнес-мероприятиями, с пресс-конференциями, с коммуникациями людей друг с другом?
— Мы — коммуникационное агентство. В этот период Российская Ассоциация по связям с общественностью, а также Ассоциация рекламных агентств проводили исследования трансформаций в отрасли. Влияние пандемии мы почувствовали на себе еще в апреле и, когда начались все эти изоляционные и ограничительные меры, то речи о проведении массовых мероприятий даже не могло быть. А ведь стратегия заказчиков предполагает, что нужно проводить ряд активностей офлайн, то здесь все планы становятся ничтожными. Поэтому многие принялись пересматривать свои стратегии. И первый запрос — разработать план антикризисных мер. Теперь это must have, так как адресно поддержку не получили многие. Вот мы по ОКВЭД так и не прошли.
— Ни под какие меры поддержки вы не попали?
— Не попали. Даже кредит под нулевой процент нам не дали, налоговых послаблений и кредитных каникул у нас не было, поэтому спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Но состояние агонии проходит, и холодный разум все-таки подсказывает, куда идти дальше и что предлагать клиенту.
Проблема, которая очевидна в нашей сфере, что заказчик относится второстепенно к PR, то есть сначала главные постоянные расходы, а PR — это что-то поддерживающее, если какой-то бюджет останется, то выделим, нет — ну и ладно. Сейчас пандемия показала, что репутация — это то, что нужно спасать в первую очередь, потому что добросовестный, порядочный, честный контрагент — стабильность бизнеса. На данный момент правовые и антикризисные программы включаются в маркетинговые стратегии как основные пункты. Также предприниматели пересмотрели подход к планированию и заменили его на краткосрочные экшн-программы. Соответственно, PR и коммуникации стали вкладом и инвестициями в выживаемость компании. Что касается конкретно нашего агентства, то в апреле, когда началась изоляция, к нам стали приходить заявки и от новых предпринимателей.
— Как эти заявки изменились? Появились какие-то новые специфические запросы?
— Да, тональность поменялась абсолютно. Если раньше заявки приходили на проведение мероприятий и на информационное сопровождение проектов, то сейчас заявки приходят с просьбой выстроить правильные коммуникации с конкретными ведомствами, инстанциями, которые осуществляют контроль данного сегмента экономики. Для кого-то было важно достучаться до Роспотребнадзора, Росздравнадзора, Росалкогольрегулирования, когда у них были внеплановые проверки. Другие спрашивали про площадку, на которой эксперты могли бы дать им безвозмездные консультации, разместить свои истории, чтобы как-то сдвинуть резонансное дело с места. И, получив такие заявки, мы решили создать сервис «Вас Услышат» в рамках нашего агентства. Частный бизнес, предприниматели, а также граждане, которые не могут достучаться до ЛПР, сталкиваются с нарушениями их прав. Кризис — благодатная почва для мошенников и рейдеров. Соответственно, у граждан, бизнеса и индивидуальных предпринимателей накопилось много вопросов. Решили создать площадку, где объединили СМИ, истории граждан и предпринимателей, а также пул экспертов. Площадка действует абсолютно бесплатно. Как это работает: к нам приходит история, она проходит модерацию, мы ее размещаем, представители СМИ связываются с человеком и берут его историю в работу. Некоторые из историй имеют продолжение в качестве расследований.
— Что именно понимается под расследованием?
— Расследование — это выстраивание причинно-следственных связей в истории, связанной с нарушением. Очень много таких историй публиковал у себя на Facebook бизнес-омбудсмен Борис Титов и глава Ассоциации защиты бизнеса Александр Хуруджи. Они рассказывали о том, с чем пришлось столкнуться предприятиям. И вот такие похожие истории очень часто направляются к нам с целью получения помощи по конкретным кейсам. Ведь изначально государство обещало оказать определенные меры поддержки предпринимателям, и бизнесмены действительно надеялись на эту помощь. Но когда оказалось, что ограничения образовали некий коридор, в который нельзя было зайти, надежды улетучились. И первым на эту ситуацию откликнулся бизнес-журнал Inc, запустив проект «Дело каждого». Этот социальный проект создан для предпринимателей, которые хотят и могут оказывать друг другу взаимную помощь в разных сегментах бизнеса. Например, во время пандемии кто-то предоставлял площади под безвозмездную аренду, кто-то оказывал материальную помощь и т.д. Затем всю эту историю подхватил онлайн-журнал «Секрет фирмы», который сделал свой проект под названием «Идеальный шторм». На нашем портале «Вас услышат» стараемся, чтобы истории людей дошли до нужного человека и до нужного журналиста, а проблема была услышана и взята в работу. Мероприятия, к сожалению, не проводим. Но в августе был момент, когда смогли организовать наш проект по правовому PR – Legal PR Day. Мероприятие проводим уже не первый год. В рамках проекта разбираем кейсы с применением юридических и PR-инструментов, а также c применением медиации, судебной психологии и других коммуникативных средств.
— Как изменился в этом году ваш проект?
— Изменился даже чисто визуально. Мы должны были соблюсти требования Роспотребнадзора по рассадке, наличию всех средств индивидуальной защиты и дезинфекции и по количеству участников. Соблюдали все меры, но заметили, насколько изменилось настроение. Раньше все были открытыми, а сейчас из-за пандемии и долгой изоляции, участники и гости были сами не свои: они не знали, когда вступать, когда задавать вопросы, как коммуницировать. Сделали вывод о том, что нам нужно заново учиться общаться офлайн. Наше мероприятие как раз и было посвящено PR-мерам, GR-инструментам, которые использовал бизнес в период пандемии. Взяли для рассмотрения сегмент гостинично-ресторанного комплекса. Предприниматели из этой отрасли делились мнениями и опытом о том, как им удалось сохранить отношения с арендаторами и арендодателями, как удалось достучаться до сотрудников, чтобы их не растерять, как сохранить их оклады. И это было последнее мероприятие перед тем, как мы ушли в онлайн. Онлайн очень расслабляет людей, демотивирует.
— Все в этом году как-то взбодрились и воодушевились возможностью работать онлайн, несмотря на пандемию.
— Как альтернатива, да. Если говорить про офлайн, то к такому мероприятию вы готовитесь, настраиваетесь, выбираете нужный дресс-код, возникает дисциплина за несколько дней. К онлайн формату все подходят проще. Очень много отвлекающих факторов, когда сидишь дома: ремонт, домочадцы, питомцы и т.д. У нас было выступление психолога, и мы слушали его три минуты онлайн, а потом уже информацию перестали воспринимать, начали переключать внимание, стало невозможно анализировать услышанное. Видим, что аудиторная активность сейчас переместилась в СМИ, в личные блоги, что в данную минуту происходит расцвет независимого авторства, люди чаще используют не вербальные коммуникации, а мессенджеры и визуальные приложения, как TikTok или Instagram. И это как раз та революция, к которой мы пришли. PR тоже адаптировался к этим условиям. В рамках Legal PR Day мы разобрали, что PR перешел на модель «4E». Многие компании запустили программы лояльности: «S7» дарил мили, «Перекресток» устраивал выгул собак людям пожилого возраста. Поэтому все начали как-то адаптироваться, применяя новые PR-инструменты.
— Как экономически пандемия сказалась на вашем бизнесе, на деятельности компании? Были ли какие-то значительные потери или удалось удержаться на плаву?
— Потери есть. Выручка сократилась на 30% с марта по сентябрь. В сентябре началась стабилизация: заказчики стали возвращаться к прежним объемам и программам. Мы начали проявлять инициативу и предлагать антикризисные программы нашим заказчикам с 30% и 50% скидками. Агентство работало в убыток, но нам было важно сохранить заказчика, сохранить его доверие к нам и, несмотря ни на что, работать в этом же режиме. Спасибо команде, которая это поняла и приняла. Мы - креативная среда, и каждый день у нас брейншторм, мы общаемся, креативим, делимся идеями офлайн. И когда мы оказались изолированы, работоспособность стала снижаться. С моей стороны нужно было вдохновлять и мотивировать.
— В сентябре вы заметили рост бюджета в компании после периода затишья?
— Не рост, а именно восстановление. Возвратились к привычным для нас темпам и объемам работы. Но не все. Некоторые заказчики еще испытывают финансовые трудности.
— Это связано с тем, что они боятся прогнозировать будущее или это связано с их внутренними потерями?
— В первую очередь с их внутренними потерями. Потому что во время кризиса российские и иностранные компании, которые напрямую зависят от поставок из-за рубежа, оказались в некрасивом положении перед своими партнерами ввиду закрытия границ. Эти компании вернулись к прежним темпам совсем недавно, но успели понести непосильный ущерб за время пандемии. У нашей компании была мягкая стратегия относительно наших заказчиков, мы вошли в положение и дали время на восстановление. Многие консалтинговые компании и компании потребительского рынка, с которыми сотрудничаем, уже стабилизировались по выручке. Также у нас есть заказчики из медицинской сферы. Казалось, что в этом сегменте все должно быть хорошо, но частная медицина пострадала значительно. И здесь тоже мы пошли навстречу и совместно пережили этот период.
— Каким вы видите 2021 год, основываясь на том, что происходило в этом? Какие ваши планы и прогнозы как эксперта?
— Очень боюсь планировать. Мы просыпаемся сегодня и точно знаем, какая у нас повестка и инфоповод. Но загадывать на завтра все же необходимо, это один из признаков визионерства. Если сравнивать нашу компанию по модели Адизеса, то мы сейчас находимся между младенчеством и стадией высокой активности, ведь наша компания существует всего 3,5 года. И сейчас самое время сделать что-то новое, наша задача — создать новый проект для бизнеса, как мы создали креативный завод для детей и подростков, которым занимались в прошлом году. В итоге, в 2021 году наша главная задача — это не растерять все, что мы аккумулировали за предыдущий, дифференцировать портфель услуг, развивать внутренние проекты агентства, такие как Legal PR Day и проект «Вас Услышат», а также развитие GR-направления и создание портфеля GR-услуг. Планов очень много. Хочется надеяться, что все мы будем здоровы, будем беречь себя, своих близких и сотрудников. Этот год заставил многое переосмыслить: если ты готов к изменениям, то ты адаптируешься, если нет, то ты не сможешь пройти естественный отбор.