— Как в Воронежской области развивается ESG-направление? Можете рассказать о том, как меняются стратегии компаний в этом плане?
— Действующее федеральное законодательство направлено на побуждение компаний, в первую очередь производственных, к развитию ответственного отношения к окружающей среде. И мы уже видим первые подвижки в этом направлении. Например, в прошлом году к нам обратился представитель компании, производящей упаковку Tetra Pak, которая долгое время считалась практически непригодной к переработке, с предложением организовать сбор и транспортировку этой фракции на перерабатывающий завод в соседней Липецкой области. При поддержке департамента достигнута договоренность с руководством мусоросортировочного комплекса в Семилукском районе о тестовом отборе Tetra Pak из общей массы отходов, попадающей на предприятие из мусорных контейнеров почти половины Воронежской области. На сегодня первая партия этой упаковки, массой почти 20 тонн, уже отправилась в Липецкую область на переработку, а не осела на полигоне, и этот процесс продолжается. Мы рассчитываем, что вскоре и другие производители упаковки для товаров будут отказываться от не перерабатываемых материалов и искать варианты организации вовлечения их продукции во вторичный оборот. С нашей стороны поддержку этой работы гарантируем.
Кроме того, видим больший интерес к экологической повестке со стороны компаний, которые напрямую не связаны с производством и утилизацией отходов. В частности, нами готовится проект по созданию универсального сайта, разъясняющего жителям важность и правила ответственного обращения с отходами. Разработку, запуск и сопровождение этого сайта нам абсолютно безвозмездно предложила сделать одна из IT-компаний, работающая именно по принципам ESG. Уверен, этот тренд будет набирать обороты.
— Какие главные проблемы в сфере ЖКХ Воронежской области вы можете выделить? И какие действия предпринимаются для их решения?
— Основная проблема жилищно-коммунального комплекса, по моему мнению, это изношенность сетей, оборудования и жилого фонда, которая возникла из-за многолетнего недофинансирования этого направления в поздний советский период и в первые десятилетия «Новой России».
Большая часть инженерных сетей строилась еще полвека назад, и в постсоветский период, когда наступили нормативные сроки их ремонта, ими практически не занимались. В итоге, процент износа сетей в Воронежской области, как и в среднем по России, сейчас достигает 70%. Чтобы их модернизировать опережающими темпами, необходимо либо ежегодно выделять десятки миллиардов рублей из бюджета, отвлекая, таким образом, средства от других принципиально важных статей расходов, социальных и инвестиционных, либо перекладывать это бремя на население. Принципиальная позиция губернатора сегодня — недопущение значительного роста тарифов на услуги ЖКХ для граждан, несмотря на острую необходимость изыскания средств на содержание и развитие коммунального комплекса в условиях санкционного давления и повышения стоимости строительных материалов и оборудования. Один из выходов в подобной ситуации — передача объектов ЖКХ в концессию, и сегодня уже наши коллеги из других регионов приезжают перенимать этот опыт, который показал себя как эффективное решение.
Масштабная работа в плане модернизации систем водо- и теплоснабжения, водоотведения в последние годы ведется за счет привлечения бюджетных средств и в районах области, куда концессионеры не приходят. Ежегодно реализуем около 30 проектов по повышению качества питьевой воды для населения, и сегодня процент обеспеченности жителей чистой питьевой водой из центральных систем водоснабжения превысил 88%. Нами формируется комплексная программа по реконструкции изношенных очистных сооружений, на реализацию которой планируем привлечь миллиарды рублей из федерального бюджета. За счет областных средств строим современные газовые котельные взамен неэкономичных, старых угольных. В этом году планируем реализовать 12 таких объектов, параллельно сформировав 3-5-летнюю программу, исполнение которой позволит полностью решить вопрос обеспечения надежным, бесперебойным теплоснабжением социальные объекты и проблемные жилые кварталы.
В части модернизации жилищного фонда в Воронежской области региональным оператором уже восьмой год реализуется система капитального ремонта многоквартирных домов. За это время каждый четвертый МКД региона, а это около 2,5 тысяч домов, был капитально отремонтирован. И этот вопрос начал решаться системно.
Тех домов, которые эффективнее расселить и снести, чем капитально ремонтировать, в регионе тоже из года в год становится все меньше, благодаря реализации региональной программы и федерального проекта. По темпам расселения аварийного жилья мы одни из лидеров в стране, и до конца текущего года ускоренными темпами планируем полностью расселить аварийный жилищный фонд, признанный таковым до 1 января 2017 года.
— Как реализуется мусорная реформа в регионе? Как проходит модернизация сферы обращения с отходами?
— Любые реформы, тем более такие масштабные и кардинальные, не могут реализоваться за год-два, причем без возникновения трудностей. Мусорная реформа — это не только про создание новой логистики, инфраструктуры, законодательства, но и про формирование у населения привычки ответственного обращения с отходами.
Воронежская область — один из лидеров в стране по темпам «вывода из тени» объемов твердых коммунальных отходов. Сейчас в нашем регионе функционируют пять мусоросортировочных комплексов — в Семилукском, Поворинском, Новоусманском, Россошанском и Павловском районах, и более половины всего образуемого в области мусора, а это 7,5 млн куб. м, проходит сортировку. По итогам прошлого года на переработку направлено около 1 млн куб. м полезных фракций. Это вдвое больше, чем годом ранее, и мы рассчитываем, что объемы ежегодного захоронения ТКО на полигонах будут снижаться из года в год.
Конечно, остро стоит вопрос с созданием современной инфраструктуры для накопления отходов. По закону обязанность по оборудованию контейнерных площадок для жителей частного сектора возложена на органы местного самоуправления, для многоквартирных домов — на управляющие компании, которые должны выполнять эту работу на средства жителей. Понятно, что и в поселковых бюджетах, и в карманах граждан лишних денег нет. В итоге мы видим катастрофическую нехватку цивилизованных мест накопления ТКО. Это приводит к постоянной переполненности контейнеров на существующих площадках, образованию свалок на окраинах частного сектора. Если администрации населенных пунктов в районах Воронежской области уже осознали, что организация нормальных условий для сбора мусора — это ключ к чистоте на их территориях, формируют планы обустройства мест накопления ТКО и изыскивают на это средства, то управляющие компании, к сожалению, продолжают саботировать процесс. Современная контейнерная площадка должна быть в каждом дворе — такую мысль мы продолжим доводить до работающих на рынке УК. Надеюсь, Государственная жилищная инспекция, как орган, контролирующий их работу, тоже включится в данную работу.
Со своей стороны мы прикладываем максимум усилий, чтобы финансово поддержать процесс обновления «мусорной» инфраструктуры, в прошлом году добились федеральной субсидии в рамках нацпроекта «Экология» на закупку контейнеров для раздельного сбора мусора. Губернатор Александр Гусев тоже активно поддерживает это направление, и по его распоряжению из областного бюджета на обустройство площадок за два года выделено 800 млн рублей.
Убежден, что народ у нас сознательный и ответственный. Если ему создать условия для цивилизованного обращения с ТКО, то люди не только будут соблюдать чистоту в местах накопления отходов, но и добросовестно разделять мусор на фракции, чтобы максимальная их доля отправлялась на переработку, а не на полигоны.
— Воронеж готов к внедрению системы раздельного сбора мусора, по вашему мнению? Что делается в этом направлении?
— Говоря о готовности Воронежа к введению на его территории раздельного сбора отходов, важно отметить два фактора. Первый касается создания необходимой инфраструктуры для селективного накопления ТКО. В этом направлении у нас есть продвижение: в прошлом году в городе началась комплексная реконструкция 1042 контейнерных площадок и их обустройство под раздельный сбор отходов. На эти цели по решению губернатора Воронежской области Александра Гусева из областного бюджета выделено более 450 млн рублей.
Реконструкция предусматривает обновление подъездных путей к площадкам, создание твердого покрытия и установку металлического ограждения. К сожалению, из-за резкого повышения цен на строительные материалы, в частности, на металл, в 2021 году этот проект был реализован только частично. Так, администрация города отчиталась о завершении реконструкции более чем сотни контейнерных площадок. Еще на трехстах — полностью выполнены работы по обновлению подъездных путей и твердого основания. В этом году планируется продолжить начатое и завершить реконструкцию остальных мест накопления отходов, включенных в планы проекта. Новые контейнеры — зеленые — для вторсырья и серые — для смешанных отходов, которые появятся на них после завершения реконструкции, уже закуплены и находятся на ответственном хранении на базах районных комбинатов благоустройства. За счет субсидии из областного бюджета приобретено 1100 контейнеров для Коминтерновского района, так как он самый населенный, 638 — для Центрального, 552 — для Советского, 500 — для Левобережного, 439 — для Железнодорожного и 397 — для Ленинского.
Важно отметить, что первые результаты этой работы есть. На реконструированных площадках Центрального района с декабря прошлого года установлены контейнеры для раздельного сбора отходов. Региональный оператор АО «Экотехнологии» объявил о своей готовности вывозить ТКО из них разными мусоровозами. Ими уже закуплено 13 единиц специализированной техники, на что было потрачено около 160 млн собственных средств. Но прежде управляющие компании должны принять обновленные площадки на баланс и согласовать с регоператором график их обслуживания.
Пока горожане привыкают к этой системе также, как привыкали когда-то к оранжевым контейнерам-сеткам для сбора пластика. Здесь мы уже переходим ко второму фактору готовности Воронежа к введению РСО — отношению воронежцев к этой теме. Региональный оператор начал устанавливать в городе свои контейнеры-сетки в 2019 году. Не прошло и трех лет, а они распространились практически по всему Воронежу. Мы неоднократно получали от граждан сообщения с вопросами о том, что нужно сделать, чтобы такой контейнер-сетка появился и в их дворах тоже. Кроме того, люди часто просят разъяснять, какой именно пластик в них можно складывать. Все это говорит о неравнодушии большого числа жителей нашего города к «мусорной теме».
Поэтому наша вторая задача в этом направлении — поддержка формирования новой культуры обращения с отходами. Мы сами создаем различные информационные материалы, рассказывающие о преимуществах РСО, а также оказываем содействие в реализации перспективных эко-инициатив. Так, в прошлом году при поддержке департамента в Воронеже начал работать экоцентр «Собиратор» — универсальная площадка и для сдачи полезных фракций отходов, и для проведения лекций и мастер-классов. Еще один проект, который заработал в городе при нашем участии — развитие системы экопунктов по приему вторсырья. Сейчас в Воронеже действуют восемь таких, до конца года их число планируется увеличить до 25. Проект выходит и за пределы регионального центра — еще один экопункт установлен и готовится к запуску в городе Семилуки, а также прорабатывается вопрос об установке подобной точки приема вторсырья в Боброве и в Новоусманском районе.
— Какие главные цели в работе департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области на текущий год?
— Выделю две основные цели. Первая — это расширение и оптимизация работы по уже сформированным областным и федеральным программам. Чтобы все более активно привлекать федеральные субсидии на модернизацию жилищно-коммунального хозяйства Воронежской области, необходимо планомерно готовить проекты для будущего строительства, ведь включаться в федеральные и национальные проекты могут только те объекты, для которых разработана проектно-сметная документация, определены объемы необходимого финансирования. По закону проводить такую подготовительную работу должны муниципалитеты, но нередко для них это неподъемные траты. Поэтому по поручению губернатора Александра Гусева мы ежегодно оплачиваем подготовку наиболее масштабных проектов строительства объектов водоснабжения, водоотведения и благоустройства общественных пространств за счет областных средств.
В последнее время мы столкнулись еще с одним вызовом — значительным ростом стоимости строительных материалов и дефицитом импортного оборудования из-за санкционного давления. В этих условиях оперативно прорабатываем меры поддержки компаний, которые готовы работать в этих сложных условиях, качественно и в срок реализовывать проекты. По итогам проведенных с ними совещаний могу сказать, что рисков срыва реализации госпрограмм нет. Компании активно переориентируют «закупочную» логистику, прорабатывают корректировки в проектах, связанные с заменой материалов на более доступные и не уступающие в эксплуатационных характеристиках.
Кроме того, приступили к формированию соответствующих программ по комплексной реконструкции изношенных очистных сооружений в регионе, а также планомерной ликвидации угольных котельных с заменой их на современные газовые. Будем продолжать также выстраивать системную работу по созданию удобной контейнерной инфраструктуры для сбора ТКО, в том числе раздельного их накопления. Еще одна проблема, которая стоит на повестке дня — это необходимость срочно провести масштабное обследование всех многоквартирных домов региона, включенных в региональную программу капитального ремонта, для получения объективной картины их реального состояния и формирования справедливой очередности их модернизации. Свои предложения по этому вопросу уже направили в Воронежскую областную Думу, и рассчитываем на поддержку парламентариев, которая также позволит нам значительно оптимизировать систему капремонта многоквартирного жилого фонда.