Компетенция , Черноземье ,  
0 

«Воронеж получит новое звучание на карте туристической России»

Депутат Государственной Думы Андрей Марков — о туриндустрии Воронежской области
Андрей Марков (Фото: из личного архива)
Андрей Марков (Фото: из личного архива)
Депутат Государственной Думы Андрей Марков — о развитии туристического потенциала Воронежской области и законах, принятых в сфере туризма в 2024 году.

— В мае этого года Воронежская область попала в топ-30 национального туристического рейтинга, а с января по сентябрь регион посетили около 1,3 млн гостей. Показатели серьезные и говорят о положительном развитии туриндустрии Воронежской области. Считаете ли вы такую динамику заделом на успех?

— На мой взгляд, эти показатели говорят об уверенном потенциале развития туриндустрии в нашем регионе: 1,3 млн туристов в год — это хорошая цифра, но думаю, Воронежская область принимает до 2 млн гостей. У нас есть все шансы, чтобы увеличить турпоток.

— Назовите основные направления в развитии туристического потенциала Воронежской области.

— У нас действительно уникальные туристические возможности: богатое культурное и историческое наследие, красивая природа, транспортная доступность, удобная инфраструктура, реализуются очень интересные проекты, строятся современные туристические комплексы — вот основные составляющие успеха региона как современного туристского центра.

Андрей Марков: «Воронеж получит новое звучание на карте туристической России»

— Мы все знаем самые популярные среди туристов локации в Воронежской области — дворец Ольденбургских, Воронежский биосферный заповедник, музей-заповедник «Костенки» и др. А можете назвать локации, которые набирают популярность или только развивают свой туристический потенциал?

— Приведу пример из личного опыта. В этом году мы с коллегами по Государственной Думе совершили путешествие по Дону — проплыли от Дивногорья до «шолоховских мест». Впечатления от Дона и высоких меловых берегов необыкновенные, но пока это «дикий отдых», который требует подготовки и соответствующего снаряжения, поэтому мы долго готовились к походу. В Ростовской области мы встретили двухэтажные плоты — настоящие суда с небольшим мотором, вмещающие, если не ошибаюсь, до 30 человек. Встречал такое и у нас, но пока такой формат отдыха единичный — серьезный бизнес здесь не задействован, хотя это очень перспективное направление, которое с уверенностью может конкурировать с отдыхом на природе в Карелии или, к примеру, на Алтае.

И здесь я не могу не отметить планы правительства Воронежской области по строительству туристического рекреационного кластера «Священный Дон» с центром в городе Павловске, который позволит превратить Дон в место притяжения туристов из разных уголков страны. Сейчас проект находится в начальной стадии, предстоит многое сделать — подъездные пути, места стоянок, дороги, гостиницы.

Воронеж и его окрестности также интересны для гостей и отдыхающих. Но для многих россиян он остается «вещью в себе» — немногие знают, что Воронеж — город-миллионник, здесь хорошие гостиницы, рестораны и есть, что посмотреть. Поэтому городу нужна реклама и вложения в дальнейшее благоустройство.

— Сейчас набирает популярность вопрос о водном транспорте в Воронеже. А именно есть идея — запустить небольшие пароходы по водохранилищу. В будущем, возможно, это может стать одним из видов общественного транспорта. Как вы оцениваете эту перспективу?

— Если говорить об экскурсионном назначении, то, безусловно, это хорошая идея. Но как в вид общественного транспорта — вряд ли, так как нужна серьезная инфраструктура. В первую очередь сеть причалов, чтобы соединить два берега, а также специальные транспортные маршруты.

— На какие виды господдержки может рассчитывать МСП в сфере туризма?

— Во-первых, федеральный бюджет выделяет единую субсидию для поддержки регионального туризма. Во-вторых, можно получить субсидию на строительство нестационарных объектов проживания — кемпингов и глэмпингов. Также есть гранты на обустройство общественных пляжей вокруг озер, рек и водохранилищ.

Сейчас федеральный бюджет сохраняет уровень поддержки прошлого года с некоторым увеличением по отдельным направлениям. Общая сумма — до 50 млрд рублей в год. Этого вполне достаточно, чтобы формировать планы и их реализовывать.

— Какие важные законопроекты в сфере туризма были приняты в 2024 году?

— Назову главные законы, оказывающие влияние на туристическую отрасль в стране. Конечно, введение туристического налога, который каждый регион, приняв соответствующий законодательный акт, будет направлять на развитие туристической инфраструктуры.

Далее — закон об обязательной классификации объектов туриндустрии. Классификация будет проходить в два этапа: сначала — включение в реестр и присвоение идентификационного номера, затем — присвоение звездности каждому объекту. Организации, которые займутся данной классификацией, будут находиться под государственным контролем и также должны будут войти в отдельный реестр.

Принят важный закон, касающийся работы инструкторов-проводников: теперь в обязательном порядке необходимо уведомлять территориальные органы МЧС и региональные власти о выходе туристов на маршруты повышенной сложности, требующие специального сопровождения.

С 1 марта 2025 года вводится обязательная аттестация экскурсоводов и гидов-переводчиков, которая станет механизмом контроля качества экскурсионных услуг.

Кроме того, мы внесли изменение в определение понятия «сельский туризм»: теперь деятельностью по оказанию услуг в сфере сельского туризма смогут заниматься не только сельскохозяйственные товаропроизводители, но и другие предприниматели.

— С 1 января 2025 в Воронежской области введут туристический налог. На ваш взгляд, насколько это целесообразное решение?

— Туристический налог по сути заменит туристический сбор, который на данный момент должны платить туристы, проживающие в гостиницах в ряде регионов страны. На мой взгляд, турналог станет более понятным и для бизнеса, и налоговых служб. Суть туристического налога заключается в том, что он уплачивается со средств размещения. Его размер составит 100 рублей в день. Надеюсь, что собранные средства станут дополнительным стимулом для улучшений условий размещения туристов.

Но пока Воронежская область вводить туристический налог не планирует — соответствующего областного законопроекта не было.

— Расскажите, какие проекты в области туризма сейчас реализуются? Ждать ли открытия новых локаций в 2025 году?

— Я уже называл проект «Священный Дон». Этот проект не ограничивается 2025 годом, а растянут на много лет — вокруг Павловска должен сформироваться целый туристический кластер с гостиницами, ресторанами, экскурсионными программами.

Отдельно выделил бы Петровскую набережную — для Воронежа этот объект очень важен, поскольку формирует новый центр городского притяжения. Сейчас ведется благоустройство, и надеюсь, скоро мы сможем увидеть все заявленные объекты инфраструктуры. Думаю, решится и проблема транспорта: теперь туда можно будет добраться не только на личном транспорте, но и на общественном. Знаю, что в мэрии на следующий год есть планы по благоустройству спусков к водохранилищу из центральной части города, так как пешком сейчас до водохранилища добираться не очень удобно.

— Если говорить о городе в целом, на что стоит сделать акцент в благоустройстве?

— Как раз на днях планирую пройти по центральным улицам с общественными активистами и оценить, насколько некоторые локации Воронежа дружелюбны для пешеходов и туристов. У нас есть такие популярные места как проспект Революции, Советская площадь, улица Пушкинская, Фридриха Энгельса, Карла Маркса, Комиссаржевской. Нужно только связать центр города качественными тротуарами. На некоторых улицах уже сделано одностороннее движение, осталось сделать карманы для стоянок машин.

Мы хотим сформировать рабочую группу и подготовить рекомендации для администрации города, тем самым объединив планы мэрии по благоустройству с предложениями горожан. С мэром я уже говорил, он поддерживает нашу инициативу.

— Давайте поговорим об отдыхе в Черноземье в целом. Понятно, сейчас не будем рассматривать Белгородскую и Курскую области. А вот, например, Липецкая область, как можете сравнить ее туристический потенциал с потенциалом Воронежской области?

— Я патриот Воронежа — он, конечно, богаче. Что мы знаем о Липецкой области? Есть Кудыкина гора — достаточно привлекательный туристический объект. Но такие локации есть и у нас. К примеру, парк Ломы, который ничуть не уступает с точки зрения организации отдыха для туристов. Однако существует проблема — парк очень далеко и от Воронежа, и от трассы. Большой поток людей едет на юг по М-4 «Дон», и их нужно притянуть на день-два в Воронеж или районные центры.

Если же говорить о развитии туристического потенциала Черноземья, то сейчас начинает набирать популярность автотуризм. Можно связать некоторые локации по тематическим направлениям. Например, патриотический туризм, который объединит места, связанные с историей региона. По подобным тематикам мы могли бы предлагать гостям целые сети туристических объектов. В этом случае, конечно, нужны и кемпинги, и новые стоянки, и придорожные центры.

— Какой вы видите туриндустрию Воронежской области через десять лет?

— Мне кажется, Воронеж получит новое звучание на карте туристической России. Через десять лет город будет более привлекательным — мы видим перспективы уверенного развития. Надо сохранить то, что есть, и сделать что-то новое. Восприятие любого города зависит от внешнего вида. Если у нас чисто, качественно и интересно, значит, туристам будет здесь всегда уютно и комфортно.

Содержание
Закрыть