
— Давайте начнем с главных итогов 2024 года. Каким год был для Липецкой области, и какие наиболее важные события и достижения можете назвать?
— Если говорить в целом о 2024 годе, в первую очередь стоит отметить ключевые политические события. Это прошедшие в марте выборы президента России и переизбрание в сентябре губернатора Липецкой области. С учетом выстроенной вертикали власти, понимаем, что уровень поддержки губернатора отражает высокое доверие и к президенту. Липчане оценивают работу команды губернатора — правительства Липецкой области и муниципалитетов — с точки зрения того, повышается ли качество жизни, слышат или не слышат их местные власти. Итоги выборов, как президента РФ, так и главы региона свидетельствуют о высоком доверии, о том, что люди видят результаты работы и положительно их оценивают.
Что касается региональной экономики, то ключевым событием стал запуск третьей площадки особой экономической зоны (ОЭЗ) «Липецк», которая разместилась на территории Липецкого тракторного завода. История ЛТЗ неразрывно связана с историей Липецка. Поэтому для жителей это имеет особое значение. Восстановление площадки — серьезный вызов для команды правительства региона. За многие годы простоя она пришла в полный упадок. А сейчас в эту территорию вдохнули новую жизнь, начали ее активно развивать. Важным результатом стало и то, что в 2024 году ОЭЗ «Липецк» вновь заняла лидирующую позицию в стране по инвестиционной привлекательности.
Большое внимание уделялось развитию социальной сферы. На капитальный ремонт десяти медицинский учреждений выделено более 1 млрд рублей из регионального бюджета. В 2024 году уже отремонтировали шесть поликлиник, в четырех — работы продолжатся в 2025 году. Также ввели в эксплуатацию новую поликлинику в микрорайоне «Елецкий» в Липецке. Микрорайон — новый и быстрорастущий, его жители давно нуждались в открытии нового медучреждения.
Еще более 1 млрд рублей направлено на капитальный ремонт школ в рамках новой федеральной программы. Концепция обновления образовательных учреждений разрабатывается совместно с педагогами, родителями и школьниками. Такой подход помогает прививать ученикам чувство бережного отношения к месту, где они получают знания. Кроме того, в конце 2024 года открыли современную школу на 1224 места в Лебедяни. В 2025 году завершаем строительство двух школ в Липецке: на 1224 и на 1,5 тыс. мест.
Динамика инвестиций в социальную инфраструктуру — это, прежде всего, качество жизни наших людей. Регион всегда активно включается во все федеральные программы и национальные проекты в соответствии с национальными целями, которые поставил президент РФ.
— В сентябре 2024 года вас назначили сенатором Российской Федерации — представителем от исполнительного органа государственной власти Липецкой области. Насколько кардинально поменялась сфера вашей деятельности? Какие задачи перед вами, как сенатором Совета Федерации, сейчас стоят в первую очередь?
— Безусловно, у муниципального уровня и уровня палаты регионов разные задачи. Будучи мэром Липецка, вошла в Совет при президенте РФ по развитию местного самоуправления, где продолжаю оставаться его членом, но уже как сенатор. Сопредседатель Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления Ирина Гусева говорит такую прекрасную фразу: «Бывших муниципалов не бывает». Это действительно так. Пять лет муниципальной службы — колоссальный опыт, который сегодня в Совете Федерации дает мне практическое понимание проблем, существующих на уровне муниципалитетов. Все эти знания позволяют эффективно помогать региону.
— Прежде всего, ключевая задача сенатора — отражать интересы субъекта, который он представляет, привлекать в регион федеральные проекты, финансирование и т.д. Что нового планируете привнести в Липецкую область, какой потенциал предполагаете задействовать для ее дальнейшего развития?
— Палата регионов призвана, в первую очередь, выстраивать конструктивное взаимодействие, как с федеральными, так и региональными органами власти. Задача сенатора — не только представлять интересы своего региона, но и защищать их.
В настоящее время совместно с правительством Липецкой области реализуем проект по восстановлению Елецкой табачной фабрики. Многие горожане задают вопрос: «Будет ли возрождаться табачное производство в Ельце?». Нет, табачная фабрика — историческое название, которое хотим сохранить. Но смысловое значение поменяется, здание интересно, прежде всего, с историко-архитектурной точки зрения, как объект культурного наследия.
Купец Гавриил Заусайлов создал на тот момент одно из самых современных производств. Автором проекта был московский архитектор Александр Каминский, который также проектировал первое здание Третьяковской галереи. Это колоссальной красоты комплекс, образец промышленной архитектуры ХIХ века.
Сейчас совместно с командой правительства региона и муниципалитета прорабатываем проект по реновации объекта. Планируем здесь создать музей, гостиничный комплекс, кафе и другие активности, направленные как на развитие креативной индустрии, так и туристического потенциала Ельца.
Второй ключевой проект — строительство межвузовского кампуса мирового уровня в Липецке с целью трансформации системы образования. В 2024 году команда региона начала активную работу по формированию пакета документов для включения в третью волну конкурсного отбора Минобрнауки РФ. Очень надеемся, что в 2025 году пройдем конкурсный отбор, и у нас появится возможность строительства кампуса. Это не просто создание необходимой инфраструктуры, а колоссальная совместная работа с вузами, которые являются бенефициарами межвузовского кампуса. Главная задача проекта — трансформация системы образования не только на новой площадке, которая будет создана, но и внутри существующих университетов.
Сегодня практически в каждом регионе существует высокий запрос на кадры со стороны различных отраслей экономики. Есть два подхода к решению проблемы жесткого кадрового дефицита. Это повышение производительности труда и цифровизация отраслей, и, конечно же, подготовка кадров через коллаборацию бизнеса и вузов. Сейчас у предприятий сформировался запрос на образовательные программы, которые должны отвечать потребностям реального сектора экономики. При этом научная деятельность в системе высшего образования также должна развиваться по запросу бизнеса. Министерство науки и высшего образования РФ переориентирует вузы на то, что финансирование научных исследований должно почти на 50% состоять из внебюджетных средств. Это означает, что заказывать научные разработки должен сам бизнес.
Если сегодня студенты совместно с сотрудниками вузов будут вести научную деятельность под запросы бизнеса, то завтра они выйдут на R&D предприятия, и станут в перспективе сами квалифицированными заказчиками для тех же университетов. Именно такая последовательная работа приводит к серьезному прогрессу в будущем. Эта основа, которая закладывается в процессе трансформации системы образования в рамках создания межвузовского кампуса.
— Расскажите о своей работе в Совете Федерации.
— Я вхожу в комитет по бюджету и финансовым рынкам, конкретно за мной закреплено направление по агропромышленному комплексу. Также как член СФ при президенте РФ по развитию местного самоуправления плотно взаимодействую с комитетом по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера. В частности, мы вместе работаем по законопроектам, которые касаются местного самоуправления.
Главный аспект деятельности — качественное изменение законопроектов совместно с регионами и Советом Федерации. Среди ключевых вопросов, важных как для муниципалитетов, так и для региона, можно отметить поручение председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко в части контроля и инвентаризации федерального имущества. Мне эта тема очень близка, потому что еще в должности мэра города не раз приходилось обращаться в федеральные ведомства по проблемным объектам федеральной собственности, находящейся на территории Липецка. Есть большое количество зданий, которые находятся в неудовлетворительном состоянии много лет, не используются и к тому же портят внешний вид городов. Совместно с муниципалитетами ведется активная работа по инвентаризации таких объектов.
Сейчас также выходим с инициативой по возможности вовлечения в хозяйственный оборот бесхозяйных зданий, которые находятся в хорошем состоянии, но на данный момент не эксплуатируются. Важно, чтобы у каждого объекта был собственник, который будет нести ответственность за его состояние и прилегающую территорию. Выявлено более 80 неиспользуемых объектов недвижимости, находящихся в удовлетворительном состоянии.
В последствие такие объекты можно будет передать другим правообладателям, иным уровням власти, либо приватизировать для дальнейшей продажи.
Еще одно направление — контроль федеральных проектов, особенно федеральной программы по комплексному развитию сельских территорий. Понимаем, насколько она важна для сельских жителей. В рамках этой программы предусмотрено благоустройство общественных территорий, строительство и ремонт социальных объектов. Со стороны сенаторов здесь должен быть дополнительный мониторинг и четкий контроль над реализацией государственной программы и за финансовым обеспечением развития сельских территорий.
В 2025 году на финансирование мероприятий по комплексному развитию сельских территорий будет направлено 108,8 млрд рублей. Это является подтверждением того, что государство понимает, насколько важна эта программа для жителей.
— Давайте перейдем к актуальной теме, как для бизнеса и власти, так и для жителей Липецкой области — комплексное развитие территорий (КРТ). Вы выступили с предложением о внесении изменений в законодательство в части возможности использования механизма КТР по инициативе правообладателя по недостроенным объектам, например торговых центров, гостиниц и т.д. Что именно предлагается данной инициативой и для чего это нужно?
— Действительно, в рамках парламентских слушаний выступила с инициативой о внесении изменений в федеральный закон о комплексном развитии территории. В настоящее время проблема недостроя остается актуальной для многих регионов. Как такие объекты появляются? Земельный участок для строительства, например, торгового центра, предоставляется инвестору на конкурсной основе. Если он в силу экономических обстоятельств не смог завершить строительство в течение срока аренды (как правило, на 3-5 лет) субъект или муниципалитет имеет право изъять объект незавершенного строительства и выставить его на публичные торги. При этом если находится новый инвестор, то по закону он должен будет реализовать изначально запланированный проект. И муниципалитет в этом случае не имеет возможности изменить вид разрешенного использования.
В 2020 году Градостроительный кодекс дополнен главой о комплексном развитии территорий. В качестве целей законодателем были указаны обеспечение сбалансированного и устойчивого развития поселений, муниципальных округов, городских округов путем повышения качества городской среды и улучшения внешнего облика, обеспечение достижения показателей в сфере жилищного строительства и улучшения жилищных условий граждан, в соответствии с указами президента Российской Федерации, национальными проектами, государственными программами, создание необходимых условий для развития инфраструктуры. Так инвестор, как правообладатель, должен был получить возможность вместо, например, торгового центра построить жилой дом. Если сами муниципальные власти видят необходимость в таком объекте, заключается договор о комплексном развитии территории. Причем муниципалитет может включить в договор дополнительные обязательства по строительству объектов социальной инфраструктуры, инженерных сетей на основе рассчитанной финансовой модели. Для реализации такого договора зачастую необходимо изменение вида разрешенного использования. К сожалению, здесь столкнулись с необходимостью внесения изменений в Земельный кодекс для целей реализации норм о комплексном развитии территории. Сейчас совместно с Росреестром, Дом.РФ и командой сенаторов обсуждаем данный вопрос.
Проблема недостроя, повторюсь, есть в каждом субъекте. Эти объекты могут стоять годами. Один из таких яркий примеров гостиница «Орленок» в Липецке, которая уже более 15 лет стоит недостроенной. Новый инвестор готов на этом месте построить жилой многоквартирных дом в случае, если будет возможность изменения вида разрешенного использования. Ввод жилья — это один из показателей развития муниципалитета. Этим вопросом сейчас тоже активно занимаемся.
— Насколько в целом актуальна для Липецкой области проблема долгостроя?
— Данная проблема, как правило, характерна для крупных городов. В Липецке есть несколько недостроенных объектов. Мы все прекрасно понимаем, что все это не только портит внешний вид города, но и небезопасно. Здания зачастую не законсервированы по всем правилам и не охраняются. Конечно, такие объекты должны вводиться в хозяйственный оборот, в том числе с помощью механизма комплексного развития территорий.
— Нельзя, наверное, отдельно не поговорить о важной сегодня теме — поддержка участников СВО и их близких, в том числе в части донастройки социальной и правовой защиты. Что сделано в этом плане в 2024 году как на федеральном, так и на региональном уровне?
— На федеральном уровне этой теме уделяется колоссальное внимание. В первую очередь, это отражается в позиции нашего президента — мы должны сделать все, чтобы участники СВО и их семьи чувствовали максимальную заботу и поддержку. Сегодня для них сформирован большой пакет социальных мер и гарантий на уровне государства.
Президент России Владимир Путин предложил объявить 2025 год «Годом защитника Отечества». Сейчас большой акцент мы должны делать не просто на оказании помощи участникам СВО и их близким, а качественно готовиться к адаптации, социализации, реабилитации и трудоустройству тех ребят, которые возвращаются домой. Большая работа в этом направлении ведется и со стороны правительства Липецкой области. В регионе сейчас создана межведомственная комиссия, где объединены компетенции Фонда «Защитники Отечества», социальной защиты и муниципалитетов. По сути, наша задача — составить паспорт участника СВО, зарегистрированного в регионе. В частности, его статус, наличие семьи, их социальное положение. Губернатор Игорь Артамонов создал уникальную систему «Патронаж», охватывающую самые разные категории населения, нуждающиеся в социальной защите. Благодаря данной программе удается оперативно решать все возникающие вопросы у людей в части социального обеспечения.
Сегодня на первый план также выходит психологическая адаптация военнослужащих, вернувшихся из зоны СВО. Ребятам надо заново адаптироваться к мирным гражданским условиям. Буквально недавно в рамках региональной недели проводили встречу с волонтерскими сообществами, которые ведут работу в части помощи участникам СВО. Мы откровенно говорили с ними о том, что очень рассчитываем на их помощь, потому что они всегда на связи с бойцами. При этом сами близкие военнослужащих — матери, жены — являются волонтерами. Они могут быстрее увидеть, почувствовать какую-то проблему, которая есть в семье. Поэтому нам необходимо качественно составить паспорт с оценкой социально-психологического состояния всех членов семьи.
Кроме того, необходимо создать все условия для участников СВО, которые получили инвалидность в результате военной травмы. Мы должны их активно включать в социальную жизнь, в спорт, в патриотическое воспитание молодежи. И мы обращаемся к ним за помощью в первую очередь. Для этого нужно также готовить общество и работодателей.
— С какими планами вступаете в новый 2025 год, и какие видите приоритеты в своей работе?
— Ключевым направлением считаю работу в комитете Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, в том числе по вопросам агропромышленного комплекса. В настоящее время перед российскими аграриями стоит множество вызовов: непростая экономическая ситуация, высокая ключевая ставка и т.д. Важно не только сохранить положительные темпы развития отрасли, инвестиционный климат, но и обеспечить продовольственную безопасность страны в нынешних условиях.
Второе направление — работа вместе с Всероссийской ассоциацией развития местного самоуправления и комитетом по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера по организации единых принципов работы вертикали публичной власти. Сейчас в ГД РФ рассматриваются поправки в законопроект о реформе местного самоуправления. Надеемся, что в феврале документ будет принят и поступит в Совет Федерации. Работа по этому вопросу активно велась в 2024 году со всеми муниципальными образованиями страны. Очень правильно сказала сопредседатель Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления Ирина Гусева: «Закон — живой, и надо с ним работать». Мы должны не просто разрабатывать и принимать документ, а отслеживать, как он применяется на практике и что необходимо дорабатывать. Это стандартная практика.
На региональном уровне планирую продолжить заниматься теми стратегическими проектами, которые ранее озвучила. Воссоздание Елецкой табачной фабрики — это большая и интенсивная работа по созданию механизмов и инструментов для привлечения на эту территорию бизнеса и инвестиций. Работа не одного года. Но она даст колоссальный результат, как городу, так и региону в целом. Елец заслуженно может стать туристической столицей Черноземья. Сегодня в муниципалитете находится более 300 объектов культурного наследия, которые закладывают базу для развития туристической инфраструктуры.
Ключевой приоритет — создание комфортных условий для повышения качества жизни граждан. Задача сенатора — обеспечивать обратную связь с людьми и решать их проблемы. Все это ложится в основу дальнейшей разработки законопроектов, которые отражают интересы жителей страны.