С 20 мая указом губернатора Воронежской области Александра Гусева возобновилась работа ярмарок, рынков и магазинов непродовольственных товаров. Многие предприниматели региона, стремясь спасти свое дело в течение тяжелого апреля, усиленно перестраивали свою работу в рамках удаленного режима. Онлайн-формат подошел далеко не всем, но те бизнесмены, кому удалось почувствовать новые течения, наработали в этот непростой период новые способы и инструменты взаимодействия со своей командой и своим клиентом. Рассмотрим, какие бизнес-задачи удалось решить воронежским предпринимателям во время режима самоизоляции при помощи цифровых технологий, и как они могут пригодиться по возвращению к обычной жизни.
Пережить трудные времена в «облаках»
Облачные решения позволяют максимально быстро и безболезненно для всех сотрудников компании обеспечить безопасный обмен и хранение корпоративной информации. Например, облака позволяют организовать безопасный удаленный доступ к важным корпоративным системам, таким как 1С, CRM, реализовать удаленное подключение сотрудников к своим рабочим местам, хранить и быстро обмениваться файлами и т.д. Ключевыми факторами здесь становятся обеспечение непрерывности бизнес-процессов и возможность совместной работы и быстрого обмена данными без потери контроля над ней.
Облака и в докризисные времена серьезно потеснили рынок «железа»: в отличие от физического ИТ-оборудования, облака отличаются оптимальной стоимостью, быстротой развертывания и гибкостью. Ресурсы облака легко масштабировать (увеличивать или уменьшать размер хранилища, объемы оперативной памяти) в зависимости от множества факторов: числа сотрудников, потребности в месте в облачном хранилище, объемов обрабатываемой информации и т.д. При этом важно помнить, что облако облаку рознь. Например, бесплатные файловые обменники имеют ограниченный функционал и не дают гарантий безопасности и сохранности данных, так как не предназначены для корпоративных целей. В отличие от бесплатных облачных хранилищ, подобные сервисы для бизнеса гарантируют сохранность информации, — это закрепляется в договоре с провайдером.
Например, Страховая компания IBG (АО «Страховая бизнес группа») уже несколько месяцев использует облачные решения от МТС для организации видеоконференций для сотрудников из 15 регионов страны. От каждого отделения в конференциях принимают участие около десяти сотрудников, то есть порядка 150 человек единовременно.
«Мы приобрели этот сервис еще до карантина, а сейчас во время всеобщей изоляции он оказался еще более востребованным. Одно из основных преимуществ – его масштабируемость. Если в случае со стандартным сервисом нужно заранее выбирать его возможности, а они могут быть ограниченными и не рассчитанными на пиковые нагрузки, то в случае с облаком удобно, что мощности можно нарастить именно тогда, когда они нужны, и оплачивать их по факту использования. В остальное время есть лишь ежемесячный платеж по тарифу», – отметили в IBG.
Не растерять клиентов в тумане самоизоляции
Чтобы наладить полноценную работу и в онлайн, и в офлайн, необходимо решить множество оргвопросов. Увязать все текущие вопросы с их решением и ничего не забыть помогут полезные приложения-планировщики. Например, один из них, уже собравший массу положительных отзывов, – Workzen, который позволяет отслеживать статус выполнения задач, устанавливать или переносить дедлайны, вести профили клиентов – очень помогает ничего не забыть и все держать под контролем. Сервис очень простой и понятный, а базовым функционалом можно воспользоваться бесплатно – его будет вполне достаточно для решения текущих задач.
Еще один полезный инструмент, которые поможет увеличить базу довольных клиентов компании, – организация виртуальной телефонии. Она позволит не пропустить ни одного вызова клиента, переадресует звонок на ответственного сотрудника, установит часы ответа вежливого автоответчика или «живого» сотрудника. Сервис легко интегрируется с корпоративными CRM Bitrix, отправляя в эти системы аналитические справки по каждому поступившему звонку. Известная воронежская компания по автоэкспертизе и оценке ДТП «Степаненко и Партнеры», чьи сотрудники основное время находятся вне офиса, в самый разгар удаленного режима связала виртуальную АТС от МТС и корпоративный Bitrix.
«Сервис позволил систематизировать работу с нашей существующей базой и привлечь новых клиентов за счет тех звонков, которые раньше терялись в интенсивном рабочем графике. К тому же, нам удалось выстроить более эффективную работу автоэкспертов, которым теперь поступают только те звонки, что находятся в их зоне ответственности», – рассказал руководитель компании Денис Степаненко.
Сейчас, когда половина розничных заведений закрылось, а 30% ушли в онлайн, очень важно не терять связь с постоянными покупателями. Нет сомнения, люди тоже скучают по своему привычному ритму жизни. Поэтому доставка товаров домой вошла в топ бизнесов, приносящих доход в эпоху ограничительных мер. Как минимум, можно информировать постоянных покупателей о текущих предложениях. Например, провести акцию для онлайн-заказов, чтобы поддержать собственные продажи, а чуть позже рассказать о возвращении вашей компании к привычному формату работы. Запустить такую кампанию сейчас можно довольно экономно.
Стать добрым волшебником для новой аудитории
На смену привычной раздаче листовок на улице или рассылке их по почтовым ящикам уже давно пришли более современные и очень экономные решения. Используя технологии Big Data, можно создавать информационные сообщения, настроенные непосредственно под нужную целевую аудиторию. Справиться с этой задачей самостоятельно и быстро поможет умный сервис МТС Маркетолог.
С его помощью можно выбрать один из несколько способов взаимодействия с потенциальными клиентами: email-рассылка, рассылка в мессенджерах или через SMS, баннерная реклама. Выбрать свою аудиторию можно используя «тонкие» настройки – выбирать можно из более 100 параметров (пол, возраст, географическое положение, интересы). В качестве примера рассмотрим небольшой ресторан, который работает также на доставку. Простое решение – таргетировать аудиторию, выбрав только тех, кто живет поблизости. Это значительно увеличит шансы получить заказы. Расчет стоимости кампании видно заранее, до запуска информационных сообщений, поэтому оценить бюджет на продвижение можно сразу. Что особенно важно для бизнеса небольших масштабов, провести такую кампанию можно довольно бюджетно. А сейчас — еще и со значительной скидкой по промокоду.
Сделать ставку на доставку
Сейчас выигрывают те, у кого есть возможность доставить свой товар или услугу на дом. Растет спрос на курьеров и разъездных сотрудников. Даже если в службе доставки работает всего несколько человек, необходимость контролировать процесс остается. Сегодня это можно делать дистанционно. Например, сервис по управлению разъездными сотрудниками есть в МТС. Он дает возможность в режиме онлайн на карте видеть свой персонал, загрузку штата и статус выполнения поручения. Такие отчеты объективны, подделать их практически невозможно, так что все разъездные сотрудники будут в единой и прозрачной для вас системе координат. Вы всегда в курсе, где сотрудник находится, что делает, каков статус выполнения каждой задачи. В рамках поддержки местного бизнеса сейчас у МТС действует специальное предложение – воронежские предприниматели могут бесплатно пользоваться сервисом в полном объеме в течение 14 дней. И по окончании льготного периода стоимость услуги будет совсем небольшой – мониторинг одного курьера начинается всего от 3 рублей в сутки.
Традиционно мониторить работу торговых представителей или сотрудников в райцентрах предпочитали крупные дистрибьютерские сети или агрохолдинги. Трендом последнего времени стало то, что необходимость контролировать маршруты курьеров и точность адресной доставки появилась и у небольших воронежских компаний – мини-пекарен, кофеен, пиццерий, суши-баров, изготовителей hand-made товаров и других нетипичных ранее сфер (агенты недвижимости, узкоотраслевые консультанты). Например, воронежская компания «Электроотдел», предлагающая услуги выездных электромонтажников, использует функционал «геозоны» для контроля нахождения специалистов в той или иной точке.
«Мы очень внимательно относимся к эффективному планированию времени своих сотрудников. Грамотно выстроенный маршрут помогает нам беречь время клиентов и ресурсы команды», – говорит директор «Электроотдел» Ирина Измалкова.