— Какие изменения в работе «РусЛайн» произошли за 2021 год?
— Для нас 2021 год, в первую очередь, стал годом восстановления. Нам удалось превысить показатели предыдущего года и уже приблизиться к результатам допандемийного 2019 года. В частности, в Черноземье нами было совершено порядка 5 тысяч рейсов, при этом самолеты «РусЛайн» перевезли около 200 тысяч пассажиров. То есть, наши показатели растут, и мы видим, что отрасль восстанавливается, налажен поток внутренних перевозок. Стратегия авиакомпании «РусЛайн» и нацелена именно на региональные маршруты внутри Российской Федерации. Поэтому мы приходим к выводу, что наша стратегия приносит должный результат, помогая нам достичь намеченных целей.
— Год был непростой для авиации, еще сложнее наверняка будет из-за возможного введения QR-кодов. Что изменится с их введением? Каковы перспективы восстановления пассажиропотока до допандемийного уровня в этой связи?
— Введение QR-кодов осложнит перевозки. Думаем, что пассажиропоток однозначно уменьшится. Многие наши коллеги прогнозируют падение показателя практически на 50%. И в этом случае говорить о каком-то допандемийном уровне не стоит. Точной одинаковой оценки по каждой области дать невозможно. В отдельных регионах ситуация может развиваться по разному сценарию. Количество вакцинированных людей в каждом субъекте разное, везде разное количество QR-кодов. Также нужно смотреть на сами маршруты. Понимаем, что деловые маршруты по пассажиропотоку просядут в меньшей степени, туристические направления пострадают намного больше.
— Как в 2021 году поменялась ситуация с авиаперевозками в Черноземье, и как изменилась ваша маршрутная сеть?
— Если сравнивать с базовым 2019 годом и не брать такой жестко пандемийный 2020 год, то текущий год и 2019 отличаются очень сильно. Например, в Курской области вдвое увеличилось количество маршрутов и в 3,5 раза возросло количество перевезенных пассажиров. С Тамбовской областью такая же ситуация. В двух этих регионах нами были открыты новые рейсы в Екатеринбург, Краснодар, Казань. Также запускаем в Черноземье маршруты в Минеральные воды и Калининград. То есть, по сравнению с 2019 годом авиасообщение в Черноземье получило достаточно серьезное развитие.
— Как меняется ситуация с подходом разных регионов к авиаперевозкам?
— Именно в регионах Черноземья, в Курской, Тамбовской, Липецкой, Брянской областях, с которыми мы работаем, один из самых активных и сбалансированных подходов к перелетам. Занимаемся региональными авиаперевозками уже более 11 лет и видим, что регионы Черноземья проявляют очень большую активность.
— Что необходимо, чтобы авиасообщение развивалось более стремительно и при этом становилось более доступным для большинства жителей Черноземья?
— Это достаточно комплексный вопрос, который зависит от экономической ситуации в регионе, от уровня развития области, от наличия необходимой инфраструктуры, и один из самых главных факторов — это желание региональных властей развивать авиационное сообщение. Еще раз отмечу пример регионов, с которыми мы работаем, Курская, Тамбовская, Брянская, Липецкая области, мы видим, что администрации регионов стремятся выйти на новый уровень, количество маршрутов там с каждым годом растет. Если говорить о компании «РусЛайн», начинаем развивать региональные перевозки при поддержке администраций и субсидирования, после чего, через некоторое время рейсы становятся коммерческими. Такие примеры есть в Курской области, где в летний период летают самолеты в Москву без субсидирования. В 2022 году будет увеличение рейсов в Санкт-Петербург без субсидирования, аналогичная ситуация в Тамбовской области. И самый яркий пример — это, наверное, Воронежская область, где, вообще, региональную авиацию в свое время начинала развивать именно компания «РусЛайн». Вот рейсы в Сочи, Екатеринбург и Калининград, которые были открыты 5-6 лет назад, сейчас летают не просто на коммерческой основе, полеты совершаются другими перевозчиками на самолетах большей мощности. То есть, мы даем импульс к развитию авиасообщения в регионе и дальнейшему переходу рейсов на коммерческую основу.
Если говорить о доступности авиасообщения для жителей Черноземья, то, думаю, что цены на билеты точно не должны подорожать, потому что большинство региональных перевозок из аэропортов Черноземья, за исключением, допустим, Москвы и Санкт-Петербурга, выполняются благодаря постановлению правительства «О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети». В этих случаях регионы софинансируют эти маршруты, вторым источником является Росавиация. И тарифы, согласно вышеупомянутому постановлению, ограничены. Поэтому подорожания билетов не ожидается. Они не превысят даже цены 2020 года, а скорее всего и 2019.
— Какие новые направления откроются в 2022 году?
— Следующий год будет очень интересным. В частности, из Тамбова открываем новые маршруты в Казань, анонсировали направление Тамбов-Калининград, также для жителей региона будет доступен круглогодичный рейс в Сочи.
Из Курска добавятся перелеты в Краснодар и Казань, продолжим выполнять авиаперевозки в Калининград, Минеральные воды, Сочи, Санкт-Петербург. То есть, мы планируем в 2022 году в обоих этих регионах увеличить перелеты на 20-30%.
Традиционно остаются наши рейсы из Липецка в Санкт-Петербург, Калининград. Из Брянска в Калининград и Казань, плюс появится новый рейс в Махачкалу. Из Воронежской области можно будет улететь в Санкт-Петербург, в Москву и Сочи. Поэтому ожидаем, что 2022 год сложится достаточно удачным для развития нашей компании.
— Каким для компании вы видите 2022 год? Поделитесь своими планами.
— Основная задача 2022 года — как минимум выйти на уровень 2019 года. Понятно, что не все будет зависеть от нас и наших желаний. Свои коррективы может внести введение QR-кодов. Мы также не можем предугадать дальнейшие введения или не введения новых локдаунов. Поэтому, пока что мы стремимся к показателям, которые были достигнуты в допандемийный период. Сегодня вообще что-то планировать очень сложно. Нужно внимательно следить за развитием ситуации. Сейчас видим, что люди даже свои поездки не планируют так, как раньше. Допустим, два года назад глубина продаж была 2-3 месяца, сейчас этот показатель максимум доходит двух, максимум трех недель.
— Оцените, пожалуйста, в целом состояние авиаотрасли спустя два года пандемии коронавирусной инфекции. Какие изменения она претерпела? И каким вы видите будущее авиации?
— В течение последних двух лет отрасль сильно переформатировалась. В частности, внутренние перелеты Российской Федерации уже вышли на допандемийный уровень, а в некоторых случаях и превышают. Соответственно, международным перелетам до этого еще далеко. Авиакомпании научились быстро реагировать на изменения — корректировать маршрутные сети, регулировать емкости. То есть, эти два года научили нас работать менее инертно, принимать решение в разы быстрее и реагировать на все изменения достаточно оперативно. Также авиакомпании научились оптимизировать свои расходы и бизнес-процессы, потому что без этих навыков пережить локдауны и пандемию было бы невозможно.