— Уходящий год администрация Воронежа заканчивает с неплохими финансовыми результатами. Скажите, благодаря каким мероприятиям удалось стабилизировать бюджетную политику? Как работали над сокращением муниципального долга, и какие финансовые прогнозы вы можете дать на 2022 год?
— Наша бюджетная политика состоит в очень рачительном подходе к тем средствам, которые мы собираем в виде налогов и неналоговых платежей. В этом году у нас бюджет составлял почти 27 млрд рублей. Это значительно больше, чем в предыдущем. Расходная часть такая же, соответственно, мы выполнили все наши и доходные, и расходные обязательства, и при этом еще умудрились сократить муниципальный долг на один миллиард рублей. Мы грамотно работаем с банками, стремимся не привлекать коммерческие кредиты. На сегодня они составляют порядка 1 млрд рублей. В 2022 году приложим максимум усилий, чтобы избавиться от коммерческого долга и не оплачивать проценты. Сэкономленные деньги пустим на развитие социальной сферы, инфраструктурные проекты. Сейчас уровень муниципального долга рекордно снизился. Это позволяет нам надеяться, что, используя собственные возможности, мы сможем реализовывать масштабные инфраструктурные проекты. Важно не только заработать деньги, но и грамотно их потом использовать. А для этого у нас достаточно эффективно выстроена система муниципального заказа. Мы еще на стадии размещения заказов «вычищаем» всю нашу документацию и стараемся не допускать превышений начальных максимальных цен контрактов. Это система с различными видами контроля, и уже на этом этапе мы экономим средства для того, чтобы использовать их более эффективно. На 2022 год пока планируем бюджет 27 млрд рублей. Но это далеко не все. Мы точно знаем, что у нас будет значительно больше бюджет: сейчас правительство региона находится в процессе заключении необходимых соглашения с правительством Российской Федерации. Когда эти соглашения будут заключены, дополнительные средства будут отражены и в нашем муниципальном бюджете в виде субсидий, которые мы будем направлять на развитие нашего города. В частности, там еще не отражен инфраструктурный бюджетный кредит — заявка Воронежской области и города Воронежа была одобрена на федеральном уровне. Наш регион получит инфраструктурный бюджетный кредит на 8,4 млрд рублей, из них 6,5 млрд — на проекты, которые будут реализованы в нашем городе.
— Какие основные проекты, в первую очередь инфраструктурные, реализованы в 2021 году?
— Обозначу наиболее крупные. Мы сдали два больших детских сада на улице Артамонова и микрорайоне Шилово, дети там уже занимаются. Строим сейчас детский сад в Репном, школу в микрорайоне «Процессор», самую большую в России школу на 2860 мест на территории яблоневых садов. Это будет очень крупный социальный узел — сейчас мы проектируем детский садик на 600 мест — тоже достаточно уникальное сооружение, потому что детские сады вместимостью свыше 300 мест требуют получения специальных технических условий. Микрорайон развивается, стараемся работать на опережение и синхронизировать строительство наших социальных объектов с вводом жилья.
Мы реализовали очень большое количество инфраструктурных проектов в сфере дорожного строительства: запустили в эксплуатацию реконструированный путепровод по улице Ленина, дорогу от микрорайона Гардарика до проспекта Патриотов, которая позволила нам разгрузить это направление, избавиться от пробок. Уже принято решение проектировать продолжение этой дороги с выходом на кольцо у БСМП. Еще один важный проект — строительство улицы Острогожской — расширили ее, сделали пешеходные дорожки, освещение, велодорожки, остановочные павильоны. Это тоже большой район, который динамично развивается и сейчас там дорожная ситуация значительно изменилась.
Мы приступили к масштабному проекту по строительству Остужевской развязки. Стоимость проекта более 5 млрд рублей. Сегодня в первую очередь строим новый путепровод, через который планируем направить движение, чтобы реконструировать старый, а затем перейдем к дорожной части.
Но мы занимались не только магистральными улицами — зашли и на малые улицы и проезды частного сектора. А таких было порядка двадцати. При этом наше предложение было поддержано и принято решение на уровне губернатора Воронежской области, по которому в следующем году порядка 500 млн рублей будет выделено на программу, которую мы сейчас разрабатываем совместно с депутатами городской Думы на строительство дорог именно в частном секторе, большое число которых не имеет твердого покрытия. Причем выделять не менее 500 млн рублей на хорошие качественные дороги в частном секторе предусмотрено ежегодно. Это делается совместно с народными избранниками, потому что приоритеты должны расставлять люди, а не администрация. Депутаты часто общаются с инициативными группами людей на своих округах, поэтому мы совместно такую программу и формируем.
В этом году обновили почти полтора десятка спортивных площадок, будем продолжать эту работу до тех пор, пока полностью все спортивные, дворовые и пришкольные площадки не приведем в надлежащий вид. В сфере культуры мы запланировали на следующий год реконструкцию Музея-диорамы. Это очень важная история — там будет проведен комплексный капитальный ремонт, установлена новая мультимедийная система, которая нам позволит вдохнуть новую жизнь в экспозицию. Будем в следующем году расторговывать и строительство музея ВДВ. Планы у нас грандиозные, поэтому будем работать.
— Как короновирус отразился на исполнении контрактных обязательств подрядчиков? Что произошло с парком «Орленок»? И какие выводы были сделаны?
— Есть такая пословица — все хорошо, что хорошо кончается. Парк «Орленок», реконструкция которого затянулась, мы благополучно завершили, открыли для горожан и весной сделаем торжественное открытие, когда появится зелень, когда запустим фонтанные установки и приведем после зимней эксплуатации территорию в порядок. Надеюсь, что горожане уже оценили даже зимой красоту этого парка. Я лично был там одним из вечеров с семьей. Мне очень понравилось то, что там происходит.
Эпидемиологическая обстановка, безусловно, отразилась на всех сферах жизнедеятельности нашего города, в том числе, и на строительной отрасли — объемы ввода жилья достаточно серьезно пострадали, хотя мы планы свои выполнили, но не хватало рабочих рук, когда шли массовые заболевания и приходилось останавливать какие-то процессы. Ощутим и рост стоимости материалов — я не открою секрет — он достаточно значительный произошел в стране, а это, в свою очередь, какие-то корректировки в наши планы вносит. Но город Воронеж за 2021 год фактически ни на одном объекте, которые мы делали, не столкнулся с непоправимым последствиями, которые невозможно было бы отрегулировать. Поэтому сегодня те объекты, которые должны были быть построены, построены, а те, которые строятся — продолжают строиться. На мой взгляд, это происходит без перспективы недостроев.
Какие выводы по «Орленку» можно сделать? Наверное, стоило быстрее принимать решения по ситуации самому муниципалитету. Если видно, что у подрядной организации не хорошее финансовое состояние, не надо было растягивать эту историю и надеяться на чудо. Надо было просто расторгать контракты и выбирать новых подрядчиков. Но, к сожалению, как всегда — надежда умирает последней, и все время думаешь — справятся. Лучше принимать решение сразу и быстро.
— Завершен прием обращений граждан по проекту новой редакции правил землепользования и застройки. Некоторые решения проектировщиков вызвали общественный резонанс. Какое у вас мнение на этот счет?
— Все люди, которые глубоко погружаются в проект правил землепользования и застройки, должны иметь возможность своевременно свое мнение донести до комиссии, которая собирает предложения. Поэтому мы приняли решение о продлении общественных обсуждений, дали время людям, чтобы они более детально и глубоко изучили то, что предлагает Институт Генплана Москвы, который является разработчиком проекта, и внесли в комиссию все свои замечания. Мы все эти замечания получили. К примеру, только по изменению зоны, занимаемой медсанчастью КБХА, поступили обращения более чем 400 человек, как можно не услышать мнение людей? Естественно, комиссия все эти вещи рассматривает и принимает взвешенное решение.
Что касается зеленых зон — городских скверов и парков. У нас очень много было споров по этому поводу. В первоначальной версии, на мой взгляд, были некорректно показаны такие территории. Подключилось наше управление экологии, которое выступило самым строгим критиком, и в этом отношении отработали каждую зону. Сейчас все территории будут показаны корректно, необходимые карты на завершающей стадии. И мы их еще раз проанализируем и посмотрим, не пропустили ли что-то? Думаю, что ни одна наша зеленая зона не будет забыта. У нас их порядка 350, таких территорий в городе. Из них 300 уже включены в кадастр, еще порядка 50 территорий находится сейчас в работе, но даже те территории, которые еще пока не поставлены на кадастровый учет, уже отражены в проекте новых правил ПЗЗ.
— Какие проекты будут реализованы в 2022 году, которые помогут улучшить качество жизни воронежцев?
— Естественно, будем прилагать все усилия для того, чтобы в сроки закончить реконструкцию проспекта Революции — нашей главной достопримечательности. В первом квартале следующего года проведем торги и приступим к работам по реконструкции первой очереди Петровской набережной. Где-то ближе к лету будем расторговывать и вторую очередь, чтобы одновременно их синхронизировать и проводить работы сразу на двух очередях. Идут работы над проектом обновления левобережной набережной — у нас стоит задача в 2024 году ее сделать вместе с дворцом парусного спорта, закольцевать оба берега велосипедными маршрутами. Поэтому к концу 2024 года, я уверен, у нас будет две прекрасных набережных. Вместе с тем, мы не будем забывать и про малые озелененные территории, которые находятся в шаговой доступности от многоквартирных домов. Такие общественные территории мы продолжим делать. Ежегодно мы благоустраиваем порядка 20 территорий и получаем достаточно хороший отклик от людей. И таких территорий в городе будет появляться гораздо больше. Работаем и над концепцией благоустройством парка «Танаис». Запустим эти процессы на принципах государственно-частного партнерства.
Конечно, мы будем заниматься и дорогами, и тротуарами. Если мы тратим по 160 млн рублей в год на тротуары, то это мы будем продолжать делать, пока не закончим полностью. Мы начнем реализацию крупных инфраструктурных проектов, на которые выделено 6,5 млрд рублей бюджетных кредитов. Это строительство дороги Шишкова-Тимирязева и дороги по улице Загоровского. Это строительство ливневой канализации с очисткой, чтобы уже очищенные стоки от ливневой канализации сбрасывать с самого верха Северного района в водохранилище, при этом решив одну важную для воронежцев проблему, связанную с подтоплениями Воронежского центрального парка. Этот вопрос надо в срочном порядке отрегулировать, чтобы не потерять такое любимое общественное пространство.
Один из самых больших и масштабных проектов — строительство водоподъемной станции — ВПС-21, которая должна будет запитать весь Левый берег. У нас есть земля, есть подтвержденные запасы воды, есть проектно-сметная документация, там порядка 18 километров трубопроводов с необходимыми насосными перекачивающие станциями. Это позволит нам на многие-многие годы говорить о том, что развитие Левобережной части Воронежа будет обеспечено водоснабжением. Это очень перспективная история, потому что сегодня Левобережная часть города запитана от водоподъемной станции №9, которая сегодня совершенно не способна справляться с возрастающими потребностями по водоснабжению.
Для улучшения качества жизни занимаемся и соцсферой, принято решение о строительстве дополнительно шести школ в Воронеже. Две школы начинаем в 2022 году строить, по четырем школам в первом полугодии примем решение о финансировании. Есть договоренность с федеральным центром. Например, речь о школе, которую мы закрыли на ул. Шишкова по причине аварийности и перевели детей в учреждение на ул. 45-я Стрелковая дивизии. Родители пусть не беспокоятся — ее уже проектируем. Делаем все для того, чтобы оставаться городом развития.