От первого лица , Черноземье ,  
0 

Екатерина Харченко: «Главное — привлечь в науку талантливую молодежь»

Реклама:
Екатерина Харченко (Фото: из личного архива)
Екатерина Харченко (Фото: из личного архива)
Депутат Государственной Думы от Курской области и заместитель председателя комитета по науке и высшему образованию — о достижениях Года науки и технологий, преимуществах дистанционного образования и бюджете на 2022 год

— 2021 год в России объявлен Годом науки и технологий. Назовите самые важные достижения научной сферы за этот год.

— Действительно, этот год стал важным для популяризации науки и вовлечения как можно большего количества молодежи в научно-исследовательскую деятельность. Из прорывных и созидательных открытий могу назвать, прежде всего, разработку вакцины и ее ввод в масштабное производство для того, чтобы обеспечить все население нашей страны этим препаратом. Еще можно отметить запуск самого крупного в Северном полушарии глубоководного нейтринного телескопа Baikal-GVD. Это событие действительно вселенского масштаба. И, конечно, заслуги наших ученых доказывают, что Российская Федерация одна из лучших и развитых стран мира. Также скажу и о физическом запуске термоядерной установки «ТОКАМАК Т-15 МД», который прошел в Национальном исследовательском центре «Курчатовский институт» 18 мая 2021 года. Ядерная физика и ядерные лаборатории вышли на новый уровень развития. Впервые в этом году российский ученый, руководитель лаборатории ядерных реакций им. Г.Н. Флерова Объединенного института ядерных исследований, академик Юрий Оганесян получил международную премию ЮНЕСКО-России имени Д.Н. Менделеева. Этой награды он удостоен за то, что заполнил таблицу Менделеева новыми химическими элементами — от 113 до 118. Вызывает гордость и тот факт, что в знак признания особых заслуг академика Оганесяна 118 элемент периодической системы назван в честь ученого — «оганесон». Это именно фундаментальная наука, на основе которой увидим потом и прикладные результаты, а в последствии и инновационные решения, которые напрямую влияют на качество жизни людей.

Екатерина Харченко: «Главное — привлечь в науку талантливую молодежь»

Отдельным достижением Года науки и технологий хочется назвать перезапуск общества «Знания» и проект «Новое знание», в котором собрано уже более 120 часов видеозаписей уникальных научно-популярных лекций из разных предметных областей. Уже зафиксировано более 50 млн просмотров. Конечно же, невозможно не влюбиться в науку, имея такой арсенал информации.

Можно много говорить о науке в регионах и перспективах. Самая главная задача — привлечь в науку молодое поколение, талантливую молодежь, потому что наука сейчас — это интересно, престижно, это направление приоритетно поддерживается государством.

— Как пандемия коронавируса повлияла на сферу образования? Какие тенденции стали проявляться благодаря новым условиям?

— Безусловно, коронавирусная инфекция внесла коррективы в обычные процессы системы образования на всех уровнях, начиная со школ и заканчивая вузовским образованием. Достаточно эффективно наша система подстроилась под дистанционный формат обучения. Несмотря на то, что есть негативные моменты, ведь все равно никто не заменит преподавателя, учителя и профессора в аудитории — это даже не обсуждается, но такой опыт дал новый импульс развитию цифровизации в системе образования и науки. Во многих высших учебных заведениях появились профессиональные телестудии для записи образовательных онлайн-продуктов, а также заработали онлайн-платформы с образовательным контентом. Думаю, что таким образом сможем сохранить наследие нашей традиционной научной школы. Ведь, к сожалению, многие опытные преподаватели и профессора уходят из жизни. И в этом случае у нас появляется возможность передать будущим поколениям в цифровом виде накопленные десятилетиями знания.

Кроме того, дистанционное обучение позволяет сделать систему образования гибкой. У студентов появляется возможность одновременно учиться на очной форме и работать. Ребята могут зарабатывать на свое обучение, помогать финансово семье, сами планировать свой график и управлять временем. Образование становится более индивидуализированным, то есть, появляется индивидуальная траектория для каждого студента. Дистанционные образовательные технологии помогают сделать доступ к знаниям гораздо легче и разнообразие тех знаний, которые могут найти студенты на совершенно разнообразных платформах, конечно, поражает.

— Назовите плюсы и минусы дистанционного образования.

— Минусы — это отсутствие социализации. Ребенок, школьник, студент находится в четырех стенах, долгое время проводит за компьютером. И, конечно же, какие-то коммуникативные навыки и softskills сложнее получить, общаясь через экран. Общение отсутствует не только с преподавателем и учителем, но и в студенческом коллективе или классе. Кроме того, на дистанционном обучении всегда легко поменять фокус внимания и перейти, например, в социальные сети или какие-то чаты, компьютерные игры. И, конечно, ребятам сложно планировать свой график, не имея основ управления временем.

Но в то же время есть и плюсы. Дистанционное обучение позволяет сократить время на дорогу. Взрослые тоже отметили удобство видеоконференций, так как они очень экономят время, которое занимают передвижения. Особенно, если ты живешь в Москве — 1,5-2 часа уходит на дорогу. Второе достоинство — доступ к различным информационным ресурсам, привлечение высококвалифицированных педагогов. Теперь можно послушать лекции профессора из Санкт-Петербурга или Москвы, находясь при этом в отдаленном регионе Российской Федерации. И доступ к знаниям расширяется путем дистанционных форматов.

Во всяком случае, думаю, что будущее за гибридным образованием с использованием элементов цифровизации и дистанта, но, все равно в аудитории необходимо учиться не только же профессиональным навыкам, но и ответственности, учиться принимать решения, находиться в условиях неопределенности. И, конечно же, о воспитательной функции образования не стоит забывать. Она сейчас включена в полном объеме в закон об образовании. Воспитание в сфере волонтерства, творчества, культуры, истории, военно-патриотического направления дается лучше, когда дети находятся в образовательных организациях.

— Расскажите о поддержке научных исследований в регионах. На каком уровне, по вашему мнению, находится образование в областях?

— Начать хочется со слов благодарности министру науки и высшего образования Валерию Фалькову за эффективную реализацию государственной политики в области науки и высшего образования и за поддержку именно региональных вузов. Сейчас очень успешно реализуется программа «Приоритет 2030». В ней участвует множество региональных университетов, в Курской области, например, Юго-западный государственный университет. Это моя альма-матер. И этот вуз стал победителем программы. Уже известно, что 100 университетов получат по 100 млн на развитие своей инфраструктуры, что позволит им создать новые образовательные программы, новые направления подготовки и даже создать целые факультеты по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий.

Но, в то же время, реализуется проект еще и Megascience, благодаря которому 45 вузов получат по 1 млрд рублей в рамках этого проекта, что позволит реализовать уже масштабные инфраструктурные проекты, создать современные лаборатории, обеспеченные технологическим оборудованием мирового уровня.

В регионах сфера науки поддерживается и за счет различных фондов, проводятся конкурсы. В этом большая заслуга Российского научного фонда, Фонда Бортника, Потанина. У ребят в региональных вузах есть возможность получать стипендии правительства и президента. В Курской области, например, в этом году наградили пять победителей президентских грантов. Это молодые кандидаты наук до 35 лет и молодые доктора наук до 40 лет. И опять же, это сотрудники Юго-западного государственного университета, что, конечно, меня очень радует.

Существуют и региональные меры поддержки. У нас, например, проводится конкурс «Инновации и изобретение года», где выдают достаточно существенные премии. Есть конкурс молодых ученых, победители получают премии губернатора Курской области в размере 50 тысяч рублей. И, безусловно, идет взаимодействие между региональной наукой и бизнесом — заключаются хозяйственные договоры между предприятиями промышленности, агропромышленного комплекса, IT-сферы и вузами на выполнение конкретных прикладных исследований, когда предприятие ставит задачу учебному заведению, и научный коллектив решает эту задачу, создавая какие-то конкретные научно-исследовательские или опытно-конструкторские результаты, которые полезны реальной экономике. Поэтому сейчас для молодежи открыты все дороги — можно, действительно, заниматься наукой и быть уверенным в завтрашнем дне, что финансовое благополучие будет достойное.

— Какие основные проблемы сферы образования и науки в России вы можете выделить?

— Здесь, конечно, система образования и науки неотделимы друг от друга. И нам есть над чем работать. Это и инфраструктурные проблемы, материально-техническая база многих региональных вузов нуждается в совершенствовании. Но многое и делается в этом направлении. Сейчас, например, создаются научно-образовательные кампусы мирового уровня. В следующем году планируется открытие восьми таких кампусов. Также выделяются средства на ремонт общежитий — ежегодно 3 млрд рублей отводят на эти нужды. Как раз в бюджет 2022-2024 годов эта сумма уже заложена. Для нас очень важно, в каких условиях живут наши студенты.

Конечно, необходимо поднимать вопросы, связанные с социальным обеспечением обучающихся в высших учебных заведениях, с системой оплаты труда педагогов. Безусловно, есть над чем работать с точки зрения финансовой мотивации и молодых ученых, и состоявшихся профессорско-преподавательских кадров. Но, думаю, что, объединяя усилия федерального и регионального уровней власти, науки, бизнеса, общества, эти проблемы возможно решать. И уже многое делается на этом пути.

— Какие законопроекты поддержаны комитетом в 2021 году? Назовите самые значимые.

— Прежде всего, это законопроект о бюджете, в котором огромное внимание уделяется науке и образованию. И расходы на эту сферу на плановые три года существенно выросли, по некоторым позициям на 26%, по некоторым на 50%. Этот факт не может не радовать. И наш комитет по науке и высшему образованию добился существенного увеличения затрат именно на нашу сферу.

Отдельно хочется сказать о программе молодежной занятости. Об этом говорил наш президент совместно с комитетом по молодежной политике. Нами внесено предложение, и оно успешно реализовано. Вложения в данную программу увеличили до 26 млрд рублей. Еще отмечу законопроект, который связан с возможностью финансирования федеральных вузов из региональных бюджетов. Это очень важно. Ведь учебное заведение находится на территории конкретного субъекта Российской Федерации и является драйвером или точкой роста развития этой области. Студенты и преподавательский состав проживает в городе, где вносят непосредственный вклад в рост валового регионального продукта, в том числе. Очень рада, что губернатор Курской области и главы других регионов ЦФО уделяют большое внимание развитию вузов, готовы помочь в улучшении инфраструктуры. Но не было действенного механизма, как средства из регионального бюджета направить в университет, который подведомственен федеральному органу исполнительной власти. Действительно, такой инструмент позволит направлять средства из регионального бюджета на развитие инфраструктуры, на образовательные программы федеральных вузов на территории конкретных регионов. Это поможет повысить и качество образования, и сделать более комфортным процесс обучения для наших студентов.

— Уже известно, сколько планируется выделить на сферу образования из федерального бюджета в следующем году?

— Да, безусловно, приняли законопроект о бюджете на 2022 год и плановый на 2023-2024 годы в третьем чтении. На образование планируется выделить более 5 трлн рублей. И каждый год эта сумма будет расти. Во втором чтении благодаря усилиям фракции «Единая Россия» добавлено к этим расходам более 92 млрд рублей. Это значимые средства, но не стоит забывать, что к ним еще добавятся расходы региональных и муниципальных бюджетов. И сумма консолидированных бюджетных расходов на систему образования будет значительно выше.

Отдельно хочется сказать о национальных проектах, при этом успешно реализуются региональные проекты в рамках национальной программы. Это позволяет популяризировать науку среди самых маленьких. Практически во всех субъектах Российской Федерации созданы кванториумы, где ребята могут заниматься инженерными науками, прототипированием, робототехникой, работать на 3D-принтерах и получать прочие технические навыки. А самое главное, это помогает профориентации, чтобы ребенок, обучаясь в 5-7 классах, мог сделать осознанный выбор будущей профессии. Помимо кванториумов созданы центры развития одаренных детей, наподобие «Сириуса» в Сочи, они называются по-разному, например, в Курской области — это центр «Успех», где учатся ребята со всех районов. Кстати, в «Сириусе» ежемесячно 800 детей повышают свой образовательный уровень и определяют будущую траекторию успеха. Поэтому национальные проекты нацелены на повышение качества образования и на рост конкурентоспособности нашей российской науки. А с таким потенциалом, уверена, что мы выполним те национальные задачи, который поставил президент перед системой образования и науки — войти в пятерку стран по уровню конкурентоспособности науки.

— На что требуется дополнительное финансирование?

— Конечно же, совершенствование материально-технической базы касается и инфраструктуры вузов, и научно-исследовательских лабораторий. Сейчас такие интересные научные направления находятся среди приоритетов — это биоматериалы, ядерные исследования, новые исследования фундаментальной психотронной и нейронной деятельности, в области здравоохранения, физики, химии. Благодаря санкциям вынуждены очень быстро замещать иностранные технологии собственными силами, например, в самолетостроении уже используются наши материалы, которые разработаны учеными МГУ, представителями корпорации «Росатом». Можно еще сказать о квантовых компьютерах, об искусственном интеллекте, очень много сейчас прорывных направлений, где требуются молодые мозги. Средний возраст исследователей в России на данный момент составляет 46 лет. За последние 20 лет в два раза повысили количество молодых исследователей, которые младше 40 лет. Раньше было примерно 20%, на данный момент 44%. И для молодежи, конечно, необходимо создавать условия, чтобы им не захотелось уезжать из страны. Поэтому средства необходимо направлять на поддержку молодых ученых, возможность получать гранты, на материально-техническую базу. И очень важна популяризация науки, начиная с младших классов. Благодаря Году науки и технологий проведено очень много именно научно-популярных мероприятий, в том числе и для школьников. В науку вовлекается Российское движение школьников, многие общественные организации задействованы, на площадках ведущих вузов страны прошло более 70 крупных события, связанных с продвижением сферы науки в молодых кругах. Все они транслировались в онлайн-режиме.

Но средства необходимо вкладывать не только в фундаментальные исследования, но и в процесс ускорения и трансформации результатов фундаментальных исследований в практическую плоскость. На уровне государства должны оказывать содействие в том, чтобы плоды этой работы превращались в инновационные проекты, становились прикладными исследованиями и внедрялись в производство для того, чтобы уже новые продукты и технологии улучшали качество жизни людей.

— Какие главные задачи ставит перед собой комитет по науке и высшему образованию на 2022 год?

— Комитет по науке и высшему образованию будет прикладывать максимальные усилия для реализации государственной политики в области повышения качества образования в России и роста конкурентоспособности научных исследований. Планируем заниматься совершенствованием законов, то есть нормотворческой деятельностью для того, чтобы совместно с Министерством науки и высшего образования достигать тех национальных целей, которые прописаны и стратегии научно-технологического развития Российской Федерации. Совместно с Минобрнауки уже работаем в этом направлении. Кроме того, комитет становится площадкой для конструктивного диалога между различными ветвями власти, экспертным сообществом, руководителями и сотрудниками вузов и научно-исследовательских институтов. Уже созданы две рабочие группы по совершенствованию законодательства в сфере науки и высшего образования. Работаем с контрольно-надзорными органами, так как сейчас будут меняться правила игры в части аккредитации и лицензирования, также занимаемся созданием экспертного совета. Приглашаю всех неравнодушных участников образовательного и научного процессов к участию в нашем экспертном совете.

Кроме того, мы же представляем интересы наших избирателей и работников профессиональной сферы. И я как ректор в недавнем прошлом, конечно же, знаю изнутри все те проблемы, которые есть в университетах, в среднем профессиональном образовании, школах. И наша задача — наладить взаимодействие между другими комитетами Государственной Думы. Безусловно, будем сотрудничать с комитетами просвещения, молодежной политики, по труду и занятости. Поэтому работы предстоит очень много. Нацелены на конструктивный диалог со всеми участниками этого процесса.

От первого лица «Нужно взять лучшее, что было в советской системе облпотребсоюзов»
Материалы выпуска
Решения Максим Егоров раскритиковал тамбовское ЖКХ, но оценил агросектор
Решения В Воронежской области реализуются инвестпроекты на ₽39 млрд
Компетенция Вадим Кстенин: «Делаем все, чтобы оставаться городом развития»
Компетенция Евгения Уваркина: «Бюджет 2021 года выполнен полностью»
Решения Антон Иванов: «Главная цель — открытый и эффективный муниципалитет»
Решения Максим Косенков: «Особенно важно чувствовать проблемы людей»
Решения Ольга Павлова: «Лейтмотивом этого года стало слово «впервые»
Компетенция Елена Леонова: «Главная задача — сделать все, чтобы город развивался»
Решения «Мы делаем все, чтобы создать условия для устойчивого развития региона»
Решения Дмитрий Аверов: «Ключевым законом для меня является бюджет»
Компетенция Владимир Дорофеев: «Территория ОЭЗ «Центр» будет заполнена в 2022 году»
Решения Владимир Ходырев: «Есть вопросы, которые решаем уже давно»
Компетенция Александр Афанасьев: «Важно уметь слушать и слышать людей»
От первого лица Екатерина Харченко: «Главное — привлечь в науку талантливую молодежь»
От первого лица «Нужно взять лучшее, что было в советской системе облпотребсоюзов»
Содержание
Закрыть