От первого лица , Черноземье ,  
0 

«Сокращение инвестиционно-строительного цикла — ресурс развития»

Сергей Лукин (Фото: из личного архива)
Сергей Лукин (Фото: из личного архива)
Сенатор от Воронежской области Сергей Лукин — об острых проблемах в сфере строительства, приоритете инфраструктурного развития регионов и снятии административных барьеров

— в 2021 году в строительной отрасли сложилась ситуация, которую в недавнем прошлом сложно было даже представить: подрядчики массово не выходят на торги, а ведь раньше они конкурировали за государственные контракты. Чем вызвана эта проблема и насколько она значима?

— Да, действительно, новости о срыве аукционов уже не вызывают удивления. Причиной стало резкое подорожание стройматериалов, которое началось прошлой осенью и продолжилось в 2021 году. Существенно выросла стоимость практически всех ресурсов. Взлетели цены на металлопрокат — от 70 до 105% в зависимости от сортамента, за период с ноября 2020 года. Поставщики не рискуют участвовать в торгах, поскольку нет уверенности, что предложенная цена не станет убыточной через некоторое время.

В результате только по первому кварталу 2021 года сумма контрактов на строительство объектов, финансируемых из федерального и регионального бюджетов, торги по которым не состоялись, выросла более чем на 30%. Что касается капремонта, в текущем году не состоялось 60% тендеров на поиск подрядчиков. По оценке экспертов, пока эта негативная тенденция продолжает набирать силу.

Сложившаяся ситуация создает риски неисполнения национальных проектов, которыми предусмотрено строительство социальных объектов — детских садов, школ, учреждений здравоохранения и спорта. Кроме того, из-за роста себестоимости строительства снижается и доступность жилья, а значит, существенные осложнения возникают для реализации нацпроекта «Жилье и городская среда».

— Насколько известно из проведенного анализа, факторы подорожания стройматериалов в основном рыночные, в том числе — рост цен и спроса за рубежом. При этом ФАС поручено проверить, как обстоят дела на внутреннем рынке. В ноябре на заседании Совфеда в рамках «правительственного часа» выступил глава ФАС Максим Шаскольский. Говорил ли он об итогах этой масштабной проверки?

— Руководитель Федеральной антимонопольной службы России в своем докладе привел подробную информацию относительно проблемы взрывного роста цен на строительные материалы. Большую обеспокоенность вызывает тот факт, что в настоящее время не исполняется приоритет насыщения внутреннего рынка. По оценке ФАС, в ряде случаев по видам строительных материалов, имеющих экспортную альтернативу, паритет цен даже носит обратный характер. Помимо рыночных факторов, рост цен в ряде случаев вызван действиями хозяйствующих субъектов. В этом году ФАС России возбуждено четыре дела о нарушении антимонопольного законодательства на рынках металлопродукции по признакам сговора на торгах в отношении металлотрейдеров. Три дела в отношении производителей горячекатаного проката по признакам монопольно высокой цены. С августа производится четыре проверки в отношении крупнейших производителей арматуры. В сентябре возбуждено дело в отношении крупнейшего производителя ориентированно-стружечных плит по признаку монопольно высокой цены. Также ФАС России возбуждены дела в отношении двух крупнейших производителей листового стекла по признакам установления и поддержания монопольно высокой цены на продукцию. Для усиления контроля за ценообразованием создан реестр крупных производителей стройматериалов. В случае обнаружения нарушения антимонопольного законодательства последует привлечение к ответственности в виде оборотного штрафа до 15% выручки.

Поставленная президентом России задача по формированию долговременных условий, гарантирующих предсказуемость цен и качественное насыщение внутреннего рынка, требует большой системной работы как со стороны федеральных, так и региональных органов власти.

— Вы неоднократно поднимали проблему роста цен на стройматериалы на площадке Совета Федерации, в том числе указывали на то, что под угрозой также оказалось исполнение уже заключенных контрактов. Найдено ли какое-то решение?

— Что касается заключенных контрактов, постановлением правительства закреплена возможность корректировки цены госконтракта, если в период его исполнения произошло существенное изменение стоимости ценообразующих ресурсов. Необходимо отметить, что ограничения по сумме контракта этим документом сняты. При этом для контрактов свыше 100 млн рублей потребуется проведение повторной экспертизы, а для контрактов до 100 млн рублей такая экспертиза не понадобится. Первоначально в рамках постановления механизм, позволяющий компенсировать застройщикам удорожание строительных материалов, касался госконтрактов, заключенных до 1 июля 2021 года. Позже постановлением от 22 октября правительство распространило его на контракты, заключенные до 1 октября 2021 года. На сегодня уже сотни проектов в различных регионах России прошли экспертизу, однако темпы этого процесса необходимо наращивать.

— В Совете Федерации вы работаете в составе комитета по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, в ведении которого находятся вопросы строительства. Какие еще «узлы градостроительных проблем» удалось «развязать» в 2021 году?

— Совет Федерации последовательно проводит линию необходимости опережающего развития инфраструктуры — только так можно обеспечить наращивание темпов жилищного строительства, необходимое для выполнения национального проекта «Жилье и городская среда». В 2021 году регионы получили набор финансовых инструментов для решения этой задачи — разработанное правительством «Инфраструктурное меню», включающее инфраструктурные кредиты, механизм списания бюджетных кредитов для регионов и инфраструктурные облигации. Эти инструменты уже начинают внедряться.

Инфраструктурные кредиты — крупнейшая инициатива последних лет, направленная на социально-экономическое развитие регионов. В соответствии с законом, вносящим поправки в Бюджетный кодекс, регионы смогут получать льготные кредиты на инфраструктурные проекты. Заявка Воронежской области на 8,4 млрд рублей одобрена правительственной комиссией по региональному развитию. Средства будут направлены на строительство двух четырехполосных дорог и реконструкцию ливневой канализации с устройством очистных сооружений в районе микрорайона «Дубрава», что поможет улучшить дорожную ситуацию и решить проблему стоков в Северном районе. Также будет профинансировано возведение новой водоподъемной станции ВПС-21 в левобережной части областного центра — это позволит не только обеспечить бесперебойное водоснабжение местных жителей, улучшить качество подаваемой воды, но и реализовать градостроительные планы в юго-восточной части Воронежа. Кроме того, денежные ресурсы будут выделены на модернизацию очистных сооружений в Павловске, развитие инфраструктуры ОЭЗ «Центр» и индустриального парка «Масловский».

В 2021 году Советом Федерации рассмотрено и одобрено более 10 законопроектов, регулирующих работу строительной отрасли и способствующих решению градостроительных проблем.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее о наиболее значимых из них.

— Следует отметить пакет поправок к закону о контрактной системе, который вносит системные изменения в 44-ФЗ. В частности, им вводится универсальная предквалификация: к участию в закупках стоимостью свыше 20 млн рублей будут допускать только тех участников, которые имеют успешный опыт исполнения контракта, оцениваемого не менее чем в 20% от начальной цены закупки. Это защитит как заказчика, так и добросовестного поставщика, позволит соблюсти баланс качества работ и экономии.

Продолжается снятие административных барьеров в строительстве. Одобрен законопроект, решающий многолетнюю проблему использования приаэродромных территорий, что повысит правовую определенность и решит проблему фактического блокирования градостроительной деятельности из-за отсутствия единой методики определения седьмой подзоны.

Закон, который позволяет застройщикам на основании разрешения на ввод в эксплуатацию объекта строительства не только поставить его на кадастровый учет, но и регистрировать права на него, станет еще одним шагом к сокращению инвестиционно-строительного цикла. Однако принятые поправки не касаются многоквартирных домов, построенных по договорам долевого участия, потому что в этих случаях право собственности возникает на отдельные квартиры и по другим правилам.

Принят закон, упрощающий процедуру получения необходимых для архитектурно-строительного проектирования технических условий подключения к инженерным сетям. Теперь документ о техусловиях присоединения объектов к сетям станет обязательным приложением к договорам о подключении и будет выдаваться бесплатно в течение семи рабочих дней. Срок действия условий устанавливается владельцем сетей не менее чем на три года — и не менее чем на пять лет, если речь идет о комплексном развитии территории. Действие этого закона не распространяется на сети электроснабжения — процесс подключения к электросетям регулируется законодательством об электроэнергетике.

— Какие из нерешенных проблем в снятии административных барьеров вы отнесли бы к наиболее острым?

— Основными «болевыми точками» для строителей остаются вопросы внесения изменений в правила землепользования и застройки, а также отсутствия влияния регионов на процедуры технологического присоединения к инженерным сетям.

Естественные монополии, придерживающиеся принципа жесткой централизации, принятие решений по местным вопросам осуществляют в Москве. Если говорить о газоснабжении, то такая ситуация складывается при необходимости увеличения лимитов для территорий, где требуется реконструкция газораспределительных станций. А вот в сфере электроснабжения это касается практически всех региональных вопросов. При этом отсутствует возможность обратной связи и влияния на данный процесс со стороны нижестоящей сетевой организации или заявителя. Незнание детальной обстановки на местах зачастую приводит к отсутствию заинтересованности в эффективности и сокращении сроков решения задач в регионах. Соответственно, это замедляет процесс начала строительства.

Не теряет своей актуальности проблема неиспользуемого сетевого резерва — так называемых «бумажных мощностей». По данным Министерства энергетики, год от года растет разница между той мощностью, которую потребитель запрашивает при присоединении к сетям, и фактически потребляемой. При этом перераспределить мощность другим потребителям невозможно в силу действующего законодательства. Таким образом, развивается искусственный энергодефицит. В Воронежской области фактический неиспользуемый резерв трансформаторной мощности в 2018 году составлял 30%, в то время как по договорам техприсоединения загрузка была полной. Общий невостребованный резерв в стране Минэнерго оценивает в 60%. Для сетевых организаций подобная ситуация влечет необходимость постоянного увеличения инвестиций в реконструкцию и увеличение мощностей центров питания, что, в свою очередь, приводит к росту цен на электроэнергию для конечных потребителей.

В 2019 году в правительство России и министерством энергетики внесен проект постановления о введении платы за резерв неиспользуемой электросетевой мощности. Этот документ предлагает механизм, который стимулировал отказ от избыточной мощности теми, кому она больше не нужна, и передачу ее новым потребителям. Однако проект постановления на сегодня при давлении промышленного лобби так и остается в стадии согласования разногласий профильных министерств и ведомств.

— Вернемся к вопросу устранения административных барьеров в строительстве. Какова сейчас ситуация в целом?

— Строительная отрасль считается одной из самых зарегулированных в экономике. Десять лет назад в жилищном строительстве было 96 административных процедур, прохождение которых требовало более 100 согласований. Правительство совместно с парламентом активно работает над вопросами по снижению административных барьеров в строительной сфере и сокращению инвестиционно-строительного цикла. Теперь, по информации вице-премьера Марата Хуснуллина, на уровне федерального закона количество административных процедур в строительстве уменьшается до 32, а согласований — до 50.

Сокращение инвестиционно-строительного цикла, составляющего в настоящее время от 1,5 до 2 лет, — серьезный ресурс развития. Ведь на этот срок финансы в строительстве фактически заморожены.

По поручению президента России Владимира Путина правительство совместно с комиссиями Госсовета готовит предложения о совершенствовании правового регулирования градостроительных и других отношений для сокращения продолжительности инвестиционно-строительного цикла не менее чем на 30%.

— Работа по каким перспективным направлениям планируется на 2022 год?

— Стимулирование комплексного развития территорий, завершение реформы ценообразования в строительстве, дальнейшая цифровизация строительной отрасли, продолжение работы по снижению административных барьеров и сокращению инвестиционно-строительного цикла — вот задачи, которые предстоит решать в сфере градостроительства в наступающем 2022 году, чтобы обеспечить динамику развития, необходимую для достижения национальных целей.


 

Материалы выпуска
Решения Максим Егоров раскритиковал тамбовское ЖКХ, но оценил агросектор
Решения В Воронежской области реализуются инвестпроекты на ₽39 млрд
Компетенция Вадим Кстенин: «Делаем все, чтобы оставаться городом развития»
Компетенция Евгения Уваркина: «Бюджет 2021 года выполнен полностью»
Решения Антон Иванов: «Главная цель — открытый и эффективный муниципалитет»
Решения Максим Косенков: «Особенно важно чувствовать проблемы людей»
Решения Ольга Павлова: «Лейтмотивом этого года стало слово «впервые»
Компетенция Елена Леонова: «Главная задача — сделать все, чтобы город развивался»
Решения «Мы делаем все, чтобы создать условия для устойчивого развития региона»
Решения Дмитрий Аверов: «Ключевым законом для меня является бюджет»
Компетенция Владимир Дорофеев: «Территория ОЭЗ «Центр» будет заполнена в 2022 году»
Решения Владимир Ходырев: «Есть вопросы, которые решаем уже давно»
Компетенция Александр Афанасьев: «Важно уметь слушать и слышать людей»
От первого лица Екатерина Харченко: «Главное — привлечь в науку талантливую молодежь»
От первого лица «Нужно взять лучшее, что было в советской системе облпотребсоюзов»
Содержание
Закрыть