— Каковы статистические итоги работы Воронежской облдумы в уходящем году — сколько законов принято? Какой сферы экономики или социальной жизни законодательное регулирование коснулось в наибольшей мере?
— С начала 2021 года депутатами совместно с губернатором, правительством региона и другими исполнительными органами власти разработано и принято более 150 законов, направленных на создание правовых условий для поступательного развития области. Почти 40% из них касаются регионального развития и экономики, более 20% законов направлены на улучшение в сферах здравоохранения, образования, культуры и соцзащиты, около 10% пришлось на аграрное, земельное и экологическое законодательство, столько же — на защиту прав и свобод человека, обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности.
Принятые в течение 2021 года законодательные акты позволили внедрить новые и усовершенствовать уже имеющиеся меры поддержки разных слоев населения — семей с детьми, людей, оказавшихся в сложной финансовой ситуации, школьников и студентов, а также предпринимателей. В частности, депутаты согласовали поправки в закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Воронежской области», которые предоставят СМП и организациям, образующим поддерживающую этот сегмент инфраструктуру, новую форму поддержки — гарантийную, что облегчит им доступ к кредитным и иным финансовым ресурсам.
— Какие статьи расходов и доходов подверглись наибольшим корректировкам в течение года?
— В соответствии с рекомендациями Минфина изменения в бюджет вносятся четыре раза в год. В конце ноября одобрили третью корректировку главного финансового документа региона в связи с необходимостью уточнения объема поступлений доходов областного бюджета и перераспределением бюджетных ассигнований между департаментами правительства региона, а также внутри их смет. Так, по уточненным данным, доходы областного бюджета в 2021 году увеличились почти на 3,8 млрд рублей и составили 143,6 млрд рублей, расходы сократились примерно на 3,5 млрд рублей, до 154,4 млрд рублей. Дефицит бюджета сократился до 10,8 млрд рублей, или 6,99% от расходов. Существенное дополнительное финансирование вновь затронуло все сферы, связанные с противодействием коронавирусной инфекции, — в частности, ассигнование департамента здравоохранения увеличено более чем на 1,9 млрд рублей.
В рамках предыдущих корректировок дополнительные бюджетные транши направлены на выполнение социальных обязательств (в том числе сокращение аварийного жилого фонда и реализацию альтернативной меры соцподдержки для многодетных семей), оснащение и ремонт объектов здравоохранения, образования, спорта и культуры. Значительные средства выделены на модернизацию дорожной сети региона, закупку автомобилей скорой помощи и обновление пассажирского транспорта.
Доходная часть областной казны выросла не только за счет трансфертов из федерального бюджета, но и за счет увеличения собственных налоговых и неналоговых поступлений. Вторая корректировка летом этого года показала рост налога на прибыль организаций на 1,6 млрд рублей, НДФЛ — на 484 млн рублей, а также положительную динамику по другим статьям наполнения бюджета.
— Каковы основные итоги работы областной Думы в сфере налогового законодательства?
— В конце года депутаты одобрили изменения в закон Воронежской области «О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления», направленные в том числе на укрепление собственной доходной базы органов местного самоуправления. Мы согласовали передачу в бюджеты городских округов 5% налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за счет чего дополнительные доходы бюджетов городских округов составят в 2022 году почти 381 млн рублей, часть которых по предварительной договоренности будет направлена на развитие предпринимательской активности на местах.
В течение года утверждаем изменения в перечень особо значимых инвестиционных проектов, которые могут претендовать на налоговые и иные льготы. В частности, весной согласовали налоговые преференции для инвестпроектов агропромышленного сектора общей стоимостью почти 4,5 млрд рублей. Благодаря реализации этих проектов будет создано почти 450 новых рабочих мест, а по завершении инвестиционной фазы областной бюджет будет ежегодно получать порядка миллиарда рублей. Важно отметить, что в целях снижения уровня дотационности нашего региона и увеличения налоговых и неналоговых доходов в области регулярно пересматриваем список льгот, отменяя неэффективные.
— В апреле этого года Дума усовершенствовала закон о наказах избирателей, упростив процедуру их инициирования и оформления. Сколько наказов, и в каком объеме профинансировано в 2021 году? На какой эффект от внесенных поправок рассчитываете в следующем году?
— Считаю корректировки в закон о наказах избирателей, которые являются одной из форм выражения и реализации интересов населения, одними из ключевых в этом году. Новый механизм исполнения наказов поможет более эффективно и оперативно решать проблемы избирателей, укрепляя их связь с депутатским корпусом.
В 2021 году по заявкам областных депутатов выделено свыше 200 млн рублей на финансирование более чем 1000 предложений жителей региона. Парламентарии направили эти средства на улучшение социальной ситуации в своих округах: порядка 50% средств потрачено на модернизацию объектов образования, более 15% — на формирование комфортной среды проживания, примерно те же объемы финансирования выделили на объекты культуры. Остальные средства пошли на решение текущих задач на объектах здравоохранения и социальной сферы.
Летом этого года в регионе прошли сотни встреч с лидерами общественного мнения, «круглые столы» и обсуждения в районных центрах, городских округах и сельских поселениях, по итогам которых собрано более 25 тысяч наказов. Так что в следующем году постараемся решить гораздо больше проблем избирателей. В ходе обсуждения корректировок бюджета на ближайшие три года накануне первого чтения главного финансового документа предложения жителей региона были направлены в правительство региона для изучения профильными департаментами. Это самая финансово емкая, но приоритетная часть депутатских инициатив, точные параметры расходов по которой только предстоит расписать.
— В начале декабря стало известно, что Воронежскую область выбрали пилотным регионом для проекта по расширению межрегионального туризма. По заявлению губернатора Александра Гусева, совместно с ассоциацией «Центральный федеральный округ» область разработает стратегию создания как минимум пяти туристических кластеров. С чего начнется эта работа?
— Приняли ряд законов, направленных на стимулирование инвестиционной деятельности, развитие экономики и наполняемость бюджета. В частности, внесенные изменения в закон «О государственной (областной) поддержке инвестиционной деятельности на территории Воронежской области» позволят расширить перечень особо значимых инвестпроектов в сфере туризма. Организациям, планирующим создание новых объектов капитального строительства в сфере санаторно-курортного лечения и отдыха с объемом инвестиций не менее 300 млн рублей, а также входящим в туристско-рекреационный кластер, будут предоставляться существенные налоговые льготы. Рассчитываем, что благодаря этим мерам повысится уровень оказания туристических услуг потребителям на внутреннем и международном рынке, увеличится количество рабочих мест и объем налогов, поступающих в бюджеты всех уровней. Фактически с принятием данного закона в регионе началась подготовка нормативной базы для реализации нового национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства».
— Какими законопроектами и инициативами областная Дума и парламентарии поддерживали экономику в условиях пандемии? Какие из них оказались самыми эффективными и востребованными?
— С началом пандемии в 2020 году приняты в общей сложности 95 видов поддержки граждан и бизнеса на федеральном и региональном уровне. Для предприятий Воронежской области действовало 66 видов поддержки, в том числе 29 — финансовых и 37 — организационных. Для граждан было разработано 29 мер социальной поддержки, в том числе 15 — финансовых.
В системе поддержки главный акцент сделан на субъекты МСП. На федеральном уровне определен перечень наиболее пострадавших отраслей, которые стали получателями максимального количества мер поддержки. В нашем регионе в эту категорию попало более 27 тысяч субъектов МСП с численностью занятых почти 50 тысяч человек. Всего в 2020 году федеральными мерами господдержки на общую сумму 19,5 млрд рублей воспользовались более 20 тысяч субъектов малого бизнеса из пострадавших отраслей. Наиболее востребованными оказались гранты, льготные займы на выдача зарплаты, льготное кредитование, кредитные каникулы, отсрочка налоговых платежей и т.п.
Федеральные меры поддержки дополнены на региональном уровне. Депутаты Воронежской областной Думы утвердили льготы по налогу, взимаемому по упрощенной системе налогообложения, и единому налогу на вмененный доход, налогу на имущество для арендодателей торговых и бизнес-центров.
Реализация комплекса мер поддержки в целом смягчила негативные последствия распространения COVID-19 в регионе и предотвратила коллапс в экономике. Многие из этих мер действуют и сегодня, поэтому экономический эффект от их реализации еще предстоит подсчитать.
— Каким было в 2021 году взаимодействие Воронежской областной Думы с федеральным парламентом? Насколько плотно вы работаете с депутатами Госдумы от Воронежской области, что назвали бы самым важным итогом этого взаимодействия?
— В сентябре этого года состоялись выборы в нижнюю палату российского парламента. В кампании участвовало 14 политических партий, которые дали возможность удовлетворить запрос избирателей на новые лица и инициативы. При этом подавляющее большинство воронежцев проголосовало за продолжение нынешнего государственного курса, направленного на сохранение политической стабильности, поступательное развитие экономики и решение социальных вопросов. Избранные депутатами от Воронежской области Алексей Гордеев, Игорь Кастюкевич и Евгений Ревенко утверждены на статусные позиции в Госдуме (вице-спикера и заместителей руководителя фракции «Единая Россия» соответственно). Существенно выросли потенциал поддержки инициатив и возможности продвижения интересов Воронежской области в федеральных органах власти. Мы находимся в постоянном контакте с представителями региона в Госдуме, они также регулярно бывают в области с рабочими поездками и принимают участие в мониторинге ситуации в различных сферах.
— Какова стратегия в работе с госдолгом Воронежской области, который составлял на 1 октября 2021 года 17,67 млрд рублей? Есть ли задачи его ускоренного погашения?
— Долговая нагрузка Воронежской области на протяжении многих лет находится на экономически безопасном уровне и является одной из самых низких среди регионов Центрального федерального округа. Проектом закона о бюджете на 2022 и плановый период 2023-2024 годов предусмотрены меры, которые будут и далее поддерживать долговую устойчивость региона на высоком уровне. Объемы госдолга в ближайшие три года будут планомерно снижаться на 876 млн рублей ежегодно, чтобы в 2024 году выйти на уровень 14,1 млрд рублей, или 11,8% долговой нагрузки. Весь объем заимствований является бюджетным, по сути беспроцентным (под 0,1%), никаких коммерческих кредитов у региона сегодня нет. Погашать госдолг более быстрыми темпами нет необходимости, поскольку он фактически весь реструктуризирован.
— Бюджет 2022 года — какие направления финансирования будут его приоритетами, как изменятся ключевые статьи доходов и расходов?
— Уже второй год подряд главный финансовый документ формируется в условиях пандемии. Собственные доходы региональной казны растут. По прогнозам, налоговые и неналоговые поступления в бюджет в 2022 году увеличатся по сравнению с оценкой 2021 года более чем на 5 млрд рублей — со 102,9 до 108 млрд. Наиболее весомыми доходными источниками, как и прежде, остаются налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц — их доля в бюджете почти 62%, или свыше 67 млрд рублей.
В целом сумма доходов областного бюджета составит более 141,2 млрд рублей, расходов — свыше 144,5 млрд рублей. Дефицит является техническим и имеет источники погашения, предусмотренные в бюджете. Таким образом, бюджет максимально сбалансирован. Расходы казны на 98,3% сформированы по программно-целевому принципу. Почти 67,7% расходной части будут направлены в социальную сферу, на выполнение государственных обязательств перед гражданами, повышение зарплат бюджетникам, индексацию различных выплат.
Приоритетом бюджетной политики области в части расходов на 2022 год является обеспечение выполнения национальных целей и стратегических задач развития, заложенных указами президента РФ, а также положениями его Послания Федеральному Собранию, реализация мероприятий по повышению доходов граждан и снижению безработицы. Так, в расходной части бюджета средства, формирующие фонд оплаты труда с начислениями, составляют более 41,5%, еще около 7% заложено на социальные выплаты, 13,3% — на иные мероприятия социальной направленности (в том числе на реализацию областной адресной инвестпрограммы, региональной программы капремонта и т.д.). На достижение национальных целей и реализацию соответствующих им национальных проектов в 2022 году предусмотрено более 23,2 млрд рублей, из них почти 13,6 млрд рублей — это средства федерального бюджета, а более 9,6 млрд рублей — областные.
«Бюджет развития» на 2022 год (сюда традиционно включают дорожный фонд, господдержку АПК и расходы на областную адресную инвестпрограмму) сопоставим по объемам с уровнем финансирования текущего года. Так, средства дорожного фонда на данный момент планируются на уровне 13,9 млрд рублей, расходы на господдержку агросектора составят более 7,2 млрд рублей. На реализацию областной адресной инвестпрограммы предварительно заложено почти 14,5 млрд рублей, из них почти 86% — доля расходов по объектам социальной сферы и инженерной инфраструктуры.
— На 2022 год областной Думой анонсирована разработка новых региональных мер господдержки для пострадавших от антиковидных ограничений отраслей. Какой экономический эффект планируется получить от этих мер?
— Да, сейчас идет работа над целым пакетом новых мер поддержки. В частности, проходит экспертизу проект закона, касающийся поправок в региональный закон о налоге на имущество организаций. В его рамках планируется поддержка как арендаторов в объектах торговли и бизнес-центрах, так и владельцев этих объектов. Рассматривается несколько вариантов снижения налоговых ставок для предприятий из пострадавших отраслей, которые находятся на упрощенной системе налогообложения. Выпадающие доходы бюджета региона по этой статье могут составить от 300 млн до 1 млрд рублей, но мы считаем важным оперативно принять решение по данному вопросу и поддержать предпринимательское сообщество. Обсуждаем меры поддержки и для автотранспортных предприятий Воронежа и области. Еще одна инициатива касается снижения или отсрочки арендной платы для МСП, которые располагаются в объектах муниципального или областного имущества.
Очень важно оперативно разработать правовую базу региона и законодательно закрепить условия выполнения этой «антивирусной» программы. И мы к этому готовы. Также совместно с представителями бизнес-сообщества будем вести мониторинг эффективности предпринимаемых усилий, чтобы в случае необходимости оперативно дополнить пакет региональных мер, направленных на дальнейшую стабилизацию экономической ситуации в области.