— Есть мнение, что для инженерного образования дистанционного обучения недостаточно, вы с ним согласны?
— Думаю, в этом есть большая доля истины. Помимо теоретических фундаментальных знаний, необходимых инженеру, есть потребность в работе своими руками, понимании, как устроена машина и какие звуки издает. Без лабораторных работ, промышленных измерений, полноценной практики — инженера подготовить тяжело. В этом непростом году на помощь пришли информационные технологии, например, сейчас одна из самых обсуждаемых тем инженерного образования — цифровые двойники (моделирование основных вещей и процессов). Понятно, что технологии развиваются, однако без контактов с металлом или продуктом понять суть инженерной мысли сложно. Для нас переход на дистант и пандемия стали существенным испытанием. С другой стороны, старались максимально использовать те «окна», которые давала инфекция. Очень активно в сентябре работали с лабораторными и практическими занятиями, когда Роспотребнадзор разрешил проводить занятия в малых группах. В подавляющем большинстве учебных планов, 99% случаев, необходимые объемы охватили. Все вышли на практику к нашим индустриальным партнерам — ведущим предприятиям региона. Там соблюдаются жесткие санитарные правила, контроль, но наши студенты востребованы. Несмотря на внешние неблагоприятные факторы, успешно адаптировались к новым условиям.
— Как долго студенты ВГУИТ в 2021 году пробыли на дистанционке?
— В этом семестре в среднем студенты 3-4 недели находились на дистанционке, но мы специально перекроили учебные планы, чтобы на это время вынести максимально базовые дисциплины: физику, математику, иностранный язык, историю, философию. А лабораторные практикумы, практические занятия сместили на период, когда студенты находились в аудитории. Опирались на опыт 2020 года, когда в максимально короткие сроки принимались решения. Тогда приходилось быстро реагировать, внедрять системы для дистанционного обучения, формировать программы — это был шок. Сегодня — это плановый процесс. На открытии учебного года честно сказали: «ребят, давайте спешить учится в очном формате», ситуация сложная и никто не дает гарантии, что все 16 недель будет доступ в лаборатории. Так и получилось. Студентам приходится постоянно подстраиваться в режиме интенсивного обучения, с другой стороны, у коллег-медиков давно внедрено обучение по циклам. В частности, студент учит один предмет 2-3 недели, после чего идут практика и новый предмет. Такие модульные конструкции в образовании стали внедрять и у себя.
— Как в целом оцениваете обучение в 2021 году?
— Любые перемены — это время вызовов и возможностей. Понятно, что рваный ритм внес дестабилизацию преподавателям и студентам, которые ездили по очереди домой, на учебу и практику. Но появились новые варианты образовательных программ, во-первых, опыт использования цифровых двойников, математических моделей. Во-вторых, обратили внимание на партнеров из других университетов, стали привлекать дистанционные курсы: так студенты получили возможность слушать лекции и наблюдать лабораторные практические занятия по смежным тематикам не из уст наших преподавателей. В прошлом году подписали соглашение консорциума с Московским университетом пищевых производств и Краснодарским технологическим университетом. В-третьих, обогатила студенческую практику ориентация на практическое обучение, которую внесли программы. В условиях, когда лабораторно-аудиторные работы ограничены, выход к практикующим специалистам на производство является лучшим опытом. Наиболее активные, кто ищет возможности и новые знания, получили уникальные возможности. В классической форме сбоев избежать не удалось, но перемены дали дополнительные шансы. Через 3-5 лет увидим, что будет, когда ребята придут на производство. Это проверка адаптивных способностей будущих выпускников.
— Сколько процентов студентов и преподавателей у вас вакцинировано?
— Процесс идет достаточно успешно, однако сталкиваемся с разным отношением. Преподаватели — это люди, как правило, хорошо образованные с большим жизненным опытом, их вакцинация идет интенсивнее всего. В силу специфики работы и большого количества контактов, многие на начальном этапе успели переболеть. Сегодня подходим к 95% порогу вакцинации у преподавателей. Коллегии понимают, если в неделю общаться с сотней людей, то вероятность контактов с носителями инфекции чрезвычайно высока. Профессорско-преподавательский состав, как целевая аудитория, одна из самых восприимчивых в этой прививочной кампании. Административно-хозяйственный блок демонстрирует процент пониже, ориентируемся на показатели Роспотребнадзора в 80%, уже перешагнули планку 83%.
С ребятами, студентами сложнее по понятным психологическим причинам. Имеют место уговоры и убеждения. Чаще всего молодежь болеет быстро, относительно нетяжело, и жесткой мотивации не хватает. По студентам вышли на 50%. Это вопрос времени, система QR-кодов постепенно подталкивает молодежь. Объясняем, что прививку необходимо делать не для себя, а для своих родных. Вы можете занести инфекцию в семью и стать источником заражения для своих близких. Стремимся не нагнетать, студенты эмоционально реагируют, они всю жизнь еще видят в розовом цвете. Дорогу осилит идущий, думаю, к 70% целевым со временем придем. Без мотивированного заключения и прививки стараемся в общежитие не заселять. Есть covid-free, некие смешанные зоны, стараемся войти в положение тех, у кого непростая жизненная ситуация.
— Ранее в интервью «КоммерсантЪ-Черноземье» вы заявляли, что компенсировать недополученные в пандемию доходы ВГУИТ может за счет внебюджетных доходов и эффективного использования непрофильных активов вуза. Удается придерживаться этой тактики?
— Выделил бы два основных целевых направления. Первое — научные исследования, в том числе по государственному заказу, в разных формах: от прямого госзадания до научных фондов. На государство, как генерального заказчика исследований, стараемся в первую очередь ориентироваться, неплохие показатели по госфинансированию. Существенно увеличили долю средств, которые поступают на научные исследования и это важно. Второе направление — это хозяйственно-договорные исследования в интересах индустриальных заказчиков. И ситуация с пандемией оказалась для нас благоприятной, когда трансграничные связи нарушались, цепочки поставок менялись, и наши крупнейшие индустриальные партнеры начали ощущать дефицит не только кадров, но и технологических решений. В этом смысле научные и прикладные организации региона получили свой шанс. Стараемся с нашими индустриальными партнерами активно работать, подсказывать новые идеи по перестройке линий производства. Доля заказов от предприятий растет умеренными темпами, но деньги частные, а многие компании находятся сейчас не в лучшей своей форме.
— А какая деятельность ведется непосредственно по части образовательных услуг?
— Это третий большой блок — дистанционная переподготовка. Понятно, что бакалавриат, магистратура, специалитет, аспирантура — основные образовательные программы, это 90% того, что мы делаем. Но в регионе сформировавшаяся потребность на переподготовку специалистов, технологическое перевооружение идет, современное оборудование монтируется и вводится в эксплуатацию. Компетенций сотрудников постепенно не хватает. Внедряем программы дополнительного образования для наших партнеров, им это интересно и важно. Карантин дал образовательной деятельности возможность: вводим дистанционные курсы повышения квалификации как для управленческого персонала, так и для технологов. Один из региональных трендов — «Бережливое производство». С одной стороны, это не дает взрывного эффекта (экономия до 7%), но в условиях плотного рынка и экономической конъюнктуры, тот, кто выигрывает эти проценты — оказывается первым на рынке. И когда остальные банкротятся, этот производитель развивается и живет. Даже небольшие образовательные экономические ниши для нас — хорошая возможность.
— Есть понимание, кто ваши будущие абитуриенты?
— Стоит две основных задачи. Необходимо в июле выпустить студентов, которые пойдут на предприятия региона создавать экономику, и принять новых абитуриентов в сентябре. Ждем активных ребят, которые знают, что такое производство. «Техноложка» всегда славилась тем, что выпускники не боятся реального сектора экономики. Сегодня с оглядкой на список потребностей в трудоустройстве, зарплатные рейтинги, можно сказать о востребованности людей с инженерным образованием. Ребят, которые умеют своими руками что-то делать и хотят производить реальный продукт — ждем в первую очередь. Это технологический факультет, факультет экологии и химических технологий.
В последние пять лет вуз развивал направление информационных технологий, ориентированных на промышленный потенциал региона — автоматизация и все, что связанно с программным обеспечением. С удовольствием ждем ребят, имеющих первичные навыки программирования, которые в школе этим интересовались. Недавно со студентами посещали производство Nestle в Калужской области — огромный завод почти за 10 млрд долларов, производящий сухой корм. Там есть фантастические роботизированные решения, один сотрудник на 200 кв. метров. Самые высокооплачиваемые должности — директор и промышленный программист, их уровень зарплат заставил удивиться даже умудренных опытом специалистов.
Ждем интересных и креативных ребят в сферу сервиса, традиционное вузовское направление. Есть ресторанное дело, гостиничное дело, все, что связано с развивающейся экономикой в макрорегионе. На сферу общепита и туризма в Воронеже надо взглянуть по-новому, необходима некая здоровая смелость для оригинальных решений. Стараемся ребятам помогать, в том числе с фокусом на собственное дело, потому что яркие проекты — это дело молодых. Понятно, что колесо уже давно изобретено, с другой стороны, есть куда расти.
— Какие задачи ставятся перед университетом на 2022 год?
— Если говорить о целях, задачах и перспективах — чего желаем себе и нашим коллегам — это диверсификация. Мир быстро меняется, вынуждая нас приспосабливаться, и важно переключение с образования на науку, и наоборот. Сочетание внедрения и дополнительного образования. Этим занимается современный университет — делая его интересным для студентов, индустриальных партнеров и государственных органов власти. В 2022 году кроме испытаний хотелось видеть больше удачи, хорошего настроения, здорового драйва, молодой энергии. Это даст на старые вещи взглянуть по-новому. Один из ключевых вопросов в системе образования — выстраивание новых концепций, путей получения и закрепления знаний. Это вопрос не только следования изменяющимся стандартам, это вопрос образовательных технологий, вопрос ориентации на практическую подготовку и взаимодействия с предприятиями-партнерами. Если даже немного из перечисленного удастся со студентами реализовать — это уже будет немного другой город и другой регион.